0

Сравнение

VIP Club

Исторические миниатюры

Автор статьи: Сараев Иван
20.10.2014 1509 0

Акустические системы Harbeth HL-P3ESR

Эту статью я планировал начать с небольшого экскурса в историю создания легендарных акустических систем LS3/5, но, проведя многочасовые изыскания в дебрях самых различных исторических и технических справочников, осознал, что занятие это в высшей степени бесперспективное, по причине своей необъятности. Судите сами: с момента своего официального релиза 19 февраля 1974 года эти АС выпускались, как минимум, десятком различных производителей, из которых трое дожили и до наших дней: это KEF, Spendor и Harbeth. Будучи разработанными в качестве мини-мониторов для мобильных телестудий британской широковещательной корпорации, фактически как замена наушников, они в результате превратились в культовые громкоговорители с поистине бесчисленным числом вариаций и подражаний.

Классический вариант конструкции — закрытый (ибо при объеме менее 5 литров для фазоинвертора нет ни смысла, ни места) ящик из березовой фанеры толщиной в полдюйма со вставками из бука. Любопытно, что это не абстрактный набор материалов, а результат кропотливых прослушиваний: так, например, в официальной документации фигурирует факт замены бука на сосну и последующий отказ от оной по причине излишне сильной окраски звука. Внутри активно используются различные вибропоглощающие материалы. Вуфер B110 оснащен диффузором из бекстрена, в твитере Т27 установлен купол из полиэфирной пленки (майлара), частота раздела полос — 3 кГц. Стоимость одной колонки на тот момент составляла 52 фунта стерлингов плюс НДС.

В разработке этих АС принимал участие, в том числе, и Дадли Харвуд, пришедший на BBC в 1947 году. 19 марта 1976 года он подал заявку на патент относительно использования в качестве материала для изготовления диффузоров динамиков полипропилена. Год спустя на свет появилась компания Harbeth, чье название было анаграммой фамилии Дадли и имени его супруги, Элизабет.

Акустические системы Harbeth HL- P3ESR

Технические характеристики (по данным производителя)

Частотный диапазон, ±3 дБ 75 Гц – 20 кГц
Импеданс 6 Ом
Чувствительность 83,5 дБ
Рекомендованная мощность усилителя >15 Вт на канал
Номинальная мощность 50 Вт
Габариты 306 х 190 х 196 мм
Масса 6,1 кг

Нынешний владелец Harbeth, Алан Шоу, впервые появился в компании весной 1986 го­да, а уже 30 октября заключил с Дадли сделку о покупке. В 1990 году Алан реализует идею собственного видения мониторов LS3/5a — так сказать, доведенных до ума. Новинка получает название HL-P3, корпус из MDF толщиной в полдюйма и в полтора раза более толстую фронтальную панель, твитер SEAS с алюминиевым куполом диаметром 19 мм и вуфер с традиционным уже полипропиленовым диффузором «калибром» 110 мм. Разделительный фильтр третьего порядка работал на частоте 3,5 кГц. Главное же коммерческое отличие от именитого прототипа заключалось в наличии магнитного экранирования динамиков.

В 1995 году выходит вторая модификация этих АС — HL-P3ES, а в 2004 году — третья, HL-P3ES-2. Кстати сказать, примерно в это же время начинается официальная дистрибуция продукции компании на территории России. Наконец, в мае 2009 года на выставке в Мюнхене был впервые показан серийный вариант наших сегодняшних подопечных — модели HL-P3ESR.

Цифры ТТХ остались практически неизменными, а из внешних отличий я бы отметил иную конструкцию металлической защитной решетки на твитере (плетеная сетка была заменена на шестигранную перфорацию) и единственную пару клемм для подключения АС (ранее существовала возможность bi-wiring). Главное же новшество — это материал диффузора НЧ-динамика, ныне носящий имя Radial2. Варианты отделки корпуса — натуральный шпон ясеня, клена, палисандра и эвкалипта, а также три фирменных лака — оружейный серый, арктический белый и реактивный черный. Рекомендации относительно установки в помещении прослушивания просты и незамысловаты: не ближе фута от задней стены и не ниже пары футов от пола. Естественно, что изготовлены колонки в Англии.

Прослушивание

Если чего и хватает в туманном Альбионе, так это традиций. Так уж повелось, что смешные по материковым меркам 30 миль оказались сильней океанских разломов и впадин. Являясь потомками норманнов и саксов, англичане взяли и придумали себе рок и акустические системы. И ни с кем не захотели делиться тем, что у них вышло. Ну то есть их, конечно, никто не спросил и все попытались, — но получилось как получилось. А у них получилось без оговорок. И как бы ни пытались задним числом подрихтовать результаты, место номер один в командном зачете неоспоримо.

Что можно слушать на легендарных студийных мониторах? Может быть, то, что волновало их создателя? Я ставлю пластинку «грустного Пьеро» ушедшей эпохи — и Лео Сейер рассказывает о «буре в его сердце». Несмотря на то, что проигрывается винил тридцатилетней давности (а возможно, именно благодаря этому), сценические персонажи оживают, раскрываясь во всей своей первородности, являя чувства, эмоции, повадки (тогда ещё в Лондоне никому в голову не приходило, чихнув, оглядываться, пытаясь понять, к какому лагерю ему ещё не поздно примкнуть). Кажущееся ныне смешным и трогательным «афро» Лео с поразительной скоростью мелькает в такт движениям рук и подергиваниям плеч. Его наивность в наше время выглядит как откровение. Саксофон из «When I need you» осязаем — и кажется: протяни руку — и коснёшься сверкающей меди.

