0

Сравнение

VIP Club

Акустика центрального канала

Автор статьи: Депутатов Иван
18.04.2006 12649 0
Ценовая категория $200-300
Boston CRC7
DLS RC55
Dynaudio Audience 42С
Focal-JMlab Chorus CC 700 S
Jamo E 8cen.2
Polk Audio CSi3
PSB Image C40
RBH C-4
Wharfedale Diamond 9.CM
Ценовая категория $300-500
Canton Ergo 605 CM
DALI IKON Vocal 2
JBL Studio LC2
Klipsch RC-25
Mirage Omnisat v2 CC
Paradigm Studio CC-470
Polk Audio CSi5
Tannoy Sensys DCC
Акустическая система центрального канала - одна из самых важных компонент домашнего кинотеатра, причем ориентированного не только на музыку, но и на современные многоканальные музыкальные форматы DVD-Audio/SACD. Тем не менее частенько ее значение недооценивается владельцем (а ведь эта колонка обслуживает самый информационно насыщенный канал: на нее ложится до 60 процентов всего объема саундтрека) и в результате звуковая сцена «рвется», ощущается недостаток объема и ни о каком эффекте присутствия не может быть и речи. Чтобы избежать этого, надо хорошо ориентироваться на современном рынке, где представлены сотни моделей. Чтобы помочь в этом читателям, мы запланировали обширный тест центров, важность которых все больше растет по мере распространения многоканальных музыкальных форматов, где нужно воспроизводить не только диалоги и спецэффекты, но и точно передавать музыкальные нюансы. Решив провести большой тест, мы недооценили ситуацию на рынке - «центростроение» настолько продвинулось, что в один материал объединить все не удалось, поэтому мы решили разбить всех участников на три ценовые категории: $200-300, $300-$500 и >$500. Первые две категории насчитывают 17 центров различных производителей (только Polk Audio выступил в обоих весовых категориях) и именно их сравнительное тестирование будет представлено в этом номере. Ну а о «топовых» моделях можно будет прочитать в весеннем, мартовском номере.
Первая группа представляет собой достаточно бюджетное решение, которое хорошо впишется в комплект к полочникам или недорогим напольникам. Они должны достаточно уверенно выступать в кино, а вот на музыкальном фронте ничего особого ждать не стоит. Гораздо более интересна вторая категория - в нее вошли колонки, зачастую «напичканные» уникальными технологиями, позволяющими им на равных звучать в системах с хорошими дорогими напольниками и полочниками. Они могут без проблем долго играть на хорошей громкости, если вдруг вам захочется устроить дома дискотеку, причем с музыкой они тоже будут «на ты». Такие акустические системы уже хорошо подойдут для тех, кто в равной степени смотрит кино и любит слушать музыку. Конечно, собирать систему, начиная с центра - достаточно авангардный подход. Но ведь можно подбирать и фронтальные колонки к центральному каналу, а не только наоборот! Такой подход тоже имеет право на жизнь, к тому же, некоторые АС различных фирм и линеек в центральном исполнении не выпускались никогда.
Методика тестирования и измерения не отличались от применимых к обычным 5.1-системам. Разве что мы добавили в измерении еще один параметр - средняя неравномерность в интервале, наиболее используемом при передаче диалогов (300 Гц - 5 кГц). Итак, соревнование лучших из лучших «центров» в двух весовых категориях начинается!

Ценовая категория $200-300

Boston CRC7 $300

Boston CRC7
Звук * * * *
Конструкция * * *
Качество/цена * * *
Достоинства: отчетливый, контрастный, нейтральный звук
Недостатки: подчеркивание высоких частот

Конструкция. Центральный канал CRC7 в ассортименте американской компании Boston Acoustics относится к линейке «компактных колонок», и, действительно, АС отличается весьма скромными габаритами. Колонка сделана с применением фирменных технологий компании. В ней используется твитер из материала Kortec, получаемый с помощью пропитки шелкового купола специальным составом, позволяющим сделать обратную сторону мембраны достаточно жесткой. В СЧ/НЧ-секции занято два 115-мм динамика из копропилена. Причем один из них работает как пассивный радиатор, усиливая таким образом низкочастотную составляющую. Это более дорогое решение, чем стандартный фазоинверторный порт, но зато и более качественное - на работу пассивного радиатора не влияют параметры окружающей среды. Колонка оснащена парой солидных винтовых клемм с позолотой. Предусмотрены кронштейны как для горизонтального, так и для вертикального крепления на стене (правда, непонятно, зачем крепить акустическую систему вертикально). Для вертикального размещения предусмотрен поворот шильдика на 90°.
Звук. В звуке колонки ощутим легкий дефицит низкочастотной информации, отчего нижние форманты мужских речевых тембров передаются недостаточно выпукло. Весьма отчетлив верхний регистр: все до единой детали - «как на ладони». CRC7 заметно подчеркивает шипящие согласные в речи, поэтому декоративную решетку лучше не снимать. Тональный аспект материала представляется слегка упрощенно. Звук в целом собранный, острый, компактный. Колонка уверенно держит удар при отработке быстрых динамических выбросов. Можно прогнозировать хорошую сочетаемость ее с напольными фронтами фирменной линейки.

Технический комментарий
График АЧХ американского «Бостона» характеризуется хорошей ровной полочкой от 400 Гц до 1 кГц (не зря наши измерения показали достойный результат по неравномерности на участке 300 Гц - 5 кГц). В дальнейшем АЧХ отличают небольшие флуктуации, стремящиеся ввысь. Замеры под углом показали провал на 2 кГц, но он на звучание не влияет - «центр» обычно находится на оси прослушивания. На графике КНИ можно видеть, как с ростом уровня сигнала растут и искажения, начиная с 0,42% (при 82 дБ) и заканчивая на 1,3% (при 94 дБ). Сильный выброс можно видеть на 100 кГц, к счастью, такие частоты редко добираются до АС центрального канала. Несмотря на то, что нижняя граница заявлена производителем на уровне 80 Гц, колонка начинает играть с 52 Гц. На графике импеданса присутствуют три пика, максимальное значение достигает 13,5 Ом, а минимальное находится на уровне 3,25 Ома. Особых проблем для усилителя эти скачки не представляют, да и значения импеданса не являются чем-то криминальным.
Рис. 1. Амплитудно-частотная характеристика

Рис. 2. Коэффициент нелинейных искажений

Рис. 3. Модуль входного импеданса



DLS RC55 $270

Звук * * * *
Конструкция * * *
Качество/цена * * * *
Достоинства: комфортный, естественный звук, чистый нижний регистр
Недостатки: немного смягчена деталировка во всем диапазоне

Конструкция. Компания DLS хорошо известна благодаря своим высококачественным автомобильным динамикам. В 2004 году «шведы» обратили свое внимание и на нишу домашнего кинотеатра. Серия R, к которой и принадлежит наша «испытуемая» выпускается под девизом - «глубокий бас в компактном корпусе». Не можем сказать, что RC55 обладает небольшими габаритами, да и вес у нее приличный - все говорит о солидном подходе. Компоновка достаточно классическая - на передней панели по ее краям расположены 2 СЧ/НЧ-динамика из непрессованной целлюлозы, а в центре расположился шелковый твитер диаметром 28 мм. На задней панели находятся две пары позолоченных клемм и два порта фазоинвертора - напротив каждой СЧ/НЧ-головки. Как ни странно, но клеммы и идентификационные наклейки ориентированы на вертикальное положение АС, а не на горизонтальное, которое подразумевается для АС центрального канала.
Звук. Вверенный центральному каналу материал громкоговоритель преподносит вполне ясно, артикулирование. Отчетливая передача речевых элементов не допускает разночтений восприятия. Бас колонка воспроизводит в естественной манере, как бы имитируя акустические особенности живого звука, выпукло, с подъемом. При передаче низкочастотных структур модель немного сглаживает (не размывая) драматически важные контрасты. По сравнению с некоторыми соперниками по тесту шумовой аранжировке в трактовке DLS слегка недостает «перца». Позитивная сторона данной «медали»: звук очень комфортный, совершенно неутомительный. Данная акустика подойдет тем, кто в кино предпочитает мелодрамы боевикам.

