0

Сравнение

VIP Club

Акустика домашнего кинотеатра

Автор статьи: Трисветов Сергей
25.05.2010 9712 0

Cтерео звук
Сначала было моно…. Один источник звука устраивал всех, пока совершенствовалась механические способы записи и воспроизведения звука – патефон, граммофон. До совершенства им, скажем прямо, было далеко… Первый шаг от звука с одной акустической системой к стерео был сделан в 50 е годы - благодаря проведенным исследованиям особенностей слуха и развитию электроники.

Понять и реализовать идею стерео оказалось не так сложно. На нее наводит сама природа человека – у нас два уха и два глаза. Объемные зрение и слух основаны на различии в информации, воспринимаемой левым и правым ухом (глазом). На этом же принципе и основан стерео звук. Получив более совершенную технику для записи и воспроизведения звука, конструкторы прозорливо оценили преимущество двухканальной записи звука. Все просто: узкое и плоское звуковое пятно в моно, в режиме стерео разворачивается в широкую, объемную звуковую картину с богатыми деталями и осязаемой глубиной.

В США был принят стандарт «45 х 45» двухдорожечной стерео записи на «долгоиграющей» грампластинке – Long Play(LP). И практически на полвека стерео система стала единственным источником музыки в доме. Надо полагать достаточно качественным, если могла удовлетворять наши развлекательные потребности столь длительное время! Две акустические системы, установленные слева и справа от слушателя, и подключенные к усилителю и проигрывателю компакт дисков или грамм пластинок – вот и весь рецепт стереосистемы.

С появлением домашнего кинотеатра казалось, что стереосистемы потеряли актуальность. Функции воспроизведения музыки переложили на домашний кинотеатр. Однако не всех устраивает звучание домашнего кинотеатра в стерео режиме. В последнее время замечен всплеск интереса к стерео системам особенно с функциями подключения различных портативных медиа устройств, таких как, например, iPod и т.д. Даже появились усилители со встроенной док станцией для iPod.

Нельзя не вспомнить о людях, изначально не принявших многоканальные системы — в основном это любители музыки, предпочитающие стерео системы класса Hi-End. К тому же, если говорить откровенно, на данный момент музыкальных многоканальных записей не так много. Основная часть записей по-прежнему представлена двухканальными релизами.

Многоканальный звук
Хорошим коммерческим идеям свойственно развиваться - как в сторону количества, так и качества. Несмотря на то, что стереосистема создает достаточно полную звуковую картину перед слушателем, она имеет один ощутимый недостаток. Дальнейшие исследования привели к выводу, что даже при использовании специальной обработки две стерео акустические системы не могут полноценно имитировать наличие источников звука, расположенных сзади. Особенно без учета конфигурации помещения.

В 60-е специалисты стали задумываться об увеличении количества каналов. Первой попыткой была квадрофония - система записи и воспроизведения звука с четырьмя каналами. Но система была аналоговой и широкого распространения не получила, хотя были изданы несколько грампластинок в формате SQ. Основная причина, по которой квадрофония тогда не получила дальнейшего распространения – дороговизна аппаратуры и сложность технологии записи. Да и потребители не были готовы оценить преимущества объемного звука без привязки к изображению.

В 70-х годах исследования компании Dolby Laboratories и предыдущие разработки привели к созданию Dolby Stereo - аналоговой четырехканальной системы объемного звука для кинотеатров. В Dolby Stereo к традиционному левому и правому каналам были добавлены центральный и тыловой.
В это время развитие кинематографа подошло к созданию фильмов с визуальными и звуковыми спецэффектами. Они явно требовали объемного звука для передачи - как масштаба, так и деталей происходящего на экране.

Режиссеры, как создатели фильмов, отчетливо ощутили значимость качественного многоканального звука в кино и увидели пути реализации. Джордж Лукас сняв знаменитую фантастическую сагу «Звездные войны», использовал для звука формат Dolby Stereo. Причем для проката фильма он потребовал оснащать кинотеатры в соответствии с спецификациями этого формата. В итоге его усилия принесли коммерческий успех фильму и формату Dolby Stereo. Зрители действительно были захвачены увиденным и услышанным. Здесь и наступил ключевой момент соединения технологий кино и звука, что впоследствии привело к созданию домашнего кинотеатра.

