0

Сравнение

VIP Club

Коаксиальная акустика 6x9’’ до $120

Автор статьи: Бабахов Сергей
19.04.2008 6381 0
Округлость форм не всегда означает мягкость нрава. Эта акустика не желает сидеть рядом с водителем, а норовит занять место почётного пассажира сзади.

Там обычно располагается и прекрасно себя чувствует сабвуфер. Его эта акустика в машину вообще не пускает. Конечно, я говорю про овалы размерности 6х9 - формат, наделённый нешуточным потенциалом. По площади диффузора пара таких «эллиптиков» (стараюсь избежать кажущегося некоторым обидным термина «лопух», если вдруг вырвется - это я не со зла) с эквивалентным диаметром диффузора в среднем 163 мм на четверть обходит 10-дюймовый сабвуфер, на те же 25% уступая сабу калибра 12 дюймов. Частота резонанса, правда, у сабвуфера пониже, если он не фри-эйрный, а после установки в ящик станет примерно такой же, «лопухи»-то (извините) сплошь фри-эйрные отроду. Мало того, сабвуфер для закрытого ящика делают жёстким, подвижную систему - тяжёлой, чувствительность падает. Овальные мидбасы, рассчитанные на работу в акустическом экране (free air), оснащаются достаточно лёгкой подвижной системой, и чувствительность у них выше. Намного выше.
Известно, однако: в акустике ничего не даётся даром. (А где даётся? Кто знает - позвоните в редакцию хоть среди ночи.) Платой за высокую чувствительность, как правило, является ограниченная перегрузочная способность. Овалы 6х9 идеально соответствовали требованиям 70-х и даже 80-х годов прошлого века, когда для автомобильных головок, даже по сути басовых, важнее была чувствительность, нежели максимально допустимая мощность. В наше время, когда усилитель практически любой разумной мощности обходится всё дешевле, его возможности зачастую будут ограничены перегрузочной способностью акустики. Впрочем, овалы чаще всего работают с усилителями головного устройства, а для этого варианта применения именно благодаря высокой чувствительности они приспособлены идеально.
Что это я всё о басах - речь же идёт не о сабвуферных головках, а о широкополосной коаксиальной акустике? Давайте, кстати, сразу разберёмся с терминологией. Естественно, коаксиальными (буквально - соосными) все три (а то и четыре) головки быть не могут, для «трёхполосных» овалов в ходу обозначение triaxial. «Триаксиальный» (то есть «трёхосный») это не только красиво, но и правильно по сути - в таких динамиках оси всех излучателей смещены (обычно вдоль длинной оси эллипса). Но, с вашего разрешения, я буду пользоваться привычным определением «коаксиальный», понимая некоторую условность этого обозначения. В описании овалов одну из головок называют, как правило, среднечастотником, а вторую - твитером. Лично я не могу называть среднечастотником головку, которая работает в лучшем случае от 3,5 (а чаще - от 5) кГц. Так что большую головку будем именовать твитером (на «пищалку» она тоже отзывается), меньшую - супертвитером, а овальный мидбас остаётся мидбасом.

ТИПИЧНОГО ПОКУПАТЕЛЯ ЭТОЙ АКУСТИКИ УБЕДИЛИ: ЧЕМ БОЛЬШЕ ПОЛОС, ТЕМ ЛУЧШЕ

Казалось бы, тремя головками перекрыть диапазон слышимых частот (исключая самые низкие басы) - задача тривиальная. Надо только, чтобы достаточно грамотные разработчики поставили перед собой такую задачу. Но либо не ставят, либо грамотные недостаточно, подходят оба объяснения. Смотрите сами: в типичном применении главные требования, предъявляемые к «блинам», это чувствительность и басовый потенциал. Мало кто станет добиваться от них выверенного тембрального баланса, чёткой локализации источников - тут главное, чтобы «колбасило», давайте уж без фарисейства. Изготовители же чаще всего идут за вкусами потребителя вместо того, чтобы этот вкус формировать. Типичный покупатель этой акустики (не без помощи доблестных менеджеров) убеждён: чем больше полос, тем лучше. А потому среди овалов 6х9 неуклонно сокращается количество двухполосных моделей, три полосы в этом формате стали нормой, а мутанты с тремя пищалками теперь встречаются всё чаще. Что в этом плохого? А что хорошего? Скажите, я жду...
Ладно, скажу сам. Во-первых, для монтажа многочисленных твитеров требуется крупная обойма, и влияние отражений от обоймы проявляется охотно и заметно. Во-вторых, трёхполосной такую акустику можно назвать лишь с той же долей условности, как пищалку - мидрейнджем: оба (или все три) твитера излучают в одном диапазоне, и на высоких частотах интерференция неизбежна. Правда, пьезокерамические супертвитеры почти не мешают основной пищалке, поскольку излучение их мизерное. Порадоваться бы, что декоративные пьезотвитеры понемногу сходят со сцены, но, как показывает опыт, электродинамические супертвитеры порой ненамного их лучше по чувствительности. В общем, понятно, что 6х6 - единственный формат широкополосной акустики, который не только используется преимущественно для создания басовой «поддержки», но нередко и разрабатывается с приоритетом басовых характеристик.

МЫ ВНЕСЛИ НЕКОТОРЫЕ ИЗМЕНЕНИЯ В ОПРЕДЕЛЕНИЕ «БАСОВОГО ПОТЕНЦИАЛА»