Технический комментарий
Подъем в районе 100 Гц на графике АЧХ характеризует усиление низких частот, что и отметили наши эксперты по звуку. До 1 кГц колонка играет очень ровно и лишь потом начинает «рисовать» звуковые узоры. Нельзя не отметить, что в диапазоне 1,3-20 кГц дисбаланс АС составил ровно 0 дБ! В очень важном для нас диапазоне 300 Гц - 5 кГц был продемонстрирован средний результат - 1,7 дБ. После 15 кГц замечен небольшой скачок, который может привести к легкой окраске самой верхней части диапазона. Замеренная нами чувствительность оказалась на 4 дБ ниже, чем заявляет производитель (84 против 88). Зато в процессе измерения КНИ мы не могли не порадоваться за результаты. Как выяснилось, лучше всего колонка играет при среднем уровне громкости, тем не менее и при других уровнях результаты были очень достойными. Не обошлось опять без пика на 100 Гц, однако он не превысил 3,4%, так что если вам вздумается возложить на эту акустическую систему работу по воспроизведению низких частот - она к этому готова.
Рис. 1. Амплитудно-частотная характеристика

Рис. 2. Коэффициент нелинейных искажений

Рис. 3. Модуль входного импеданса



Dynaudio Audience 42С $300

Звук * * * * *
Конструкция * * * *
Качество/цена * * * *
Достоинства: отлично сбалансированный, чистый во всем диапазоне звук Hi-Fi-качества
Недостатки: точность и академизм звука некоторые сочтут суховатыми для кино

Конструкция. Принадлежность этой небольшой центральной колонки к прославленному бренду Dynaudio можно определить сразу - специфический СЧ/НЧ-динамик говорит сам за себя. В нем используется фирменная полимерная мембрана MSP (Magnesium Silicate Polymer), которая изготавливается из силиката магния. Этот материал легкий, при этом очень жесткий и отличается небольшими внутренними резонансами. 28-мм твитер изготавливается из шелка по фирменной технологии Esotar. Фазоинверторный порт также выведен на переднюю панель, имеющую солидную толщину - 18 мм. На задней стенке расположены мощные винтовые клеммы, залитые в пластик. Bi-wiring они не поддерживают, зато могут быть использованы солидные «бананы».
Колонки изготовлены в Дании, о чем говорит наклейка на коробке, а также красноречивая надпись чуть ниже основной - «Danes don't lie» (Датчане не врут).
Звук. Звук этого центра наиболее точно соответствует определению «звуковой нейтралитет». Формируемый колонкой образ удивляет уравновешенностью, сбалансированностью всех элементов. Звуковые планы ясно эшелонированы в глубину, громкие детали первого плана не перекрывают самых тихих фоновых звуков. Очень естественная передача музыкальных фрагментов свидетельствует об отличном тональном балансе. Актерские реплики великолепно артикулированы. С одной стороны, в звуке много хорошо взвешенной информации, с другой - нет навязчивости в ее представлении. Модель играет динамично, точно, но такой звук некоторым покажется излишне академичным. Центр можно рекомендовать тем, кто много слушает многоканальную музыку.

Технический комментарий
Приятной глазу линейностью характеризуется амлитудно-частотная характеристика датской колонки. До 2,5 кГц можно видеть практически ровную прямую. Далее следует несколько небольших скачков, совершенно не отражающихся на звучании и передаче диалогов, но подпортивших параметр средней неравномерности в этом интервале, который составил 1,6 дБ. После 5 кГц АЧХ плавно растет и потом также плавно идет на спад. Очень хорош показатель дисбаланса, замеренный после 1,3 кГц - он составляет всего -0,1 дБ. Нижняя граница этой АС - 44 Гц, что является лучшим результатом теста (датчане пишут о 54 Гц). На графике КНИ мы видим уже хорошо знакомый пик на 100 Гц, и даже несмотря на это, в диапазоне 40-100 Гц при уровне сигнала 88 дБ Audience 42C показывает лучший результат, составивший 1,84%. Весьма достойно колонка выступает и в других частотных интервалах. График импеданса демонстрирует два пика, на 90 Гц и на 2 кГц, при этом минимальное значение составляет 3,9 Ом.
Рис. 1. Амплитудно-частотная характеристика

Рис. 2. Коэффициент нелинейных искажений

Рис. 3. Модуль входного импеданса



Focal-JMlab Chorus CC 700 $295

Звук * * * * *
Конструкция * * * *
Качество/цена * * * *
Достоинства: очень естественный, отлично детализированный, тонально достоверный, динамичный звук, глубокий бас
Недостатки: ВЧ-детали немного превалируют

Конструкция. В линейке Chorus S всего две модели центрального канала, и наша CC 700 - самая «продвинутая». Focal-JMlab традиционно использует в своих колонках фирменный твитер TNC из алюминиево-магниевого сплава с инвертированным куполом (несмотря на заявление французов, что он используется только в «фокалах», они продают эти твитеры и другим компаниям). Он установлен между двумя СЧ/НЧ-динамиками, которые изготовлены по технологии Polyglass. Данная технология заключается в покрытии бумажного диффузора микрогранулами кремния. Это обеспечивает качественные и глубокие низкие частоты, а также снижает искажения. Акустическая система выполнена в закрытом корпусе, поэтому порты фазоинвертора отсутствуют. На задней стенке расположена пара небольших винтовых клемм, соединенных перемычками. Производитель обошелся без позолоты, зато позволил организовать соединение по схеме bi-wiring. Шильдик с логотипом наклеен на верхней панели, так что будет хорошо виден, даже если вы снимете защитную решетку.
Звук. Модель очень выразительно прорисовывает музыкальные (мелодические) элементы звуковой картины. Они выходят подкупающе гладкими, пластичными. В тональном смысле звук нейтральный, манера звукоизвлечения естественная. В передаче голосовых тембров ощущается глубина, богатство оттенков. Очень красив нижний регистр. Дикционные детали актерских диалогов отчетливы, но без назойливой «дробности» (чуть-чуть смягчены). Широк динамический диапазон. Очень красив пространственный образ. В целом звук французской модели нужно признать одним из самых сбалансированных в подгруппе.

Технический комментарий
Колонка «рисует» небольшой горб от 100 до 400 Гц, подчеркивающий низкие частоты, которые у этой АС были признаны красиво звучащими. Далее до 1 кГц можно видеть достойную идеальной прямой характеристику, которая начинает плавно спадать и также плавно возрастать к 4 кГц. После этого рубежа график ведет себя вполне линейно, разве что после 12 кГц начинается подъем к «вершинам». Кстати, дисбаланс в интервале 1,3-20 кГц идеален - 0 дБ. График, снятый под углом 45 градусов хоть и не выглядит идеальным зато параметр дисбаланса снова минимальный в тесте и составляет 6,07 дБ. Нижняя граничная частота, согласно нашим измерениям, зафиксирована на отметке в 49 дБ. Измеренная чувствительность в 90 дБ почти совпала с указанной в паспорте - 91 дБ. КНИ опять «вылезает» на 100 кГц, зато потом ведет себя весьма достойно, показывая средние значения, стремящиеся к лучшим. Импеданс плавно возрастает на 90 и 1600 Гц, достигая максимального значения в 23,2 Ом как раз на втором пике.
Рис. 1. Амплитудно-частотная характеристика

Рис. 2. Коэффициент нелинейных искажений

Рис. 3. Модуль входного импеданса



Jamo E 8cen.2 $260

Звук * * * * *
Конструкция * * *
Качество/цена * * * *
Достоинства: строгий, детальный, нейтральный, выразительный звук, отличная динамика
Недостатки: небольшой звуковой объем

Конструкция. В линейке «Е» датской компании Jamo только одна АС центрального канала, она прекрасно согласована с остальными колонками серии и может использоваться с любыми комбинациями этих акустических систем. При проектировании E 8cen.2 использовалась классическая схема D'Appolito, когда ВЧ-динамик располагается по центру, а по обеим сторонам установлены СЧ/НЧ-динамики. В данной модели в качестве материала для диффузоров используется бумага с минеральным наполнителем. В центре каждого «низкочастотника» установлена акустическая пуля, охлаждающая катушку и влияющая на диаграмму направленности. На задней стенке строго по центру расположен солидный порт фазоинвертора и надежные винтовые клеммы, установленные «вверх ногами» - удобно для лопаточек. Особенностью конструкции является своеобразный «козырек», закрепленный на верхней панели и нависающий над динамиками. Врядли он имеет какое-то техническое применение, скорее это оригинальный элемент дизайна.
Звук. Модель из Дании формирует слитный, сплоченный звуковой образ. Колонка звучит в камерной, компактной манере. Детали не утрируются и не вуалируются, графические и тональные элементы звукового рисунка удачно сбалансированы. Нижний регистр скромный и вместе с тем упругий, подвижный, хорошо структурированный. Тональное разрешение высоко во всем диапазоне. Отличная динамика позволяет выставлять любой уровень громкости при просмотрах кино: звук всегда остается строгим и нейтральным. Это без сомнения центр хорошего класса. Можно предположить его отличную сочетаемость с родной акустикой.