Немалую роль в развитии окружажщего звука сыграли форматы и технологии, предложенные компанией Dolby Laboratories. Большинство кинотеатров было оснащено системой Dolby Stereo и появился домашний трехканальный вариант Dolby Surround с фантомным центральным каналом. Голливуд подхватил этот формат. В впоследствии множество фильмов и телепередач было сделано с использованием Dolby Stereo. Киноманам со стажем хорошо знакома надпись в титрах и на обложке видеокассет «available in Dolby Surround».

Кинобум
Главные события, сопровождавшиеся бурным развитием электроники, развернулись в начале 80-х годов. Последовал каскад технологических разработок и несколько раундов конкурентной борьбы. Интерес потребителей подогрело появление видеомагнитофонов формата VHS со стерео звуком Hi-Fi, способных записывать и воспроизводить Dolby Surround.

После успешного применения Dolby Stereo в первой части «Звездных войн», Джорж Лукас вводит понятие THX сертификации. Это технический стандарт соответствия включает повышенные требования к качеству воспроизведения звука. Известный режиссер задумал THX с целью удостовериться, что художественный замысел и реалистичность звука будут перенесены в зрительный зал и домашний кинотеатр неискаженными.

В 1982 году на рынок выходят лазерные технологии записи звука и видео. Помимо звукового диска CD, в 1985 году появляется аналоговый лазерный видеодиск LD (LaserDisk) способный воспроизводить звук Dolby Surround. Стандарт Dolby Surround можно считать родоначальником объемного звука для домашнего кинотеатра. После модернизации стандарт получает название Dolby Surround Pro Logic и становится пятиканальным, хотя два тыловых канала – это псевдо стерео и технически являются одним. С его появлением формируется понимание пространственного расположения компонентов домашнего кинотеатра в помещении - формула 5.1 - пять каналов и один сабвуфер. Левый, правый, центральный и два тыловых канала занимают места относительно экрана и зрителей, сохраненные до сих пор.

Dolby Surround Pro Logic внес понятие сабвуфера, как управляемого канала низкочастотных эффектов. Выпуск аппаратуры, оснащенной декодерами Dolby Surround и Dolby Surround Pro Logic принял по-настоящему массовый характер. Появились определенные классы устройств, созданные специально для домашнего кинотеатра - AV усилители и AV ресиверы. В них начали использовать дополнительные процессоры эффектов, расширяющие и улучшающие возможности объемного звука.

Рецепт домашнего кинотеатра оказался значительно сложнее стерео, но к его приготовлению все ингредиенты были уже готовы. Появилось маркетинговое и технологическое понятие – домашний кинотеатр. Став коммерчески успешным, он оставался по прежнему аналоговым.

Эпоха цифрового звука
В 90 – е происходит глобальная оцифровка видеоизображения и звука. К этому времени домашний кинотеатр прочно занимает свою нишу на рынке электроники.
Важнейшей точкой в развитии домашнего кинотеатра стало появление в 1993 – 94 годах полностью цифровых форматов объемного звука Dolby Digital и DTS. Известные режиссеры по прежнему выступали за улучшение качества звука – одним из инвесторов компании DTS стал Стивен Спилберг.

Вопреки распространенному мнению, первые релизы фильмов со звуком Dolby Digital и DTS появились на LD, а не на DVD. Эти форматы принесли значительные изменения – равноценные по качеству (All Equal Channel) пять цифровых каналов помогли полностью раскрыть возможности объемного звука.

Цифровая технология позволила производить множество операций со звуком, не создавая дорогостоящих и сложных устройств. С увеличением количества регулируемых параметров звук в домашнем кинотеатре стал более управляемым и точным. Процессоры дополнительных эффектов получили цифровые режимы обработки и недостижимые ранее функции, например пятиполосный эквалайзер и кроссовер в каждом канале.