С учётом специфики применения, наверное, стоило бы оценивать «блины» по четырёхбалльной системе. 1 балл: не колбасит. 2 балла: колбасит. 3: рвёт башню. И 4 балла: сносит крышу. Но мы решили оценивать по старинке, хотя и внесли некоторые изменения в определение «басового потенциала». Для обычных широкополосных фронтов оценка по этому параметру определяется фактически лишь нижней частотной границей рабочего диапазона мидбаса. Для всех «блинов» (за редким исключением) эта частота ниже 70 Гц, а потому с учётом передаточной функции салона басовый диапазон продлится до инфразвуковых частот. Но при повышенной полной добротности на АЧХ в салоне появится горб в районе 50 - 70 Гц (вот она, «Черкизовская». Или «Останкинская»), при пониженной - небольшой провал на тех же частотах (это не колбасит). Если же частота резонанса достаточно низкая и добротность «правильная», на АЧХ появляется столообразный подъём, «блины» с такой характеристикой могут при случае рвануть молодую неокрепшую башню.
Короче говоря, при оценке басового потенциала мы учитывали не нижнюю частотную границу мидбасов, а качество спрогнозированной АЧХ в усреднённом салоне при установке в закрытый ящик (объёма 180 л), а также уровень нелинейных искажений на частотах от 80 до 125 Гц.
180 л - это объём багажника среднестатистического скромного седана, поделённый на двоих «лопухов». У нескромных седанов объём больше, но они ни при чём. При эквивалентном объёме от 19 л и выше (до 34) полбагажника - никакой не free air, полная добротность здесь повышается на 0,07 - 0,12, и процентов на 10 возрастает частота резонанса. Измерения по звуковому давлению проводились в стандартном тестовом ЗЯ объёмом 40 л, изображающем дверь, поэтому в необходимых случаях я взял на себя смелость прописать в технических характеристиках предсказанную теорией граничную частоту.
Если у вас сложилось впечатление, что «блины» совсем непригодны для музыкальных инсталляций, то оно ошибочное. Да, объём двери, как правило, тесноват, но для многих широкополосный вариант использования не исключается, скажем, при озвучивании мобильного театра на заднем сиденье. Для этих динамиков имеет смысл говорить и о характеристиках направленности. Кстати, напоминаю, что при измерениях овалов отрабатывается их разворот вокруг длинной оси симметрии мидбаса, при повороте вокруг второй оси характеристики направленности хуже, и разворота в этом направлении надо избегать всеми силами.
Вот так. Теперь осталось лишь перечислить конструктивные особенности динамиков, которые при описании будут приняты по умолчанию. Диффузородержатель штампованный из стального листа. Подвес диффузора изготовлен из резины, ширина от 11 до 13 мм. Кстати, ширина подвеса у овалов может различаться для участков с разным радиусом кривизны - за счёт такого нехитрого приёма не исключено управление частотной характеристикой выше 1 кГц, но большинство разработчиков обходится и так. Диаметр звуковой катушки по умолчанию (только для данного теста) примем равным 31,5 мм (или 31,75, то есть дюйм с четвертью). Контакты для подключения кабеля, как и всегда, почти у всех рассчитаны на использование клемм-«лопаточек». Оба твитера подразумеваем электродинамическими, соответственно, применяемые для фильтрации того и другого электролитические конденсаторы размещаются под их монтажной обоймой. Пьезокерамический супертвитер в фильтрации не нуждается, он сам себе конденсатор, тогда под обоймой устанавливается единственный электролит. Существует два основных способа разводки подводящих проводов в коаксиальной акустике: по первому из них гибкий провод прошивается в конус мидбаса, и здесь же, в точке пересечения с диффузором, с ним (проводом) соединяются выводы звуковой катушки. По второму способу сигнал к пищалкам подводится в обход магнита через центральную стойку; подразумевается, что к катушке мидбаса провода подходят непосредственно, без прошивки через диффузор, но тут, как оказалось, возможны варианты. Я не буду даже словом упоминать о том, обеспечивает ли рамка решётки дополнительное уплотнение с монтажной поверхностью: если уж вы не можете с приемлемой точностью подготовить отверстия под «блины» 6х9, то вам сначала надо потренироваться на чужих динамиках и чужих автомобилях, желательно - снятых с учёта по списанию...


Ivolga HW-639
Пиковая мощность, Вт
220
Диапазон воспроизводимых частот, Гц (-3 дБ)
48 - 21000
Чувствительность, дБ/Вт (1м) (150 - 15000 Гц)
90,5
Средний коэффициент нелинейных искажений (90 дБ (1 м), 160 - 4000 Гц), %
0,760
Коэффициент нелинейных искажений (90 дБ (1 м), 80 - 125 Гц), %
0,823
Частота собственного резонанса мидбасовой головки Fs, Гц
55,7
Полная добротность Qts
0,844
Эквивалентный объём воздуха Vas
19,1
Ivolga HW-639
Ivolga HW-639




По привычке сразу смотрим результаты расчёта силового фактора: 5,5 Тл м, близко к среднему по группе значению (5,43 Тл м). Масса подвижной системы (25,3 г) выше, чем у остальных участников, за одним исключением. Разброс по массам, правда, сегодня очень небольшой, но чувствительность мидбаса должна быть относительно скромной. Так оно и получилось, но выше 500 Гц диффузор мидбаса переходит в модальный режим, а здесь чувствительность определяется механическими свойствами материала. Впрочем, как видно на графике АЧХ, материал диффузора в этом режиме ведёт себя предсказуемо, так что форма частотной характеристики на общем фоне смотрится неплохо. Излучение сохраняет относительно широкую дисперсию до частоты 12 кГц. Нелинейные искажения в широкой полосе на хорошем среднем уровне (а средний уровень сегодня действительно хороший: 0,847%). На басах искажения у этой весьма недорогой акустики ниже, чем у любого другого участника. То же, кстати, касается и совсем уже сабвуферной частоты 63 Гц.
При установке в ящик объёма «полбагажника» (180 л) нижняя частотная граница составит 49 Гц при добротности 0,9. В салоне АЧХ приобретает горб около 3 дБ на частоте 50 Гц, что является залогом типичного для «блинов» звучания на басах.



Ну слава богу, привычный правофланговый вернулся, а то тесты норовили открыть кто ни попадя. Материалом для изготовления диффузора мидбаса послужил эдакий, я бы сказал, «шлифованный» полипропилен. Динамики Ivolga - одни из немногих (всего двух) в сегодняшней подборке, имеющие литой и, что для овалов особенно ценно, лишённый низкочастотных резонансов корпус. Ширина подвеса, если брать по средней линии «гармошки», самая обычная, 11 мм, но жёсткость такой гофрированной конструкции должна быть выше. Магнит с габаритами 110х17 мм находится внутри общего корпуса, его размеры нам известны из спецификации. Согласно тому же источнику, диаметр звуковой катушки 30 мм, но, думается, у неё тот самый размер, который «по умолчанию». Мягкое уплотнительное кольцо имеет среднюю высоту (т.е. она соответствует высоте гофра подвеса).
ЛИЧНОЕ ДЕЛО
КТО
Ivolga HW-639
ПОЧЕМ
$42
ЭТО – ПЛЮС
Литой корпус
Очень низкие искажения на басах
ЭТО – МИНУС
Узкая направленность выше 12 кГц
ОДНИМ СЛОВОМ...
Серьёзная акустика за несерьёзные деньги
РЕЙТИНГ
Конструкция
8
Частотная характеристика
8
Чувствительность
8
Басовый потенциал
8
Звук
8
Итог
40

Звукопоглощающее кольцо поролоновое. Провода к головкам подведены по первому основному способу. Диаметр майларового купола основного твитера 25 мм, изготовленная из того же материала мембрана супертвитера относится к типу «сбалансированный купол», её диаметр 22 мм. Перед ней установлено объёмное фазовыравнивающее тело с апертурой.
Вокальные способности у запевалы и в самом деле неплохие. Мужской вокал избыточно ярок, но собран и, что приятно, не грузит сибилянтами. Женские голоса тоже как картинка в плазменном телевизоре - сочные, яркие, возможно, даже слишком. Скрипки как бы увеличены в масштабе и, соответственно своим размерам, тяжеловаты. Флейты порой пронзительны, воздуха у них маловато. Впрочем, для акустики этой категории почти наверняка будет предоставлен рацион попроще. «Бочка» воспроизводится не слишком внушительно: сам «щелчок» в порядке, но наполнения недостаёт. Рабочие барабаны выглядят довольно естественно, как по наполнению, так и по атаке. Гитарный бас слишком прозрачен, но в салоне, скорее всего, он приобретёт недостающую плотность.

Бесплатный совет: не бойтесь перегрузить HW-639 басами, она стерпит.