Технический комментарий
Кривая АЧХ в низких частотах не выпукла, как у подавляющего большинства АС, а наоборот, прогибается вниз, в результате чего нашим экспертам нижний регистр показался весьма скромным. Зато как красив график после 200 Гц! Он почти идеально ровно простирается до отметки в 2 кГц и лишь потом начинает демонстрировать небольшие флуктуации с тенденцией к спаду. Средняя неравномерность в интервале 160 Гц - 1,3 кГц заслуживает всяческих похвал (она составляет 0,44 дБ). После 1,3 кГц и до конца нашей измерительной шкалы (20 кГц) Jamo выдает лучший результат по дисбалансу, он составляет 0 дБ. А вот нижняя граница у этой колонки больше всего расходится с заявленной (76 Гц против обещанных 55 Гц). График КНИ не стал откровением, хотя несколько расстроил средний показатель при уровне сигнала 82 дБ на участке 100 Гц - 20 кГц, он составил 1%, что является худшим результатом теста, видимо, из-за мощного выброса в районе 100 Гц. Максимальное значение импеданса - 24 Ом.
Рис. 1. Амплитудно-частотная характеристика

Рис. 2. Коэффициент нелинейных искажений

Рис. 3. Модуль входного импеданса



Polk Audio CSi3 $240

Звук * * * *
Конструкция * * * *
Качество/цена * * * *
Достоинства: информативный, детальный, тонально нейтральный звук
Недостатки: колонка приуменьшает масштаб звукового события

Конструкция. Американская акустика от Polk Audio выступила у нас сразу в двух категориях. «Младшая модель» CSi3 имеет очень оригинальный корпус, со скошенной верхней панелью. В случае если вам придется установить колонку на небольшой высоте (например, под проекционным экраном), то, чтобы направить акустические волны вверх, кушам слушателей, а не в пол, можно просто перевернуть колонку и таким образом достигнуть необходимого результата. Все динамики сконструированы в соответствии с фирменной технологией «Dynamic Balance». Благодаря лазерной интерферометрии инженерам удалось «воочию» увидеть весь процесс вибрации драйвера или твитера. Такое «изображение» позволило подобрать идеальную комбинацию материалов, геометрию и технологию производства, что в результате свело к минимуму паразитные резонансы. Весьма оригинально оформлен ФИ-порт - он выглядит как близнец твитера и находится прямо под ним.
Звук. Американская модель демонстрирует звуковой нейтралитет. Колорит вполне нейтральный, естественный, что слышно при воспроизведении и фильмов и музыкальных DVD. В тональной области колонка строга, не допускает вольностей и передержек. Важно отметить высокое разрешение музыкальных деталей образа и общую музыкальность, которую центр демонстрирует при работе с соответствующим материалом. Актерские реплики модель воспроизводит безупречно как в дикционном, так и в тональном смысле.
Эффектны шумовые детали: падения, стрельба и т.д. Высокая детальность во всем диапазоне способствует ясному восприятию кино драматургии. Центр немного нивелирует масштаб события.

Технический комментарий
АЧХ этой американской АС плавно «растет» с самых низких частот и образует в районе 150 Гц небольшой «холмик», выражающийся в усилении низкочастотной составляющей. После чего характеристика идет на спад, и уже с 300 Гц можно наблюдать абсолютно ровную полочку, которая продолжается вплоть до отметки в 1,5 кГц. После чего АЧХ начинает демонстрировать легкие флуктуации, наиболее ярко выраженная из которых находится в районе 15 кГц. Эти небольшие подъемы могут «подкрашивать» звучание, что, однако, не произошло. На графике КНИ мы видим хорошо знакомый нам выброс в районе 100 Гц, в остальном этот измеряемый параметр ведет себя вполне обыденно, плавно возрастая с ростом уровня сигнала. Импеданс данной АС вполне заслуживает похвалы. График весьма пологий, на нем замечен лишь один более-менее резкий пик до 18 Ом, приходящийся все на те же 100 Гц (возможно, это проявляется работа кроссовера), и небольшой холмик в районе 1,5 кГц, не превышающий 10 Ом. Ничего криминального.
Рис. 1. Амплитудно-частотная характеристика

Рис. 2. Коэффициент нелинейных искажений

Рис. 3. Модуль входного импеданса



PSB Image C40 $270

Звук * * * * *
Конструкция * * * *
Качество/цена * * * *
Достоинства: масштабный, отлично сбалансированный звук, хороший бас, отличная импульсная реакция
Недостатки: легкое смягчение микроамплитудных деталей

Конструкция. Серия Image была разработана компанией PSB, как универсальная, в который каждый сможет найти АС «для себя». И это могут быть качественные бюджетные колонки, и дорогие акустические системы, которые удовлетворяют самым строгим требованиям к кино и музыке. С40 является недорогим качественным решением для стильных домашних кинотеатров (более старшая модель С60 построена по аналогичной схеме, только оснащена более крупными СЧ/НЧ-драйверами). У нашей испытуемой на передней панели все симметрично - относительно шелкового твитера по обе стороны располагаются по одному СЧ/НЧ-динамику из металлизированного полипропилена диаметром 133 мм и солидному порту фазоинвертора. Сам твитер изготовлен из алюминия, для охлаждения применена ферромагнитная жидкость. Колонка выполнена по двухполосной схеме, разделением занимается кроссовер третьего порядка, настроенный на частоту 2,2 кГц. Жаль, но клемм всего одна пара, так что bi-wiring организовать не получится.
Звук. В звуке PSB C40 есть простор, объем, воздух. Звуковые линии и детали колонка трактует крупно, свободно, отчего центр панорамы получается у нее выпуклым, красиво выдвинутым вперед. Отлично отрабатываются мгновенные выбросы большой акустической энергии. Нижний регистр плотный, упругий, не превалирует в интегральном образе. Если в записи присутствует рельефный НЧ-материал, центр тут же с готовностью демонстрирует басовую мускулатуру. Колонка отлично работает с любым материалом. Детали звукового рельефа колонка преподносит выразительно, эффектно и не даст скучать киноману.

Технический комментарий
Как заметили наши специалисты по звуку, колонка играет очень ровно, и это прекрасно иллюстрирует график АЧХ. На нем прекрасно видно, что какого-либо «горба» или «холмика», который частенько можно видеть на графиках других АС, в низкочастотной области нет. Таким образом, НЧ-диапазон отрабатывается очень точно, но при этом он не превалирует над другими частотами. До 2 кГц мы видим почти идеальную прямую, что благоприятно сказывается на передаче диалогов, которые колонка воспроизводит до мельчайших нюансов. И даже после вышеуказанной отметки АС не дает ни в чем себя упрекнуть, небольшие флуктуации не превышают 4 дБ, да и то таких всего 2 во всем диапазоне. КНИ тоже хорош, и если не замечать выброса на 100 Гц, то можно отметить еще три небольших подъема, каждый из которых хорошо заметен лишь при уровне сигнала в 94 дБ. Импеданс характеризуется тремя небольшими пиками, не превышающими 16 Ом, ниже 6 Ом сопротивление тоже не падает, так что особых требований к усилителю нет.
Рис. 1. Амплитудно-частотная характеристика

Рис. 2. Коэффициент нелинейных искажений

Рис. 3. Модуль входного импеданса



RBH C-4 $260

Звук * * *
Конструкция * * *
Качество/цена * * *
Достоинства: компактное, острое звучание, четкость передачи актерских реплик
Недостатки: ослаблены фоновые детали образа, невысокий энергетический ресурс

Конструкция. Несмотря на то, что американская компания RBH выпускает АС с 1976 года, она мало знакома российскому потребителю. Тестируемая модель «С-4» относится к классу мини-мониторов и является универсальной - колонка может устанавливаться как в горизонтальном, так и в вертикальном положении. Мы использовали традиционный первый вариант. Тяжелый корпус АС выполнен из алюминия и покрашен в серебристый металлик (С-4 бывает еще черного и белого «окраса»). За несъемной металлической сеткой скрывается 25-мм шелковый твитер и два алюминиевых СЧ/НЧ-драйвера диаметром 101 мм. Твитер охлаждается ферромагнитной жидкостью и защищен от перегрузки специальной схемой. Для разделения сигнала на две полосы используется кроссовер со спадом 12 дБ/октава. У колонок достаточно большие позолоченные клеммы, рассчитанные на хороший акустический провод. Для крепления на стене или на подставках, в корпусе заранее подготовлены отверстия под фирменные крепления.
Звук. Громкоговоритель стратифицирует слагаемые звукового образа по степени важности: речевые элементы (основная информация) оказываются впереди, остальные - несколько позади. Аналогичны и уровни разрешения планов в глубину: дикция актерских реплик отчетлива, тембральное разрешение верное, хотя и не очень высокое, а фоновые - шумовые, музыкальные детали колонка лишь намечает: по сравнению с соперниками по тесту центр отыгрывает их несколько тише, не вполне оформлено, схематично, хотя и остро по звуковой атаке. Образ в целом небольшой, камерный. Модель окажется на месте в компактном театре для небольшой комнаты.