Апогеем процесса стало появление в 1996 году формата DVD. Он принес цифровое качество изображения, ранее не достижимое в домашних условиях. Благодаря технологическому прогрессу удалось увеличить размер видеоизображения, появились плазменные панели и относительно дешевые проекторы LCD и DLP. Это позволило добиться максимального визуального эффекта широкоформатного кино. Потребовалось поддержать масштабное изображение соответствующим расширением объемного звукового поля. Существующие форматы Dolby Digital и DTS были расширены по количеству тыловых каналов сначала до 6.1 потом до 7.1, получив индексы DTS ES и Dolby Digital EX. У потребителя появился полный рецепт создания цифрового домашнего кинотеатра в том виде, в котором существует и сейчас.

Появление формата Blu Ray можно считать следующей ступенью в развитии DVD. Основное его преимущество - возросшая информационная емкость, давшая возможность перейти к видео высокого разрешения Full HD. Так же произошла коррекция звуковых форматов – появились Dolby TrueHD и DTS HD Master Audio. Основное отличие – меньшая степень компрессии звука и, соответственно более высокое качество. Отдали должное и эпохе интернета – интерактивные сетевые функции расширили сервисные и дополнительные возможности в версии Blu Ray-Live.

Окружающий звук: что дальше?
Конечно, строить прогнозы занятие неблагодарное, но общая картина угадывается. Сейчас развитие техники держит направление прироста количества с последующим переходом в качество. Диск Blu Ray может содержать в 5 раз больше звуковой и видео информации чем DVD – как результат - увеличилось разрешение, качество видеосигнала. Тоже можно сказать и про звук, с одной оговоркой – качество звука приблизилось к своему потенциальному пределу. Дальнейшее наращивание характеристик не имеет особого смысла - новые форматы звука практически не используют компрессию сигнала.

Стоит отметить, что даже доступное сегодня качество звука не часто реализуется у потребителей - по банальной причине. Основные составляющие высококачественного звука, на которых можно ощутить преимущество новых форматов - акустика и усилители не стали дешевле. И не станут – свою принципиальную конструкцию акустика не меняла почти сто лет. Да и усилители с 80-х годов не претерпели революционных изменений. Теперь, получив количество, стоит обратить внимание на качество.

Примерно таким же образом обстоит дело с количеством каналов в домашнем кинотеатре. Конфигурации DSX 7.1, 9.1 и 11.1, предложенные компанией Аudyssey, заполнили последний пробел. Две или четыре акустических системы, расположенные над фронтальными каналами или рядом, расширяют звуковое поле. Данная конфигурация не формат, а один из дополнительных режимов процессора обработки звука. Очень похожая система давно реализована компанией Yamaha в формате 9.1 и широкого распространения не получила. Технические характеристики таких дополнений не нормированы и зависят от компании-производителя.

Направление, бурное развитие которого не оставляет сомнений – сетевые технологии. Домашняя сеть Ethernet станет не только основным средством коммуникации и получения информации. Она возьмет на себя все развлекательные функции – хранение, доставку и распределение контента - изображения и звука. Плюс все, что входит в понятие интеллектуальный дом – все в одном. Вот это гаджет! Причем конфигурации могут быть как самыми простыми, так и невероятно сложными. Прибавьте присущую компьютеру возможность расширения и обновления. Все будет ограничиваться только фантазией владельца и, безусловно, финансовым фактором.

Революционные события ждут нас скорее в быстро прогрессирующих технологиях видеоизображения. Конечно, будет расти качество и разрешение - в протоколе HDMI v1.4a уже предусмотрена передача видео с разрешением 4096 × 2160. Если бы еще и без компрессии.. Но пока даже вместимость дисков Blu Ray не позволяет такой роскоши. Если многие фантастические идеи в этой области и оказывались нежизнеспособными, то формат объемного изображения 3D Full HD, похоже, претендует на роль «видео 21 века». Начало неплохое - высокий интерес потребителей и интенсивная работа производителей наводит на мысль о коммерческом успехе продукта. Как говорится, «посмотрим!», в прямом и переносном смысле.

Допускается использование статей с обязательной активной ссылкой на pult.ru

Вступайте в закрытый клуб Pult.ru!
Подпишитесь на рассылку
и получите 500 бонусов 👋
Нажимая кнопку «Подписаться», я даю согласие на получение рассылок информационно-рекламного характера и обработку персональных данных.
Вы успешно подписаны!