В размышлениях, может ли быть закрытая полочная система убедительной в плане воспроизведения серьёзного музыкального материала, я ставлю жирный вопрос. И жестом фокусника достаю веер дисков. Маркус Миллер, Джеймс Картер, Сьюзи Кватро и отечественная гвардия от hard & heavy — группа Натиск. Я ставлю их один за одним и понимаю, что, несмотря на ультимативно-полочный размер, P3ESR выдают на удивление полновесный звук. Безусловно, основной упор приходится на среднечастотный диапазон, но упрекать их в отсутствии низов или верхов не приходится.

«Missing You» от Ark заставляет колонки буквально вывернуться наизнанку, являя свои явные и скрытые таланты. Они не подводят. Детальной и убедительной середине соответствует информативный, местами дотошный ВЧ-диапазон. Как мне кажется, P3ESR вполне способны выполнять роль мониторов ближнего поля в студии, при этом характер их звучания остается в большей степени приближен к классическому звучанию домашних Hi-Fi-систем. Он лишен мониторной отстранённости. Музыкальный материал в подаче Harbeth заставляет сфокусировать своё внимание на главном. Они, право, не скучны. Более всего в их изложении мне понравились «Музыкальные моменты для фортепиано» Сергея Рахманинова. Системы весьма достоверно воспроизводили звучание концертного рояля, не оттягивая в то же время внимания от композиционной составляющей. Замечательная трактовка, к которой у каждого, наверное, всплывет свой видеоряд. И в исполнении P3ESR отчетливо слышны ностальгические нотки. Не знай я подробностей изначально, пожалуй, датировал бы это произведение 92-м или 94-м годом, но ошибся бы примерно на целый век. Впрочем, людям ведь свойственно ошибаться?

Вот и Чарли Хантер, со своей 8-струнной гитарой и джазовым экзерсисом «People», продегустировал наши мониторы. Ксилофон потрясает своей телесностью и осязаемостью, маракасы придают происходящему элитарно-возвышенный оттенок и, кажется, существуют в отрыве от акустических систем, техники и самой фонограммы. Следует признать, что P3ESR — одни из самых убедительных мониторов в плане расстановки виртуальных источников звука. Что же касается гитары Хантера, то, как сказал о нём один из музыкальных критиков, «Хантер во время выступления не выпендривается, а играет отличную музыку». И эта музыка воспроизводится Harbeth одновременно с пиететом и страстью.

Пожалуй, единственный момент, который меня не то чтобы убедил или расстроил, а, скорее, озадачил, — это попытка прогнать на тракте с подключенными АС «Thundertruck». И опять же не то, чтобы я посчитал это не­удачей — скорее, не хватило масштабности, и стоящие рядом напольники весом в центнер с четвертью «смотрели» несколько свысока. Но в средне-статистической домашней комнате, на стойках или на рабочем столе, у P3ESR явно есть шанс реабилитироваться. В том числе и иначе подать звучание гитары Хантера, три верхних струны на гитаре у которого являются басовыми. Хотя для меня Harbeth — это, в первую очередь, интонационная и стилистическая достоверность и фантастически «вылизанный» среднечастотный диапазон. Наверняка англофилам придётся по душе и внешний облик этих малышей, несущий на себе одновременно отпечаток и викторианской эпохи, и времени английской аудиоэкспансии.

Имей я их у себя дома, обязательно постелил бы на них салфетки с «Юнион Джеком». И да — они великолепно воспроизводят струнные, в том числе любимые мной слайд-гитары и доброгитары. А уж дуэт Джона Ли Хукера и Сантаны изрядно меня порадовал, доказав, что P3ESR — тот случай, когда тракт может многократно превосходить акустические системы по стоимости и это не будет напрасной тратой денег, а скажется на конечном результате самым положительным образом.

ВЫВОД

В этом месте, как мне кажется, было бы уместно отойти в сторону и кивнуть на BBC, сотрудничество с которой лучше любых рекомендательных писем. Но поскольку время не стоит на месте, я попробую освежить рекомендации. И вкратце это будет выглядеть так: чисто, детально, убедительно. Для музыки любого стиля и направления. И уж если вы решились на покупку, то в качестве второго приобретения я бы настоятельно рекомендовал качественные стойки. P3ESR их в полной мере заслуживают.

КОНТРОЛЬНАЯ СИСТЕМА

CD-проигрыватель Vitus Audio SCD-010;
полный усилитель Vitus Audio SIA 025;
сетевые кабели Studio Connections Carbon Screen;
межблочные кабели van den Hul MC Silver IT Mk III;
кабели для подключения АС inakustik Referenz Selection LS-1603.

Вступайте в закрытый клуб Pult.ru!
Подпишитесь на рассылку
и получите 500 бонусов 👋
Нажимая кнопку «Подписаться», я даю согласие на получение рассылок информационно-рекламного характера и обработку персональных данных.
Вы успешно подписаны!