Технический комментарий
В НЧ-диапазоне от 150 Гц можно отметить U плавный спад на графике АЧХ, он имеет очень небольшую амплитуду, поэтому его влияние на низкочастотную составляющую минимально, хотя отдача в этом диапазоне частот может быть немного сниженной и менее выраженной. Следующий за этим плавный, без резких скачков, подъем положительно влияет на звучание и представляет его вполне линейным. После 4 кГц на АЧХ начинаются небольшие флуктуации, имеющие тенденцию и к возрастаниям и спадам. Это может привести к ухудшению прозрачности и детальности в ВЧ-диапазоне, хотя подобной проблемы нашими экспертами замечено не было. КНИ от 100 Гц и ниже нас мало интересует, а после этой отметки графики, снятые при минимальном и среднем уровнях, ничем криминальным не выделяются. При 94 дБ уже хорошо заметны небольшие скачки, усиливающиеся в диапазоне высоких частот. Кривая импеданса выглядит вполне достойно, лишь резкий скачок до 20 Ом на 130 Гц чуть омрачает общую картину.
Рис. 1. Амплитудно-частотная характеристика

Рис. 2. Коэффициент нелинейных искажений

Рис. 3. Модуль входного импеданса



Wharfedale Diamond 9.CM $215

Звук * * * * *
Конструкция * * * * *
Качество/цена * * * * *
Достоинства: очень естественный, интеллигентный звук, широкий динамический диапазон, отличный общий баланс
Недостатки: смягчает звуковые «резкости»

Конструкция. Хорошо знакомый по предыдущим тестам облик Wharfedale Diamond повторяется и в модели 9.СМ. Колонка создана по трехполосной схеме, звук излучают 3 динамика. Это тканевые твитер и мид-бас (диаметром 25 и 50 мм соответственно), на низкие частоты работают два 165-мм фирменных кевларовых динамика. Разработчики решили обойтись без «усилителя басов» и поэтому все драйверы работают в закрытом корпусе. Фирменные (и тоже очень хорошо знакомые нам) позолоченные клеммы «елочкой» позволяют организовать раздельное подключение полос и рассчитаны на провод хорошего сечения. Можно использовать разъемы-бананы. Так как форма корпуса специально скруглена, чтобы снизить резонансы (и придать акустической системе оригинальный вид), колонка оснащена небольшими резиновыми ножками, защищающими корпус от царапин и обеспечивающими надежный контакт с поверхностью.
Звук. Центр продуцирует великолепно сбалансированный звук. Очень выразительны, естественны по тембру и пластике музыкальные включения. Наиболее верные определения звука модели: естественность и динамизм. Манере свойственны еле заметные, но существенные смягчения колкостей и контрастов, отчего информативность совсем не страдает. Соблюдается равновесие в представлении разных элементов и планов образа: по громкости, тональному балансу. Частотный диапазон модель отрабатывает ровно, без превалирования какой-то его части. Бас упругий, чистый, подвижный. «Зубодробительные» киноэффекты в передаче Wharfedale не впечатлят разве что «аудиоэкстремалов». Вполне универсальная АС для кино и музыки.

Технический комментарий
Английская колонка демонстрирует очень сбалансированное звучание, которое хорошо иллюстрирует график АЧХ. Легкий холмик в районе 100 Гц обеспечивает отчетливый упругий бас (не превалирующий на общем фоне), а удивительно линейный график почти во всем частотном диапазоне обеспечивает прекрасно сбалансированный звук. Мы не можем указать ни единого скачка или провала на всем протяжении. Даже снятый под углом в 45 градусов график выглядит весьма достойно, хотя под такими углами «центры» обычно играют очень плохо. КНИ даже на низких частотах приятно мал, хорошо знакомый нам пик на 100 Гц здесь выражен очень слабо. После этой отметки искажения растут с ростом уровня сигнала, а вот до 100 Гц - все наоборот, что вполне естественно. Импеданс колонки не так идеален, как того бы хотелось. Начинается «отсчет» с 10 Ом и на 90 Гц сопротивление подскакивает до 26 Ом, потом так же резко падает. Еще один пик можно видеть на 1,2 кГц, после чего импеданс плавно идет на убыль.
Рис. 1. Амплитудно-частотная характеристика

Рис. 2. Коэффициент нелинейных искажений

Рис. 3. Модуль входного импеданса



Ценовая категория $300-500

Canton Ergo 605 CM $460

Звук * * * *
Конструкция * * * *
Качество/цена * * * *
Достоинства: отличный бас, масштабный, динамичный звук, высокая тональная достоверность
Недостатки: бас немного превалирует

Конструкция. Корпус 605 СМ выдержан в классической форме, лишь острые углы немного сглажены дизайнерами, но никаких особых преимуществ это не дает. Зато колонка сразу выделяется среди своих собратьев отделкой светлым высококачественным шпоном. За металлической решеткой (которую достаточно тяжело снять) скрывается передняя панель, обтянутая черным бархатом. Производитель явно старается вовсю показать принадлежность АС к «дорогим и высококачественным». Твитер расположен по центру, причем спрятан за дополнительной защитной сеточкой. Купол его выполнен из сплава алюминия и марганца. Дополняют акустическое оснащение АС два черных драйвера из аннодированного алюминия с инвертированными пылезащитными чашками, расположенных по обе стороны от ВЧ-динамика. Их черный цвет прекрасно сочетается с бархатом панели. На задней панели расположились строго по центру: качественные винтовые клеммы с позолотой, залитые в пластик и солидный порт фазоинвертора.
Звук. Немецкая АС продуцирует великолепно структурированный, высокоинформативный звук. Весьма убедителен хорошо оформленный, плотный нижний регистр. Очень высок динамический ресурс модели, звук даже на очень высокой громкости не теряет лица, детали не «замыливаются».
При воспроизведении речевых линий колонка идеально четко отрабатывает дикцию актеров, весьма реалистично, без схематизации передает голосовые тембры. Звук Canton большой, просторный. В нем равно хорошо представлены и крупный масштаб кино события и изящество мелкой детали. Звуковая кинодраматургия в трактовке колонки интригует и впечатляет.