Sony XS-F6931R
Пиковая/номинальная мощность, Вт
300/70
Диапазон воспроизводимых частот, Гц (-3 дБ)
58 - 11000
Чувствительность, дБ/Вт (1м) (150 - 15000 Гц)
90,5
Средний коэффициент нелинейных искажений (90 дБ (1 м), 160 - 4000 Гц), %
0,663
Коэффициент нелинейных искажений (90 дБ (1 м), 80 - 125 Гц), %
6,30
Частота собственного резонанса мидбасовой головки Fs, Гц
61,8
Полная добротность Qts
0,726
Эквивалентный объём воздуха Vas
22,0

Sony XS-F6931R




Частота резонанса мидбасов Sony - самая высокая в «классе», но и по этому параметру разброс тоже невелик (от 49 Гц). Вычисленное значение силового фактора - те же 5,5 Тл м, но подвижная система (19,7 г) довольно лёгкая. По малости нелинейных искажений на средних частотах эта акустика оставила позади десяток «коллег», но на басах искажения существенно возрастают, о малости говорить уже не приходится. Похоже, что причина кроется в относительно узком подвесе. Из рассмотрения графика можно заключить, что отсутствие звукопоглощающего кольца на диффузоре мидбаса почти не сказалось на форме АЧХ, и это радует. Твитер в данном случае оказался узкополосным: он работает от 4,5 кГц, но уже через октаву его излучающая способность быстро падает, а пьезокерамический «супер» по обыкновению ничем помочь не может.
При установке в объём багажника нижняя частотная граница составит, по расчётам, 60 Гц при результирующей добротности 0,78. Такие характеристики должны хорошо сочетаться с акустикой салона авто, и действительно, в салоне имеются все шансы получить ровную АЧХ до 20 Гц (-1,5 дБ). То есть с обязанностями басового звена эта акустика справится наилучшим образом, только не надо её перегружать, не любит она этого.



Материал диффузора очень похож на тот, что был у предыдущего одноклассника, хотя, если присмотреться, оттенок разный. Кстати, больше половины коаксиалов, представленных в сегодняшней группе, участвуют в упражнениях на тему полипропилена - в нашей отрасли это самый акустический материал. А вот подвес у мидбасов Sony необычен тем, что изготовлен из ткани: по длинной оси овала его ширина 10 мм, в перпендикулярном сечении подвес на миллиметр шире. Корпус довольно звонкий, но совсем низкочастотных резонансов у него нет. Магнит помещён в солидный пластиковый чехол, по моей оценке, его габариты 92х12 мм, что, вообще-то, немного. Уплотнительного кольца на корпусе мидбаса нет вовсе, как, кстати, нет и звукопоглощающего кольца - чуть позже увидим, как сказалось его отсутствие. Провода разведены по второму способу, но провода мидбаса всё же прошиты через диффузор.
ЛИЧНОЕ ДЕЛО
КТО
Sony XS-F6931R
ПОЧЕМ
$50
ЭТО – ПЛЮС
Достойная АЧХ на басах
ЭТО – МИНУС
Повышенные искажения на басах
Узкополосный твитер
ОДНИМ СЛОВОМ...
Акустика для басовых применений и без экстремизма
РЕЙТИНГ
Конструкция
8
Частотная характеристика
6
Чувствительность
8
Басовый потенциал
8
Звук
7
Итог
37

Диаметр конусного диффузора пищалки (такие встречаются только в «блинах») 55 мм, материал - целлюлоза, но центральный колпачок алюминиевый. У пьезокерамического супертвитера вся мембрана алюминиевая (сбалансированный купол, 27 мм). Перед основной пищалкой установлено узкое кольцо, выполняющее только защитные функции.
Бас в исполнении Sony напористый и боевой, атака немного преувеличена. Щелчок «бочки» не столь взрослый, как в сабвуфере, но передаётся стабильно и надёжно. Ударная динамика барабанов слегка избыточная, но восприятию это почти не вредит. У тарелок хорошо заметна склонность к шипению. Бубен стеклянный и не очень музыкальный. Всё же нам не удаётся сколько-нибудь надёжно оценить звучание акустики без помощи проверенных временем инструментов классического репертуара. Рояль в интерпретации Sony динамичен и собран, хотя основательности ему всё же недостаёт. Самые верхние нотки мужского вокала иногда отделяются от основных голосовых формант и начинают жить своей жизнью. Свистящие звуки женского вокала придают голосам некоторую резкость.

Бесплатный совет: а вот эту акустику лучше не перегружать.




Hyundai H-CSS693
Максимальная/номинальная мощность, Вт
240/120
Диапазон воспроизводимых частот, Гц (-3 дБ)
58 - 16000
Чувствительность, дБ/Вт (1м) (150 - 15000 Гц)
92,5
Средний коэффициент нелинейных искажений (90 дБ (1 м), 160 - 4000 Гц), %
0,480
Коэффициент нелинейных искажений (90 дБ (1 м), 80 - 125 Гц), %
3,42
Частота собственного резонанса мидбасовой головки Fs, Гц
54,2
Полная добротность Qts
0,621
Эквивалентный объём воздуха Vas
22,0

Hyundai H-CSS693




Внушительных размеров магнит заявил о себе решительно: расчётное значение силового фактора 6,2 Тл м - одно из самых высоких в группе (третий показатель). Масса «подвижки», правда, тоже серьёзная, 24,4 г, но, как бы там ни было, по средней чувствительности Hyundai выглядит достойно. Нелинейные искажения на басах серьёзных нареканий не вызвали, уровень искажений на средних частотах у этой акустики самый низкий, а по абсолютному значению - вообще хай-энд. АЧХ имеет характерную форму для коаксиалов, с подъёмом от 3,5 кГц, где включается твитер, но ещё не прекращает работать мидбас. Второй твитер начинает работать от 10 кГц, но в этой области и первый купольник чувствует себя вполне уверенно. Отсюда направленность на частотах выше 10 кГц, это общая проблема «триаксиалов».
При инсталляции в заднюю полку мидбасы выйдут на добротность около 0,67 с нижней частотной границей 61 Гц, с учётом акустики салона получается ровная аудиофильская АЧХ. Не противопоказана и установка в дверь: добротность будет 0,77, а нижняя частотная граница повысится на 1,5 Гц, что почти не окажет влияния на корректность баса. Если кому-то интересно, то эту акустику можно монтировать и в ЗЯ объёмом от 10 л. В этом объёме полная добротность составит 1,07, а нижняя частотная граница получится около 74 Гц.



Кажется, в наших тестах до сих пор не было широкополосных динамиков корейского концерна, а пора бы. Так что знакомимся. Диффузор мидбаса алюминиевый, без дополнительных покрытий, маскирующих «лицо» материала. Ширина подвеса от 11 до 12 мм (в узкой части овала ширина больше). Диффузородержатель не свободен от низкочастотных (басовых) резонансов. Под резиновым чехлом скрывается магнит габаритами 109х17 мм, вдвойне серьёзными при диаметре звуковой катушки лишь 25 мм. Уплотнительное кольцо высокое и жёсткое, этот элемент конструкции помогает правильно смонтировать овалы в штатных местах салона, и в дальнейшем его присутствие будем предполагать по умолчанию. Фетровое звукопоглощающее кольцо невелико по размерам, но одновременно и обойма пищалок, и их корпуса отличаются компактностью. Провода разведены по второму способу. Диаметр мягкого купола первого и второго твитеров 26 и 22 мм.
ЛИЧНОЕ ДЕЛО
КТО
Hyundai H-CSS693
ПОЧЕМ
$55
ЭТО – ПЛЮС
Высокая чувствительность
Очень низкие искажения на средних частотах
Ровная АЧХ на басах (в салоне)
ЭТО – МИНУС
Узкая направленность пищалок
ОДНИМ СЛОВОМ...
Громкая и очень универсальная акустика
РЕЙТИНГ
Конструкция
8
Частотная характеристика
8
Чувствительность
9
Басовый потенциал
9
Звук
9
Итог
43

АвтоЗвук Фаворит Оба конденсатора плёночные, тот, что побольше, установлен на клеммнике, а для фильтра супертвитера нашлось место под обоймой на корпусе этой головки.
В мужском вокале ощутимо выделены высокочастотные форманты, отчего голоса проигрывают в комфортности. Та же резкость выводит и женский вокал за пределы комфортного восприятия, но основной голосовой диапазон воспроизводится открыто и свободно. Бас в целом недурён - атака слегка переакцентирована, рельеф поджат, и тоже чуть-чуть. В басовом барабане хорошо слышен «щелчок», а наполнение ударной ноты лишь частичное. Две верхние струны акустической гитары слишком уж железные. Тарелки немного склонны к шипению, да и много их. Скрипки приукрашены и очень уж певучи, но не скажу, что такое звучание неприятно.