Технический комментарий
График АЧХ немецкой колонки хоть и не выглядит, как идеальная прямая (мы видим знакомый «холмик» в НЧ-диапазоне, а также небольшие флуктуации во всем диапазоне, начиная с 1,5 кГц), зато показатель средней неравномерности составил 1,48 дБ, что является одним из лучших результатов теста. Также лучшим из лучших оказался все тот же параметр, но уже в диапазоне 300 Гц - 5 кГц, где его значение составило всего 1,02 дБ. По КНИ ситуация неоднозначная. На участке до 100 Гц можно видеть сплошные выбросы искажений (колонка играет от 64 Гц, хотя производителем смело заявлена впечатляющая граница в 26 Гц), тем не менее нас больше интересует диапазон, простирающийся за 100 Гц и выше. При уровнях 82 и 88 дБ АС показала очень посредственные результаты, но зато стоит подать сигнал хорошей громкости и - вуаля - искажения падают до 0,38%. Измеренная нами чувствительность составила 89 дБ, что на 1 дБ выше, чем заявляет производитель в паспорте на эту акустическую систему.
Рис. 1. Амплитудно-частотная характеристика

Рис. 2. Коэффициент нелинейных искажений

Рис. 3. Модуль входного импеданса



DALI IKON Vocal 2 $470

Звук * * * * *
Конструкция * * * * *
Качество/цена * * * * *
Достоинства: превосходно сбалансированный звук, глубокая проработка тембров, широкий динамический диапазон
Недостатки: показатели дисбаланса немного завышены

Конструкция. Серия IKON является удачным воплощением фирменных технологий, заимствованных у более дорогих линеек. Наиболее яркий пример - гибридный высокочастотный модуль, на котором установлен обычный купольный тканевый твитер и плоский ленточный излучатель. Такая комбинация позволяет добиться широкой диаграммы направленности, а также достичь «потолка» в 30 кГц. СЧ/НЧ-драйверы у Vocal 2 сделаны из целлюлозно-древесной массы, древесные волокна хорошо заметны на поверхности диффузора, их случайное расположение позволяет подавлять резонансы раньше, чем они успевают внести искажения. Передняя панель выдается за пределы корпуса самой акустической системы и напоминает двухслойный бутерброд. Два небольших порта фазоинвертора тоже выведены на переднюю панель. На задней панели остались лишь качественные позолоченные клеммы, поддерживающие «бананы» и bi-wiring.
Звук. АС продемонстрировала великолепно сбалансированный звук - один из самых гармоничных в подборке. Очень велико тональное разрешение любого материала, в первую очередь музыкального. В передаче индивидуальных тембров (речи, инструментальных, вокальных элементов) колонка проникает на значительную глубину. Четкость и отчетливость деталировки - без нарочитости - вызывает уважение. Особенно красив, тонок рисунок ткани на ВЧ-участке. Высока квалификация модели и в НЧ-области: бас DALI вполне достаточен для любого кино или музыки. Благодаря отличной динамике система не дрогнет даже перед самыми брутальными сценами кино. Идеальная сочетаемость центра с напольными АС линейки несомненна.

Технический комментарий
«Датчанин» очень бережно обращается с частотным диапазоном, в том числе с низкими частотами. Мы видим ровный подъем характеристики без выпячивания и усиления НЧ-составляющей. Неравномерность на «тестовом» участке от 300 Гц до 5 кГц оказалась очень достойной - 1,1 дБ. В целом график АЧХ вполне благополучен, лишь на высоких частотах заметен небольшой подъем, который на звучании не отразился. По показателям КНИ DALI - твердый хорошист. Причем самые лучшие результаты у нас получились при среднем уровне сигнала, КНИ составил 0,22%. Ну а если подать на колонку сигнал в 82 дБ, то АС становится абсолютным рекордсменом теста по КНИ в диапазоне 100 Гц - 20 кГц, измеренное значение составило всего 0,26%. Импеданс колонки на удивление благополучен, но - после 100 Гц. В этом интервале график представляет собой очень плавную кривую, а вот до 100 Гц мы видим 2 пика, максимальный из которых достигает внушительной отметки в 26 Ом, к счастью, это не критично.
Рис. 1. Амплитудно-частотная характеристика

Рис. 2. Коэффициент нелинейных искажений

Рис. 3. Модуль входного импеданса



JBL Studio LC2 $390

Звук * * * *
Конструкция * * *
Качество/цена * * * *
Достоинства: динамичный, великолепно артикулированный звук, высокий тонус баса
Недостатки: упрощения тонального рисунка, бас немного акцентирован

Конструкция. Первые впечатления, которые возникают при виде этого центра, буквально напичканного динамиками - магнитофон из далеких 90-х, который молодежь любила носить на плече. Однако, эта АС центрального канала являет собой удачное сочетание сразу нескольких фирменных технологий и особенностей. Нельзя не отметить четырехполосную конструкцию - в ВЧ-диапазоне помимо обычного твитера из титана, применен еще и майларовый драйвер, отвечающий за ультравысокие частоты (выше 20 кГц) и установленный в небольшом рупоре. В СЧ/НЧ-динамиках используется композитный материал (полиплас), который усиливает диффузор, но при этом не утяжеляет его, что положительно сказывается на передаче низких частот. Мощные корзины драйверов отлиты из алюминия и не боятся резонансов. Колонка выполнена в закрытом корпусе, поэтому на задней стенке находятся лишь две пары надежных позолоченных винтовых клемм, поддерживающих «бананы».
Звук. В звуке данной модели сразу чувствуется надежное НЧ-наполнение, но при этом бас немного превалирует над другими регистрами. В передаче колонкой киноэффектов нет ни малейшей недосказанности. Музыкальные же элементы подаются немного схематично. Образ отлично детализирован во всем диапазоне. Речевые детали четкие, АС их не смягчает. Колорит сочный, насыщенный. Очень высока энергетика звука. В тональном смысле колонка играет с небольшим смещением в сторону баса. Легкий синтетический оттенок (ровно во всем диапазоне) можно обнаружить только при воспроизведении требовательного к тембральной верности музыкального материала.

Технический комментарий
Как можно видеть по графику АЧХ, колонка делает весьма серьезный акцент на низкие частоты, поднимая их почти на 8 дБ относительно нулевой «отметки». Таким образом, НЧ-регистр оказывается превалирующим над всеми остальными частотами. К тому же это повлияло на высокие показатели неравномерности на участке до 5 кГц. После 3 кГц АС опять стремится «выделиться», подкрашивая (хоть и незаметно) на этот раз уже средний и верхний регистры. Зато по показателям КНИ этот «американец» - твердый хорошист, что подтверждают и графики, и наши замеры. Результаты очень близки к лучшим при всех трех уровнях сигнала, но самые хорошие были зафиксированы при 94 дБ и составили 0,22%. И все это - несмотря на подозрительный подъем на 5 кГц. По паспорту чувствительность детища JBL должна быть на уровне 92 дБ, но наши измерения показали значение гораздо меньше - 85 дБ, что является самым низким среди всех участников теста. У АС самое минимальное значение сопротивления - 3,3 Ом в районе 3 кГц.
Рис. 1. Амплитудно-частотная характеристика

Рис. 2. Коэффициент нелинейных искажений

Рис. 3. Модуль входного импеданса



Klipsch RC-25 $360

Звук * * * * *
Конструкция * * * *
Качество/цена * * * *
Достоинства: выразительно детализированный звук, тональная ровность, хорошая динамика
Недостатки: бас немного превалирует

Конструкция. Reference Center модели 25 выглядит достаточно классически, некоторый шик ему придают овальные отверстия фазоинверторов, да металлокерамические СЧ/НЧ-динамики, выглядящие «под медь». В центре находится рупор Tractrix Horn, в котором работает 25-мм титановый твитер. В АС, кроме всего прочего, используется фирменная технология Tapered-Array. Колонка строится по 2,5-полосной схеме, таким образом один динамик работает на средние частоты и оба совместно обслуживают низкие частоты. В результате производитель обещает ровное и четкое звучание не только на одной оси с динамиками, но и под углом, где обычные «центры» либо не звучат, либо теряют в прозрачности и детальности. Колонку можно устанавливать под углом к поверхности, для чего нужно вкрутить в нижнюю панель специальный винт, играющий роль ножки. Защитная решетка крепится на магнитах, что очень удобно. Однако без нее АС выглядит гораздо более выразительно.
Звук. При воспроизведении сцен кинофильмов акустика предъявляет слушателю просто-таки фейерверк деталей очень тонкой выделки. Кажется, что слышны все до единой звуковые «песчинки». В такой детальности совсем нет назойливости, звук не утомляет - вероятно, благодаря тональной ровности и малости искажений. Модель играет весьма рельефно, безупречно отчетливо артикулируя речь актеров. Процент точного попадания в звуковой фокус у этой акустики очень велик. Выразительны музыкальные элементы, но им немного недостает тембральной глубины, пластики. Высок тонус баса, регистр немного превалирует. По многим признакам эта акустика претендует на лидерские позиции.