Бесплатный совет: старайтесь ориентировать эту акустику на слушателя. Насколько можно.





Ground Zero GZTF 69T
Максимальная/RMS мощность, Вт
180/120
Диапазон воспроизводимых частот, Гц (-3 дБ)
47 - 16500
Чувствительность, дБ/Вт (1м) (150 - 15000 Гц)
90
Средний коэффициент нелинейных искажений (90 дБ (1 м), 160 - 4000 Гц), %
0,752
Коэффициент нелинейных искажений (90 дБ (1 м), 80 - 125 Гц), %
5,27
Частота собственного резонанса мидбасовой головки Fs, Гц
51,0
Полная добротность Qts
0,818
Эквивалентный объём воздуха Vas
28,7

Ground Zero GZTF 69T




Расчётное значение силового фактора, 4,95 Тл м оказалось несколько ниже среднего, отсюда делаем вывод, что, во-первых, магнитный зазор относительно широкий и, во-вторых, уменьшенный диаметр звуковой катушки в данном случае не означает снижения перегрузочной способности динамиков по теплу. Масса подвижной системы (21,1 г) практически средняя, средней оказалась и чувствительность мидбасов, и акустики в целом. К искажениям в среднечастотном диапазоне придраться трудно, но на низких частотах они у GZ растут быстрее, чем хотелось бы. Причину этого мы усматриваем в нелинейности магнитного поля. На графике АЧХ видно, что интерференционное взаимодействие прямого и отражённого излучения (с центром на 9 кГц) проявлено, что называется, в полный рост, не следовало разработчикам так увлекаться размерами обоймы. Диффузорный твитер быстро теряет излучающую способность выше 15 кГц, а следов вмешательства «супера» на графике не заметно. Правда, под углом 50 градусов частотная характеристика сохраняет относительно ровный характер.
При установке в заднюю полку ожидаемая нижняя частотная граница составит 46 Гц, а добротность выйдет на показатель 0,9. Как следствие, на частотной характеристике в салоне будет подъём на 50 - 60 Гц с максимумом 3,2 дБ.



Здесь тоже полипропилен, а интригующий иссиня-чёрный цвет придаёт внешней поверхности циркониевое покрытие. Диффузородержатель среднезвонкий - у овальных динамиков корзины очень редко бывают по-настоящему глухими. Магнит с габаритами 99х20 мм не слишком широкий, но высокий. На глаз, для дюймовой звуковой катушки такого магнита должно хватить, чтобы добротность получилась не слишком высокой. Звукопоглощающее кольцо фетровое и опять небольшое, но обойма пищалок здесь как раз крупная и плоская. Потом увидим, к чему ведёт такое сочетание. Провода проложены по второму способу, без особых хитростей. Оба фильтрующих конденсатора размещены под обоймой пищалок. Конусная мембрана (52 мм) первого твитера изготовлена из вездесущего полипропилена с таким же циркониевым покрытием. Сбалансированный купол (24,5 мм) супертвитера из майлара, перед ним установлен «правильный» апертурный диск.
Мужские голоса
ЛИЧНОЕ ДЕЛО
КТО
Ground Zero GZTF 69T
ПОЧЕМ
$60
ЭТО – ПЛЮС
Сравнительно ровная АЧХ под углом к оси
ЭТО – МИНУС
Повышенные искажения на басах
Низкая отдача супертвитера
ОДНИМ СЛОВОМ...
Типичная для своего формата акустика с типичным басом
РЕЙТИНГ
Конструкция
8
Частотная характеристика
8
Чувствительность
8
Басовый потенциал
7
Звук
8
Итог
39

звучат довольно комфортно, хотя им заметно недостаёт «бархата» низких нот. В женском вокале более заметен избыток шипящих звуков. Впрочем, женские голоса звучат достаточно спокойно и аккуратно. Верх сухой, подчас как бы шероховатый. Рояль теряет цельность на верхних нотах, а скрипки играют нервно и простовато. Но сегодня для нас важнее то, что эта акустика уверенно рисует рельеф басов, хотя атака напористее, чем «на самом деле». «Щелчок» басового барабана передаётся без проблем, да и последующее дрожание пластика не приходится додумывать. Рабочие барабаны слегка отрывисты, но напора им не занимать.

Бесплатный совет: эту акустику тоже лучше не перегружать басами.





Forsage 100AC-6901-3
Максимальная/номинальная мощность, Вт
500/100
Диапазон воспроизводимых частот, Гц (-3 дБ)
44 - 13000
Чувствительность, дБ/Вт (1м) (150 - 15000 Гц)
86,5
Средний коэффициент нелинейных искажений (90 дБ (1 м), 160 - 4000 Гц), %
0,648
Коэффициент нелинейных искажений (90 дБ (1 м), 80 - 125 Гц), %
2,44
Частота собственного резонанса мидбасовой головки Fs, Гц
57,9
Полная добротность Qts
1,25
Эквивалентный объём воздуха Vas
21,0

Forsage 100AC-6901-3




На средних частотах по показателю нелинейных искажений Forsage уверенно опережает подавляющее большинство «коллег» (третий результат в группе). Но не могу обойти вниманием низкую чувствительность: при массе подвижной системы (22,6 г) немного выше средней, «револьверная» магнитная система сумела обеспечить лишь весьма скромное значение силового фактора - 4,2 Тл м. Хотя с другой стороны, по допустимой тепловой мощности эта акустика способна обойти любого другого одноклассника. На графике АЧХ хорошо видно, что твитер по отдаче заметно уступает даже далеко не громкому мидбасу. Коль скоро такие твитеры - большая редкость, можно предположить, что номинал резистора аттенюатора выбран неудачно, я бы советовал его вообще закоротить. Если, конечно, вам нужен широкополосный излучатель, а не басовый. «Пьезик», как у них принято, излучает ещё на 20 дБ тише.
Мидбасам с такой полной добротностью противопоказан любой вариант установки, кроме акустического экрана. Даже в объёме багажника добротность составит 1,34, правда нижняя граница проходит по отметке 43 Гц, то есть ниже, чем у остальных одноклассников. В условиях салона мы имеем основания ожидать буст +6 дБ на частоте 60 Гц. Такой бас - на любителя, но зато любитель не променяет его ни на что.



Внешность акустики Forsage примечательна сразу по нескольким позициям. Первое, что бросается в глаза, - традиционный для этой марки «секционированный» магнит из шести колец диаметром 35 и высотой 32 мм. Условия охлаждения звуковой катушки в такой конструкции более выгодные, нежели при обычной конструкции магнита, но, конечно, и магнитный поток через катушку понижен, поскольку средний зазор куда больше. Тем более что диаметр звуковой катушки, согласно документации, 40 мм. Диффузор, по описанию, изготовлен из кевлара, хотя на глаз это больше похоже на композицию из чередующихся пучков угольного и стеклянного волокна. Корпус по меркам овалов совсем не звонкий. Мягкое уплотнительное кольцо имеет среднюю высоту. Звукопоглощающее кольцо поролоновое, довольно узкое. Это единственная в группе акустика с винтовыми зажимами - обычного, «сабвуферного», размера. Провода разведены по первому способу.
ЛИЧНОЕ ДЕЛО
КТО
Forsage 100AC-6901-3
ПОЧЕМ
$63
ЭТО – ПЛЮС
Винтовые зажимы
Низкие искажения на средних частотах
Высокая допустимая мощность
ЭТО – МИНУС
Низкая чувствительность
Низкая отдача твитеров
ОДНИМ СЛОВОМ...
Неубиваемая акустика на любителя
РЕЙТИНГ
Конструкция
8
Частотная характеристика
6
Чувствительность
7
Басовый потенциал
8
Звук
7
Итог
36

Мембрана твитера из полиимида (PEI, 41 мм) по форме ближе всего к конусу, хотя при желании её можно считать и сбалансированным куполом. Материал мембраны пьезокерамического супертвитера тот же, а диаметр 19 мм. Установленный на корпусе кроссовер состоит из двух катушек и двух конденсаторов (есть еще и резистор), естественно, он нагружен только на первый твитер, катушки здесь включены последовательно, конденсаторы - параллельно.
Для достижения обычной громкости пришлось на источнике передвинуть регулятор на пару позиций вверх. Мужские голоса основательны, с присущим им «бархатом» нижних нот, но избыточно смягчены. Женский вокал тёплый, комфортный и тоже несколько апатичный. Рояль - большой, но немного бесформенный, и звучание его трактуется упрощённо. Общий характер этой акустики можно охарактеризовать как избыточно мягкий, скучноватый. Зато басы получаются интересные. «Щелчок» «бочки» не очень резкий, но «большой», как у сабвуфера. Рельеф баса проработан довольно аккуратно, контрабас чётко оформлен во времени и пространстве, хотя порой создавалось ощущение, что контрабасист живёт в собственном музыкальном ритме.

Бесплатный совет: перемкните резистор-аттенюатор. Сразу.



Mystery MO6933
Максимальная/RMS мощность, Вт
320/110
Диапазон воспроизводимых частот, Гц (-3 дБ)
49 - 21000
Чувствительность, дБ/Вт (1м) (150 - 15000 Гц)
88,5
Средний коэффициент нелинейных искажений (90 дБ (1 м), 160 - 4000 Гц), %
1,14
Коэффициент нелинейных искажений (90 дБ (1 м), 80 - 125 Гц), %
1,53
Частота собственного резонанса мидбасовой головки Fs, Гц
55,5
Полная добротность Qts
0,881
Эквивалентный объём воздуха Vas
27,6

Mystery MO6933




У Mystery катушка «нормального» размера, поэтому силовой фактор здесь немного выше (4,6 Тл м), нежели у другого участника с «револьверными» магнитами. Подвижная система тоже одна из самых лёгких, так что чувствительность мидбаса должна была получиться не хуже средней, а на определение средней чувствительности оказала влияние форма АЧХ на границе средних и высоких частот. Здесь одновременно проявилось действие интерференции прямого и отражённого излучения и ограниченный по верху диапазон мидбаса. Последнее как раз неплохо, но пищалка должна быть более низкочастотной. Для начала я бы советовал увеличить номинал конденсатора основного твитера, благо он легко доступен. С нелинейными искажениями ситуация такая: на средних частотах к.н.и. выше, чем у многих «коллег» - сказывается тот самый провал на АЧХ, а на басах, наоборот, ниже, нежели у всех (за одним исключением) участников теста.
Добротность мидбасов довольно высокая, так что при инсталляции надо стремиться к фри-эйрному варианту. В объёме «полубагажника» получим нижнюю частотную границу 48 Гц при полной добротности 0,97. Передаточная функция салона задвинет нижнюю частотную границу в инфразвуковую область, но на частоте 60 Гц будет получен характерный подъём на 3 дБ.



У мидбасов Mystery материал диффузора тоже похож на ткань из пучков стекла и углеволокна. Но в описании так и сказано, что это ткань из нитей карбона и фибергласса, что то же самое, но по-ненашему. Максимальная ширина подвеса 14 мм приходится на узкую часть эллипса, в перпендикулярном сечении подвес на 2 мм уже. Корпус среднезвонкий, но низкочастотных резонансов у него почти нет. Магнит, как и у предыдущего участника, наборный из шести кольцевых магнитов 35 мм в диаметре, но высота их 20 мм. Фетровое звукопоглощающее кольцо и здесь невелико, но и обойма пищалок совсем некрупная. Подводящие провода разведены по второму способу. Материал мембран пищалок - металлизированный полиимид (PEI). У основного твитера мембрана купольная, 26 мм, мембрана второго твитера относится к типу «сбалансированный купол», её диаметр 24 мм. Перед супертвитером живёт и работает апертурный диск.
ЛИЧНОЕ ДЕЛО
КТО
Mystery MO6933
ПОЧЕМ
$64,5
ЭТО – ПЛЮС
Низкие искажения на басах
ЭТО – МИНУС
Повышенные искажения на верхней середине
Невысокая чувствительность
Твитер неидеально согласован с мидбасом
ОДНИМ СЛОВОМ...
Стоит того, чтобы повозиться
РЕЙТИНГ
Конструкция
8
Частотная характеристика
7
Чувствительность
7
Басовый потенциал
8
Звук
7
Итог
37

Конденсаторов, естественно, два: первый из них, полиэфирный, смонтирован на клеммнике, а неполярный электролит притаился под обоймой пищалок.
Мужской вокал хорошо артикулирован и интонационно проработан, хотя создаётся впечатление, что некоторых деталей ему недодали. То же ощущение применительно к женскому вокалу можно сформулировать более определённо: голосам недостаёт ставших уже привычными сибилянтов, отчего звучание кажется странным. Рояль несколько простоват, но при этом основателен и в меру напорист. В гитарных переборах подчёркнуто звучание пятой и шестой струн, отчего инструмент приобретает дополнительный драйв. У «бочки» надёжный «щелчок» и неплохое заполнение, а вот атака рабочих барабанов нам показалась смягчённой. Атака струны бас-гитары прорабатывается уверенно, но контрабас всё же иногда теряет форму.

Бесплатный совет: замените конденсатор фильтра.