Технический комментарий
Сразу же замечаем на графике АЧХ очередного «американца» небольшой подъем после 100 Гц. Это реализация вполне естественного желания производителя усилить низкочастотную отдачу. Надо признать, что результат нашим экспертам пришелся по вкусу, правда, легкий перевес в НЧ-диапазоне все-таки нужно констатировать. А вот неравномерностью в «речевом диапазоне» колонка, к сожалению, не блещет. Флуктуации заметны во всем диапазоне частот, лишь от 400 Гц до 1,5 кГц они происходят достаточно плавно. Хотя средний показатель (в диапазоне 100 Гц - 20 кГц) весьма неплох - 1,84 дБ. График КНИ - просто загляденье. Лучшие результаты при любом уровне сигнала! Здесь Klipsch просто нет равных! Естественно, мы рассматриваем диапазон выше 100 Гц, ниже обращать внимание не стоит, данные приведены лишь для информации. Хотя играть колонка начинает от 64 Гц, паспортное значение чуть выше - 69 Гц. Импеданс далек от линейности, тем не менее критических замечаний нет, среднеквадратичное отклонение - 4,6 Ом.
Рис. 1. Амплитудно-частотная характеристика

Рис. 2. Коэффициент нелинейных искажений

Рис. 3. Модуль входного импеданса



Mirage Omnisat v2 CC $400

Звук * * * * *
Конструкция * * *
Качество/цена * * * *
Достоинства: очень красивый, однородный акустический объем, естественность и ясность звука
Недостатки: слегка размыты локализация источников сцены

Конструкция. Эта АС выглядит нестандартно даже с грилем, а уж если снять защитную решетку... Mirage активно использует свою фирменную технологию OMNIPOLAR, которая использует отраженный звук, обеспечивая таким образом более глубокую и широкую звуковую сцену. Колонка выполнена по трехполосной схеме, причем твитер установлен отдельно над мид-басом, выступая одновременно и рассеивателем для средних частот. Твитер изготовлен из материала РТН (Poly Titanium Hybrid), СЧ- и НЧ-динамики выполнены из полипропилена с титановым напылением. Динамики, в отличие от других колонок, не «смотрят» на слушателя, они направлены вверх и под небольшим наклоном к слушателю - звук должен отражаться от стен и потолка и лишь потом достигать ушей. В случае использования АС как тылового центра ее нужно монтировать под потолком «вниз головой», чтобы звук отражался от пола.
Звук. Эта колонка существенно - «идеологически» - отличается по звуку от других моделей этой и предыдущей подгрупп. Особенность центра заключена в способности формировать неординарно воздушное, очень красивое и однородное акустическое пространство. Есть в его звуке что-то такое зыбко-миражное. Вследствие этого аккуратно сглаживаются артикуляционные детали, слегка размывается локализация панорамных источников. Такой звук многим покажется очень естественным - «как в жизни», тем более что «мираж» весьма аккуратен в тональной сфере. Колонка подойдет для музыки, спокойного кино; фильмовые «грубости» удаются ей хуже. Весьма интересен вариант сопряжения центра с АС линейки Omnisat.

Технический комментарий
АЧХ этой колонки очень хорошо выступает в нашем любимом диапазоне для центров (300 Гц - 5 кГц), неравномерность составляет всего 1,15 дБ. НЧ-диапазон тоже проработан достаточно чисто, без «выпячивания» и усиления басов. А вот показатель средней неравномерности уже во всем диапазоне (после 100 Гц) получился худшим в тесте - 3,05 дБ, Зато вы только посмотрите на графики, снятые не на оси динамиков! Они очень достойны для акустической системы центрального канала (видимо, сказалась ставка на отраженное звучание и широкое звуковое поле), дисбаланс при 45 градусах - один из лучших в данном тесте. На графике КНИ все, что ниже 100 Гц взлетает до 17% при невысоком уровне сигнала, все что выше тоже энтузиазма не добавляет. Лучший результат получился при среднем уровне сигнала (88 дБ) и составил 0,45% и все равно это худший результат среди участников. С сопротивлением у «Миража» все очень благополучно, оно держится около 8 Ом и лишь на 100 Гц взлетает до 30 Ом.
Рис. 1. Амплитудно-частотная характеристика

Рис. 2. Коэффициент нелинейных искажений

Рис. 3. Модуль входного импеданса



Paradigm Studio CC-470 $495

Звук * * * * *
Конструкция * * * * *
Качество/цена * * * *
Достоинства: масштабный, крупный, звук, эффектный, глубокий бас, высокий энергетический потенциал
Недостатки: легкое вуалирование ВЧ-деталей

Конструкция. Самый тяжелый центр нашего теста - Studio CC-470 от Paradigm. Он же самый агрессивно выглядящий. С передней панели на зрителя «прицелились» две крупные акустические пули из СЧ/НЧ-динамиков. Сами драйверы имеют диаметр 178 мм и сделаны из фирменного композита MLP (Mica-Loaded Polymer), объединяющий в себе полимерную массу и слюду. Он обладает отличным соотношением прочность/масса и хорошими демпфирующими свойствами. Оба драйвера нагружены на единственный фазоинверторный порт, тоже находящийся на передней панели. 25-мм твитер расположен между двумя басовиками и выполнен из алюминия по фирменной технологии S-PAL (Satinanodized Pure-ALuminum). Ферромагнитная жидкость не только охлаждает его, но вдобавок еще и демпфирует. Винтовые клеммы на задней панели сделаны на совесть - это мощные позолоченные зажимы в прозрачном пластике. Они поддерживают двухпроводное подключение и «бананы».
Звук. Центр звучит крупно, броско, размашисто, объемно. Отличный - сплоченный, «мясистый» - низ напоминает о том, что производитель считается одним из авторитетных мировых НЧ-специалистов. CC-470 управляется массивными басовыми «глыбами» играючи, не хуже многих напольных фронтов и вполне в манере родных АС. Впечатляют как грозный рокот эффектов, так и выпуклость фактуры низких мужских голосов. Противоположный край диапазона модель мягко закругляет, с небольшим уроном для уровня представления ВЧ-информации. Данный центр-атлет способен взвинтить эмоции театрала, он подойдет тем, кому важна близость аудиозвука к реальному масштабу.

Технический комментарий
Низкие частоты от признанного «авторитета» по имени Paradigm на графике смотрятся весьма безобидно. Лишь маленький холмик на пару децибелл возвышающийся над «нулевым уровнем» говорит о недюжинных способностях колонки. Да наши измерения, определившие нижнюю граничную частоту АС - с 36 Гц начинается сплоченный и «мясистый» низ (кстати, производитель упоминает лишь о 65 Гц). Почти все параметры неравномерности и дисбаланса у CC-470 являются эталоном среди участников этого теста. Несмотря на то, что ровная «полочка» идет лишь до отметки в 2,5 кГц, а далее следуют небольшие «всплески», средняя неравномерность в диапазоне 1,3-20 кГц составила все 1,5 дБ. Дисбаланс в этом же диапазоне вообще равен нулю. И по замерам КНИ Paradigm тоже оказался абсолютным лидером, причем в любом диапазоне, даже в столь тяжело воспроизводимом от 40 до 100 Гц. Измеренная нами чувствительность оказалась на 3 дБ ниже заявленной производителем, т.е. 87 против 90 дБ.
Рис. 1. Амплитудно-частотная характеристика

Рис. 2. Коэффициент нелинейных искажений

Рис. 3. Модуль входного импеданса



Polk Audio CSi5 $450

Звук * * * *
Конструкция * * * *
Качество/цена * * * *
Достоинства: высокая энергетика звука, глубокий, упругий бас
Недостатки: упрощение тональной палитры, увеличение масштаба деталей

Конструкция. Общие конструктивные особенности «большого брата» CSi3 повторяются и в модели с индексом 5. Только колонка «раздалась» по всем параметрам, в том числе увеличились используемые технологии. На задней панели появилась регулируемая ножка, позволяющая устанавливать АС на неровные поверхности. К фронтальному порту фазоинвертора добавились еще два на задней панели, оснащенные фирменным рассеивателем Power Port. Этот элемент, установленный напротив ФИ-порта, позволяет избавиться от завихрений воздуха на выходе из порта и «сэкономить» таким образом до 3 дБ, на которые «падает» уровень звуковой волны на выходе обычного фазоинвертора. Винтовых клемм у CSi5 две пары, что позволяет организовать подключение bi-wiring (или bi-amping). В высококачественных кроссоверах используются майларовые конденсаторы, придающие, по заявлению производителя, звуку детальность и прозрачность.
Звук. К главным достоинствам модели нужно отнести глубокий, крупный, упругий, объемный бас. Весьма эффектно, даже как-то рокочуще акустическая система подает речь низких мужских голосов - баритона, баса. Впечатляет грубый натурализм НЧ-спецэффектов: стрельба, рев грузовика и другие мощные выбросы акустической энергии не способны дезорганизовать звук колонки. Важно, что при этом ощущается весьма значительный запас по энергетике. Модель немного смягчает колкости верхнего регистра, слегка вуалирует элементы шумовых аранжировок. С другой стороны, она иногда нарочито акцентирует детали, что может приводить к слуховому утомлению. Да, эта колонка - не для нежных ушей.