Art Sound ALX 693
Максимальная/номинальная мощность, Вт
100/50
Диапазон воспроизводимых частот, Гц (-3 дБ)
68 - 22000
Чувствительность, дБ/Вт (1м) (150 - 15000 Гц)
92
Средний коэффициент нелинейных искажений (90 дБ (1 м), 160 - 4000 Гц), %
0,998
Коэффициент нелинейных искажений (90 дБ (1 м), 80 - 125 Гц), %
2,89
Частота собственного резонанса мидбасовой головки Fs, Гц
54,4
Полная добротность Qts
0,542
Эквивалентный объём воздуха Vas
30,6

Art Sound ALX 693




При максимально облегчённой подвижной системе (17,8 г) и достаточно высоком значении силового фактора (5,7 Тл м) мидбасы Art Sound просто обречены на высокую чувствительность. Нерегулярность АЧХ в области перехода к модальному режиму у Art Sound выражена меньше, чем у остальных участников, за единственным исключением (кстати, материалом для этого исключения послужил кевлар). Мидбас плавно передаёт эстафету твитеру (выше 4 кГц), тот, в свою очередь - супертвитеру (от 9 кГц), правда не устраняясь от процесса. Результат - ровная АЧХ во всём диапазоне и плавно сужающаяся дисперсия излучения на верхней середине и верхах. Выше 12 кГц излучение становится направленным, но это, как сказано, общее свойство «триаксиалов».
При инсталляции в заднюю полку получим слегка повышенную граничную частоту (72 Гц) за счёт пониженной добротности (0,6). В салоне частотная характеристика приобретет провал глубиной 1,3 дБ на частоте 105 Гц - это услышит не всякий, а вот честный бас должен многим понравиться. В объёме двери выходим почти на баттервортовскую добротность (0,72), с частотной границей на 1 Гц ниже и очень ровной АЧХ. Мидбасы могут работать и в ЗЯ (это уже для театрального применения). В объёме 15 л получаем частотную границу 77 Гц и добротность 0,93, в ящике 9 л - 87 Гц и 1,1.



Самый распространённый «диффузорный» материал в мидбасах Art Sound металлизирован и покрыт лаком фирменного цвета морской волны. Красиво и не крикливо. Ширина подвеса из вспененного полимера максимальна вдоль длинной оси, 13 мм, и на два миллиметра уже на короткой оси эллипса. Корпус динамиков не свободен от заметных низкочастотных резонансов. Достаточно скромный магнит с габаритами 99х15 мм помещён в резиновый защитный кожух. Правда, звуковая катушка здесь тоже небольшая, 25 мм. Рамка решётки монтируется снизу. Материалом для звукопоглощающего кольца послужил поролон. Провода к пищалкам подведены по второму способу, а к мидбасу - по первому, то есть с прошивкой в конус и фиксацией на нём с передней стороны. Мембраны твитеров изготовлены из полиимида, у «старшего» это конус диаметром 48 мм, у «супера» - сбалансированный купол вдвое меньшего диаметра. Перед супертвитером смонтирован апертурный диск, а перед мембраной первого твитера установлена похожая конструкция,
ЛИЧНОЕ ДЕЛО
КТО
Art Sound ALX 693
ПОЧЕМ
$65
ЭТО – ПЛЮС
Высокая чувствительность
Правильно согласованные пищалки
Ровная дисперсия излучения
ЭТО – МИНУС
Узкая направленность выше 12 кГц
ОДНИМ СЛОВОМ...
Овалы для музыки
РЕЙТИНГ
Конструкция
8
Частотная характеристика
9
Чувствительность
9
Басовый потенциал
9
Звук
9
Итог
44

АвтоЗвук лидер выполняющая преимущественно защитные функции.
В мужских голосах отмечена лёгкая резкость на подходе к верхним формантам, но артикуляция достойная, интонации легко «читаются». Субъективно было трудно отделаться от ощущения, что диктор с тестового диска куда-то торопится. Шипящие звуки в женском вокале немного избыточны (ну, что тут поделаешь!), но в целом женские голоса у этой акустики получаются лучше, чем у одноклассников. Скрипочки живые, но масштаба им слегка недостаёт. Рельеф баса немного сглажен, но «бочка» очень конкретная. Тарелкам не хватает интеллигентской «мягкотелости», хотя верха достаточно чистые и понятные. Если всё же перейти к инструментам классического звена, то придётся отметить, что и с ними эта акустика справляется. Скрипки довольно живые, у духовых предсказуемая динамика и естественный баланс.

Бесплатный совет: если вам нужна «колбаса», подберите что-нибудь другое.





Hertz DCX 690
Максимальная/номинальная мощность, Вт
100/50
Диапазон воспроизводимых частот, Гц (-3 дБ)
68 - 22000
Чувствительность, дБ/Вт (1м) (150 - 15000 Гц)
92
Средний коэффициент нелинейных искажений (90 дБ (1 м), 160 - 4000 Гц), %
0,998
Коэффициент нелинейных искажений (90 дБ (1 м), 80 - 125 Гц), %
2,89
Частота собственного резонанса мидбасовой головки Fs, Гц
54,4
Полная добротность Qts
0,542
Эквивалентный объём воздуха Vas
30,6

Hertz DCX 690




В полном соответствии с размерами магнита силовой фактор вышел невысоким (4,8 Тл м - самое низкое значение для магнитов «нормальной» конструкции). Правда, и масса подвижной системы тоже низкая, чувствительность мидбаса должна получиться средней, но благодаря повышенной энергетике пищалки общая чувствительность достигла высокой отметки. Нелинейные искажения чуть меньше средних во всём рабочем диапазоне. Овальные диффузоры всегда ведут себя иначе, нежели круглые из того же материала. Вот и в данном случае на АЧХ присутствует не характерный для бумаги пик на частоте 2 кГц. Мидбас плавно передаёт эстафету пищалке (от 6 кГц), на частоте около 10 кГц в дело включается супертвитер, но его отдача, как обычно, невысокая, поэтому, как только основная пищалка перестаёт работать (16 кГц), излучение, по сути, прекращается. Однако ниже этой частоты дисперсия излучения сохраняет довольно ровный характер.
У мидбасов Hertz самая низкая частота резонанса в группе. Поэтому при установке в заднюю полку нижняя частотная граница окажется тоже низкой: 48 Гц при добротности 0,8. С учётом акустики салона ниже 100 Гц получается аккуратный сабвуферный подъём («стол») с уровнем +3 дБ (40 Гц), и суммарная АЧХ будет очень привлекательной.



Мы даже слегка удивились, получив для тестирования овалы столь уважаемой фирмы и по такой цене. Законы рынка: есть спрос - есть предложение. Как обычно, материалом для изготовления диффузора послужила целлюлоза, в серии dieci она тёмного цвета, почти чёрная. Но резиновый чехол, как водится, красновато-оранжевый, а под ним находится магнит с габаритами всего 80х15 мм. При таком магните естественно, что звуковая катушка имеет минимальный для овалов диаметр 25 мм. Уплотнительное кольцо съёмное, оно устанавливается по необходимости. И это правильно, поскольку комплектная рамка решётки монтируется снизу, сокращая и без того малую глубину. Звукопоглощающее кольцо поролоновое. Провода подведены по первому способу. Пищалка с конусной мембраной из целлюлозы (52 мм) расположена коаксиально мидбасу. Сбоку на довольно крупной обойме - пьезокерамический супертвитер с 19-миллиметровым куполом из майлара.
ЛИЧНОЕ ДЕЛО
КТО
Hertz DCX 690
ПОЧЕМ
$69
ЭТО – ПЛЮС
Малая монтажная глубина
Достойная чувствительность
Редкий басовый потенциал
ЭТО – МИНУС
Низкая отдача супертвитера
ОДНИМ СЛОВОМ...
Широкополосная акустика, способная заменить сабвуфер
РЕЙТИНГ
Конструкция
8
Частотная характеристика
8
Чувствительность
9
Басовый потенциал
9
Звук
8
Итог
42

АвтоЗвук рекомендует Для дальнейшего улучшения свойств «пьезика» перед ним стоит фазовыравнивающее тело с широкой апертурой.
Рояль интерпретируется чересчур броско: кажется, у него звучит не только корпус, но и рама, и педали. Правда, собственно атака молоточков отрабатывается вполне правдоподобно. Гитарные переборы звучат нервно. Атака басовой струны подчёркнута - это, впрочем, не столь уж редкое для нашей акустики качество. Верх со стеклянным оттенком, у тарелок есть всё, но музыкальность в дефиците. «Щелчок» и наполнение «бочки» в порядке. В мужском вокале подчёркнута верхняя середина, отчего голоса кажутся торопливыми и неубедительными. Женский вокал немного механистичен, но открыт и достаточно приятен.