Технический комментарий
Эта АС тоже обладает достойной низкочастотной поддержкой - на 100 Гц мы видим знакомый «холмик», говорящий о повышенной отдаче на басах. На 200 Гц он заканчивается и дальше график превращается практически в идеальную прямую, заканчивающуюся на 3 кГц. В результате - лучшее значение средней неравномерности в диапазоне 160 Гц - 1,3 кГц, составившее 0,4 дБ. А вот в «речевой диапазон» все же попали дальнейшие флуктуации. И хотя они не столь часты, все же картину подпортили, показатель неравномерности составил уже 1,62 дБ. Дальше АЧХ явно «идет в гору», подчеркивая высокочастотный регистр. На звучании это выражается в маскировке элементов некоторых аранжировок и более мягком характере звучания. Показатели КНИ весьма достойные, особенно если рассматривать область после 100 Гц. Лучше всего колонке удается играть при среднем уровне громкости, тогда искажения не превышают 0,22%. График импеданса вполне благополучен, правда все на тех же 100 Гц присутствует пик до 22 Ом.
Рис. 1. Амплитудно-частотная характеристика

Рис. 2. Коэффициент нелинейных искажений

Рис. 3. Модуль входного импеданса



Tannoy Sensys DCC $390

Звук * * * * *
Конструкция * * * *
Качество/цена * * * *
Достоинства: воздушный звук, музыкальность хорошая динамика
Недостатки: тональное разрешение немного снижено в верхнем регистре

Конструкция. Акустические системы серии Sensys легко идентифицировать по супертвитеру, вынесенному на верхнюю панель АС. Не стал исключением и центр Sensys DCC, на котором красуется 25-мм титановый супертвитер (по фирменной терминологии он называется WideBand), позволяющий поднять частотный «потолок» до 51 кГц, эта особенность пригодится при прослушивании SACD/DVD-Audio. В основном корпусе колонки «расположилась» коаксиальная головка Dual Concentric, представляющая собой СЧ/НЧ-динамик из целлюлозы, в который вмонтирован еще один титановый твитер. На коаксиальную головку работает кроссовер четвертого порядка, а для отсечения сигнала для супертвитера установлен фильтр первого порядка. На задней панели расположились два небольших ФИ-порта и акустические клеммы. Они необычно расположены - по кругу - и дополнены отдельным терминалом для подключения заземления от усилителя.
Звук. Ряд достоинств позволяет назвать этот центр одним из лучших в тесте. Пространственные образы «англичанина» кажутся идеально сфокусированными благодаря точечной локализации источников. В образе много воздуха, красиво прописанных деталей, которые подаются очень отчетливо, графично во всем диапазоне (особенно - в верхнем регистре).
Тональный колорит реалистичный, чуть осветленный. Широкий динамический диапазон и хороший энергетический ресурс позволяют передавать все перипетии кинодраматургии. Бас Tannoy средней глубины, собранный, подвижный. Изящны и гибки мелодические линии; полноценный музыкальный материал подается эмоционально, тонко.

Технический комментарий
Фирменная коаксиальная головка от Tannoy показала отличные результаты при измерении дисбаланса в диапазоне 1,3-20 кГц - всего -0,01 дБ! График АЧХ до 1 кГц ведет себя вполне линейно, после чего следует небольшой провал и после 5 кГц начинаются небольшие скачки. Тем не менее негативно на звучании это никак не отразилось, разве что бас был признан нашими экспертами не слишком глубоким, зато он собранный и подвижный. Ставить эту колонку рекомендуем строго перед зрителем, потому что при прослушивании под углом к оси драйверов эта АС показала самые худшие результаты среди участников. А вот при измерениях КНИ Tannoy показал себя королем. Не надо лишь перегружать колонку избыточным сигналом и тогда этот «англичанин» себя покажет. При среднем уровне громкости (88 дБ) на участке 100 Гц - 20 кГц нам удалось получить всего 0,18% искажений, что является одним из лучших результатов! Чувствительность АС составила 90 дБ, хотя сам Tannoy пишет лишь о 88.
Рис. 1. Амплитудно-частотная характеристика

Рис. 2. Коэффициент нелинейных искажений

Рис. 3. Модуль входного импеданса



Результаты
Протестировав две первые категории «центров», мы пришли к выводу, что все наши участники - высококачественные АС, откровенно плохих среди них нет. Хотя справедливости ради не можем не отметить несколько подкачавший относительно остальных центр RBH, единственный, получивший тройку за звучание. Зато мы выяснили, что в любой из этих двух ценовых «ниш» покупатель сможет найти отличную акустическую систему, которая будет устраивать его на все 100, в том числе и ценой. Тем не менее старая добрая формула «качество растет с ценой» работает и в данном случае. Вторая категория за счет применения более совершенных технологий, материалов и более крупных габаритов обеспечивает более масштабное и правильное звучание, прекрасно сочетающееся с солидными напольными «фронтами», тогда как более дешевые АС лучше всего подойдут к полочникам.

Конструкция
Внешний вид наших «испытуемых» в основном вполне классический. Отделки ценными породами дерева или дорогим лаком нет - не тот ценовой диапазон. К тому же центр привлекает гораздо меньше внимания, чем фронтальные АС, которым и достается большая доля шика. Хотя в этой связи не можем не отметить шикарную бархатную отделку передней панели АС от Canton. Подавляющее большинство колонок используют для усиления басов фазоинвертор, у Polk Audio CSi5 он оснащен еще и рассеивателем PowerPort. Винтовые клеммы используются всеми производителями без исключения. А вот раздельное подключение все-таки считается «крутой опцией» и в первой категории практически не используется. Зато для второй категории - это уже правило, лишь две АС (от Canton и Mirage) оснащены только одной парой клемм. Самыми басистыми в бюджетной категории оказались Dynaudio, Focal-JMlab и Wharfedale. Вариант «где подороже» - JBL, Klipsch и Paradigm (играет от 36 Гц при заявленных 65 - однозначный «король баса» в этом тесте).

В AC Mirage применяется твитер из материала под названием РТН (Poly Titanium Hybrid), он нависает над мидбасом и выполняет роль рассеивателя. Сами динамики установлены под углом, чтобы звук отражался от стен и потолка и лишь потом достигал ушей слушателя.
Супертвитер у Tannoy позволяет поднять «акустический потолок» до 51 кГц, обеспечивающий полноценное воспроизведение современных музыкальных форматов