Бесплатный совет: есть все основания использовать эту акустику не вместе, а вместо сабвуфера.





Kicx GFQ-693
Максимальная/номинальная мощность, Вт
220/110
Диапазон воспроизводимых частот, Гц (-3 дБ)
51 - 21000
Чувствительность, дБ/Вт (1м) (150 - 15000 Гц)
90
Средний коэффициент нелинейных искажений (90 дБ (1 м), 160 - 4000 Гц), %
1,15
Коэффициент нелинейных искажений (90 дБ (1 м), 80 - 125 Гц), %
2,81
Частота собственного резонанса мидбасовой головки Fs, Гц
60,0
Полная добротность Qts
0,861
Эквивалентный объём воздуха Vas
18,7

Kicx GFQ-693




Вычисленное по результатам измерений значение силового фактора составило 4,43 Тл м, что до третьего знака соответствует среднему по группе результату. Подвижная система (23,4 г) на пару граммов тяжелее соответствующего среднего показателя, но это ничего не значит, тем более что чувствительность широкополосной системы определяется не только мидбасом. Короче, чувствительность получилась средней. Нелинейные искажения на басах поводов для нареканий не дают, а к.н.и. на средних частотах повышен, виной тому локальный всплеск гармонических «добавок» на частоте 500 Гц. Осевая АЧХ довольно ровная до частоты 11 кГц, а выше неё форму частотной характеристики можно оперативно отрегулировать поворотом пищалки. Дисперсия излучения на средних частотах для овалов на редкость широкая. Отсюда, кстати, следует, что эта акустика полностью готова для использования если не в качестве фронтов, то, по крайней мере, для озвучивания «театра на заднем сиденье».
В случае установки на задней полке расчётная «частота среза» (динамик это фильтр ВЧ - вы не забыли?) составит 51 Гц при полной добротности 0,92. За счёт акустики салона АЧХ будет резонно продолжена НЧ-область, правда здесь появится горб с максимумом 2 дБ на частоте 70 Гц.



Если в других форматах акустика Kicx зачастую отличается повышенной брутальностью, то овалы 6х9 в общую концепцию группы вписываются идеально. Диффузор мидбаса соткан из чередующихся пучков углеродного и стеклянного волокна - материал пошёл в ротацию. Звонкость корзины средняя, низкочастотные резонансы тоже есть, но их немного. Магнит закрыт резиновым чехлом, габариты его точно такие же, как у предыдущего участника, 100х20 мм. Звукопоглощающее кольцо фетровое. Провода к излучателям разведены по первому способу. Оба фильтрующих конденсатора плёночные, авторам разработки удалось найти для них место под далеко не крупной обоймой твитеров. В качестве основного твитера использован точно такой же излучатель с куполом из полиимида (PEI, 28 мм), какой применяется в компонентных моделях (как его после этого назвать среднечастотником?), он может поворачиваться в корпусе
ЛИЧНОЕ ДЕЛО
КТО
Kicx GFQ-693
ПОЧЕМ
$87
ЭТО – ПЛЮС
Поворотный твитер
Широкая дисперсия излучения
ЭТО – МИНУС
Повышенные искажения на средних частотах
ОДНИМ СЛОВОМ...
Овалы, пригодные для работы на фронте
РЕЙТИНГ
Конструкция
8
Частотная характеристика
9
Чувствительность
8
Басовый потенциал
8
Звук
9
Итог
42

АвтоЗвук рекомендует на небольшой угол. У «супера» 24-миллиметровая мембрана типа «сбалансированный купол», перед которой смонтирован апертурный диск.
Рояль очень собран, красив и предсказуем, правда на первый план порой выходят самые высокочастотные призвуки, но это мелочи. В акустической гитаре отмечен лёгкий дребезг на последней струне. Бас тяжеловат, атака чересчур плавная. Верх одновременно и суховат, и музыкален, как будто эти две характеристики проявляются независимо. Звук хай-хэта обострён, но это не слишком мешает восприятию. «Щелчок» «бочки» получается у этой акустики не идеально, у остальных барабанов атака лучше, но тоже реализуется не до конца. Нижние форманты мужских голосов существуют сами по себе, зато интонационная проработка середины отличается неожиданной деликатностью. Женский вокал резковат, но ясен и понятен.

Бесплатный совет: при инсталляции покрутите пищалку, это влияет.





Rockford Fosgate P1694C
Пиковая/RMS мощность, Вт
150/75
Диапазон воспроизводимых частот, Гц (-3 дБ)
56 - 18000
Чувствительность, дБ/Вт (1м) (150 - 15000 Гц)
90,5
Средний коэффициент нелинейных искажений (90 дБ (1 м), 160 - 4000 Гц), %
0,818
Коэффициент нелинейных искажений (90 дБ (1 м), 80 - 125 Гц), %
1,78
Частота собственного резонанса мидбасовой головки Fs, Гц
53,0
Полная добротность Qts
0,644
Эквивалентный объём воздуха Vas
27,8

Rockford Fosgate P1694C




Наши тестируемые, как сговорившись, наладились попадать в среднее значение по силовому фактору, для RF у нас получилось 5,44 Тл м. Нелинейные искажения в широкой полосе - обычные для «блинов» нормального качества, на басах же - одни из самых низких в группе (третий результат). Форму АЧХ можно считать образцовой на низах и нижней середине, но выше 2 кГц сказываются деформации диффузора в модальном режиме работы. На осевой АЧХ видны следы интерференции (провал на 7,5 кГц) - похоже, длина обоймы важнее, чем её ширина. Излучение основного твитера быстро падает выше 17 кГц, ну, а на «пьезики» могут надеяться разве что специалисты по маркетингу.
В полочной инсталляции мидбасы RF выходят на баттервортовскую добротность (0,71, точнее не бывает) с нижней граничной частотой 57 Гц. Для нас не было сюрпризом обнаружить, что предсказанная теорией АЧХ в салоне выглядит как безукоризненно прямая линия с нижней границей (по -3 дБ) на частоте 9 Гц. В объёме двери (а при малой монтажной глубине такой вариант установки не исключается) получаем границу на частоте 60 Гц и добротность 0,84, в салоне тоже неплохо, эксцесс не превысит 0,4 дБ. Не исключены варианты и с ЗЯ меньшего объёма. 14 л: нижняя граничная частота 70 Гц и добротность 1,08. 10 л: 76 Гц и 1,2. Эти варианты - для любителей «колбасы» или для нужд мобильного театра.