Звук
Отличное звучание в первой из рассматриваемых категорий продемонстрировали АС от Dynaudio, Focal-JMlab, Jamo, PSB и Wharfedale. Все эти акустические системы продемонстрировали нейтральное звучание с точной передачей звукового образа и хорошую сбалансированность. При этом Dynaudio признан нашими экспертами временами даже слишком «суховатым» - настолько глобально «центр» подходил к передаче деталей. «Француз» в исполнении Focal-JMlab прекрасно передает голосовые тембры, НЧ-диапазон у него не только глубокий, но и красивый. Jamo являются эталоном звучания для небольшого домашнего кинотеатра. Колонка звучит нейтрально, естественно, но формирует не слишком большой звуковой образ. Нельзя не отметить отличную динамику АС. Не даст заскучать киноману колонка PSB, которая очень выразительно преподносит звуковой материал. Динамика, масштаб, баланс - АС хороша во всем. Искушенный зритель сможет заметить разве что легкое смягчение деталей. Английский «центр» от Wharfedale играет естественно и динамично, ей одинаково хорошо удаются хрупкие музыкальные пассажи и зубодробительные спецэффекты.
AC Boston представляет зрителю выверенную звуковую сцену, которая лежит «как на ладони». Она уверенно отрабатывает динамические «всплески», что благоприятно отражается на киноматериале и представляет его особо эффектным. В музыке колонка несколько упрощает образ, сглаживая тональные контрасты и подчеркивая детали в ВЧ-диапазоне. Шведская DLS обеспечивает комфортное звучание, с незамутненным НЧ-диапазоном. Однако, комфорт звучания привел к смягчению детальности во всем частотном диапазоне. Polk Audio старается выдерживать «нейтралитет» в своем звучании, и это ей удается. Особенно хороша голосовая передача, а также спецэффекты в исполнении этой АС, и все это подкрепляется хорошей детализацией. Колонке присуще приуменьшать масштаб звуковой сцены, что налагает ограничения на размеры ДК, в котором ее будут использовать. RBH достойно справляется с репликами, выделяя их из общего фона, а вот остальные детали «растворяются» в этом общем фоне, создавая комфортный, но размытый образ, тяготеющий к камерности. Еще один кандидат для «маленького кинотеатра».
Во второй категории лучше всех «пели» центры DALI, Klipsch, Mirage, Paradigm и Tannoy. Детище датских мастеров играет очень гармонично, бережно и вместе с тем детально передавая зрителю индивидуальные тембры материала. НЧ-диапазон АС хорошо подготовлен и для кино, и для музыки. Ярко, мощно и впечатляюще выступает колонка Klipsch. Хорошо выраженная детальность потрясает. Бас грамотно поставлен, но имеет тенденцию к превалированию над остальными регистрами. В кино это вполне допустимо, а вот к музыке нужен более тонкий подход. Хороший объем сцены центра Mirage придется по душе киноманам - звучание очень красивое и при этом однородное. Правда, немного страдает детализация и локализация источников. Мощно и эффектно заявляет о своем присутствии центр Paradigm. Его бас - один из лучших в тесте и боевики в его исполнении, без сомнения, будут звучать просто потрясающе. Нельзя не отметить масштабную звуковую сцену. Легко и воздушно доносит до своих зрителей звуковой материал АС от Tannoy. Ей свойственна музыкальность, хорошая динамика и очень широкий динамический диапазон. Эта колонка как нельзя лучше подойдет для музыки на DVD-Audio/SACD. Массивный Canton обладает масштабным звучанием с хорошо выраженным басом. Который иногда превалирует над основными регистрами, зато обеспечивает впечатляющее звучание в кино. JBL тоже является приверженцем фракции «больше баса», который у этой АС тоже имеет тенденцию к выделению. Но при этом звучание отлично детализовано во всем диапазоне, высока энергетика звука. Polk Audio выделяет монументальный бас, звучащий с грубым натурализмом. Запас по энергетике и динамике достойный - АС так и просит добавить громкости. Колонка способна не только завуалировать «самые верхние» детали, но и акцентировать на них внимание слушателя.

Polk Audio CSi5 комфортно расположится на любой поверхности - регулируемая ножка позволит установить колонку даже на скошенной верхней панели телевизора. Клеммы хоть и не выглядят массивными, тем не менее они рассчитаны на подключение типа bi-wiring и удобные разъемы «бананы».
Мощные винтовые клеммы с позолотой в залитом пластиком корпусе - своеобразная визитная карточка АС от DALI. Данный экземпляр к тому же поддерживает двухпроводное подключение, что поможет получить еще более детальное звучание за счет отдельного подключения полос

Выбор
Мы постарались найти сферу применения для каждого участника, потому что даже несмотря на «трояки», колонки вполне могут показать себя на каком-нибудь специфичном материале или в определенных условиях. Также мы в очередной раз настоятельно рекомендуем читателям, которые хотят получить максимально качественное звучание - обращайте внимание исключительно на информацию, предоставленную нами в разделе «Звук». Все остальное вас не должно волновать вообще - купив АС, получившую хорошие оценки за звучание, вы гарантированно добавите в свою систему высококачественный компонент, который будет приносить вам только радость. Хотя, вполне возможно, придется немного переплатить. Ну а тем, кто хочет получить сполна за каждый вложенный доллар (или рубль), стоит внимательно изучить все разделы и вынесенные нами оценки.
Итак, первая категория. АС от Boston хорошо подойдет владельцам фронтальной пары этого же производителя. Она достойно отработает свой потенциал при воспроизведении саундтрека современного блокбастера, только не забудьте прикупить сабвуфер, чтобы добавить звучанию мощи и хорошего баса. Мелодичная DLS RC55 будет прекрасным выбором для любителей тихой спокойной многоканальной музыки и фильмов с мягкой звуковой дорожкой. В уютной домашней атмосфере ее естественное звучание придется как нельзя кстати. Датскому «авторитету» по имени Dynaudio традиционно здорово удаются музыкальные пассажи, благодаря очень точному и чистому звучанию. Естественно, это высказывание применимо и для кинотеатра. На пятки «датчанину» вовсю наступает «француз» Focal-JMlab, который очень похож на конкурента, но, возможно, чуть более мелодичен. За свое великолепное звучание эта сладкая «парочка» заслуженно получает Приз симпатий. Jamo весьма достойно выступит в небольшой комнате, где в паре с «родными» колонками при любой громкости обеспечит детальное и выразительное звучание. Polk Audio хорош для точной передачи звукового сопровождения, будь то фильм или музыкальная программа. АС лишь немного скрадывает масштаб действия, поэтому применять ее целесообразно в небольших по размеру помещениях. PSB прекрасно озвучит любой материал, динамика на высоте. Ее особенность - иногда излишняя мягкость в передаче микроамплитудных деталей. Небольшой театр в малогабаритной квартире - вот стихия RBH. Колонка старается изо всех сил, но из-за конструктивных особенностей играет достаточно просто. И последний представитель категории - Wharfedale. Который и стал Победителем теста, получив максимальные оценки по всем параметрам. Как это ни удивительно, но серия Diamond этой английской компании настолько удачно спроектирована, что эти АС постоянно становятся или Победителями, или получают Призы симпатий. Браво!
Теперь принимаемся за серьезный «сегмент». Canton - твердый хорошист, он подходит и для музыки, и для кино. Разве что иногда, «увлекшись», может переусердствовать с низкими частотами. Американская колонка от JBL отличается неординарным внешним видом и весьма резонной ценой. Она достойно передаст саундтрек любого боевика, заставив слушателя почувствовать фундаментальную НЧ-составляющую. Однако бас может превалировать, а на музыкальных фрагментах АС играет достаточно схематично. Тем не менее это достойный выбор для фаната современных боевиков и кинофантастики. Klipsch традиционно удается киноматериал. Детальность некоторых сцен просто фантастическая, бас хорош, но иногда доминирует над всеми остальными регистрами, что для музыки не очень хорошо. Зато в кинотеатре этот центр отыграет свое сполна, несмотря на то, что он самый бюджетный из всех представленных в категории. Канадский Mirage прельщает своей широкой звуковой сценой, буквально обволакивающей зрителя. Вторая сторона медали - смягченные детали и размытая локализация. Это хорошо для спокойной музыки и таких же фильмов. Канадский же Paradigm слеплен совсем из другого теста. Пусть он иногда упрощает детали в ВЧ-диапазоне, он берет свое масштабом и эффектным басом. Его стихия - агрессивные саундтреки боевиков, выстрелы и взрывы которых он передаст без малейших искажений. И за ту энергию, драйв, которые передаются зрителю - AC Paradigm получает Приз симпатий. Polk Audio продолжает следовать традиции «все на 4». Колонка обладает фирменным басом, но при этом обладает особенностью смягчать детали ВЧ-диапазона. Причем иногда эффект противоположный, что может утомить. Оригинальный дизайн и конструктивные решения Tannoy не могли не отразиться на результате. Производитель запрашивает далеко не самые серьезные деньги за свою весьма музыкальную колонку, обладающую воздушным звучанием и хорошей динамикой. Акустическая система играет красиво и это сразу заметно на многоканальном музыкальном материале, для которого мы ее и рекомендуем. Приз симпатий в студию!
А Победителем теста «среднего звена» становится акустическая система от DALI. Колонка превосходно передает звуковой материал буквально до ноты, при этом звучание прекрасно сбалансировано и обладает широким динамическим диапазоном. Это прекрасный выбор для серьезного кинотеатра, особенно если уже есть «напольники» той же серии. Если нет - придется их прикупить.

Использование данных материалов допускается только с разрешения автора

Вступайте в закрытый клуб Pult.ru!
Подпишитесь на рассылку
и получите 500 бонусов 👋
Нажимая кнопку «Подписаться», я даю согласие на получение рассылок информационно-рекламного характера и обработку персональных данных.
Вы успешно подписаны!