Чуть ли не каждый элемент конструкции акустики RF работает на имидж. Здесь и характерный цвет корпуса, и традиционный металлизированный ободок на диффузоре, и даже форма пищалок. Корпус оказался очень неплохо заглушён - оказывается, у «блинов» это всё же возможно. Материал диффузора - полипропилен со слюдой. Подвес изготовлен из полимера, с виду (но не на ощупь) похожего на резину. Магнит - с габаритами 100х15 мм, звукопоглощающее кольцо поролоновое. Провода подведены к пищалке по второму способу, к мидбасу - по первому, наиболее традиционному варианту. Обойма твитеров на редкость компактная, наибольшая ширина её 37 мм, что ненамного больше диаметра звуковой катушки мидбаса. Мембраны всех пищалок титановые. Всех - значит трёх: в дополнение к основном твитеру с 21-миллиметровым куполом здесь установлены два пьезокерамических «супера» с 12-миллиметровыми «купольчиками». Перед каждой из пищалок - диски с широкой апертурой.
ЛИЧНОЕ ДЕЛО
КТО
Rockford Fosgate P1694C
ПОЧЕМ
$104
ЭТО – ПЛЮС
Низкие искажения на басах
Предельно точный бас в салоне
ЭТО – МИНУС
Низкая отдача супертвитеров
ОДНИМ СЛОВОМ...
Универсальная акустика с очень точным басом
РЕЙТИНГ
Конструкция
8
Частотная характеристика
8
Чувствительность
8
Басовый потенциал
9
Звук
9
Итог
42

АвтоЗвук рекомендует Единственный фильтрующий конденсатор - на клеммнике мидбаса.
Мужские голоса неплохо сбалансированы и основательны; некоторый подъём на верхних формантах придаёт им яркую окраску. Женский вокал тёплый и ласковый, лёгкая колючесть удачно маскируется низкими горловыми нотами. Бас плотный и довольно глубокий, атака и рельеф в порядке, так что контрабас воспринимается как цельный инструмент. «Колотушка» (это я про басовый барабан) воспроизводится лучше, чем можно было бы требовать от широкополосной акустики. Динамика и наполнение барабанов хорошо согласованы между собой. Верх сухой, местами чуть шероховатый, тарелкам недостаёт звонкости.

Бесплатный совет: если вы не поклонник точного баса, попробуйте добавить ящики объёмом «полкубика».





Pioneer TS-E6996
Максимальная музыкальная/номинальная
мощность, Вт
360/80
Диапазон воспроизводимых частот, Гц (-3 дБ)
67 - 15000
Чувствительность, дБ/Вт (1м) (150 - 15000 Гц)
90
Средний коэффициент нелинейных искажений (90 дБ (1 м), 160 - 4000 Гц), %
0,638
Коэффициент нелинейных искажений (90 дБ (1 м), 80 - 125 Гц), %
4,24
Частота собственного резонанса мидбасовой головки Fs, Гц
55,5
Полная добротность Qts
0,562
Эквивалентный объём воздуха Vas
20,8

Pioneer TS-E6996




Как повелось, начинаем с силового фактора. У «Пионера» это 6,6 Тл м - второе значение в сегодняшней выборке. Впрочем, здесь всё в гармонии, масса подвижки (25,8 г) тоже выше, чем у кого-то ещё. Благодаря увеличенной звуковой катушке мидбасы Pioneer должны обладать повышенными резервами мощности. Искажения на басах чуть выше, чем хотелось бы, и ответственность за сей факт следует возложить на неширокий подвес мидбаса. Зато искажения на средних частотах ниже, чем у почти всех «коллег» (второй результат). Работать с кевларом непросто, но можно констатировать: специалисты Pioneer с этим материалом разобрались. Правда, на частотах выше 10 кГц твитер резко теряет излучающую способность, а «супер» включается уже выше 20 кГц. Получается, что эту акустику можно рекомендовать преимущественно для басовых применений.
В полочном варианте установки полная добротность составит 0,61, а частотная граница придётся на отметку 71 Гц. В салоне получится ровная АЧХ с мизерным (1 дБ) провалом на 100 Гц. В двери получим 0,69 и 70 Гц, с учётом акустики салона почти идеально. Для любителей «колбасы» или театралов можно посоветовать ЗЯ объёмом 10 л (78 Гц при добротности 0,96) или даже 6,5 л (86 Гц при добротности 1,1).



Овалы от Pioneer сразу привлекают внимание своей монументальностью. По массе они уступят лишь одному из предыдущих участников, но у того было шесть магнитов, а здесь только один, с впечатляющими габаритами 110х17,5 мм. Катушка тоже соответствующая, 38 мм. Диффузор выполнен из настоящего (дюпоновского) кевлара - такой тканый материал по плотности напоминает цельнолитой пластик. Реально диффузор двухслойный, с нижней стороны добавлен слой целлюлозы, хотя на этот счёт в описании ничего не сказано, чтобы не смущать, наверное. Подвес не самый широкий: по длинной оси эллипса его ширина 11 мм, по короткой - ещё на миллиметр уже. Материал диффузородержателя толще обычного и неплохо заглушён. Поролоновое звукопоглощающее кольцо установлено «стоя». Провода подведены к пищалкам по второму способу, к мидбасу - по первому. Ось пищалки с магниевым куполом (28 мм) смещена относительно оси
ЛИЧНОЕ ДЕЛО
КТО
Pioneer TS-E6996
ПОЧЕМ
$105
ЭТО – ПЛЮС
Высокая допустимая мощность
Низкие искажения на средних частотах
Может работать в любом оформлении
ЭТО – МИНУС
Слегка повышенные искажения на басах
Ограниченная полоса твитера
ОДНИМ СЛОВОМ...
Преимущественно басовая акустика для любых вариантов установки
РЕЙТИНГ
Конструкция
9
Частотная характеристика
8
Чувствительность
8
Басовый потенциал
8
Звук
8
Итог
41

мидбаса лишь слегка, примерно на 10 мм (как в двухполосных коаксиалах Pioneer). Диаметр титанового купола пьезокерамического супертвитера 12 мм.
Женский вокал звучит открыто и свободно, всё богатство интонаций передаётся с похвальной аккуратностью. Пресловутые сибилянты если и подчёркнуты, то ровно настолько, насколько это необходимо. Мужской вокал хорошо артикулирован, собран и комфортен. Рояль большой, объёмистый, с выдержанным звуковым балансом. Ударная динамика барабанов немного сглажена, что же касается «бочки», то её атака прорабатывается этой акустикой вполне достойно. Если не брать скрипки (а их мы сегодня решили не брать), то большинство инструментов звучит достаточно естественно, хотя флейты всё же слишком яркие. Вообще, звучание заслуживало бы самой высокой оценки, не будь проблем с верхами. Тарелки жёсткие, избыточно металлические, бубном утрачена изрядная доля музыкальности.

Бесплатный совет: позаботьтесь о том, чтобы прочность крепления соответствовала весу этой акустики.





Alpine SPS-69C3
Пиковая/RMS мощность, Вт
250/50
Диапазон воспроизводимых частот, Гц (-3 дБ)
92 - 16000
Чувствительность, дБ/Вт (1м) (150 - 15000 Гц)
91,5
Средний коэффициент нелинейных искажений (90 дБ (1 м), 160 - 4000 Гц), %
0,980
Коэффициент нелинейных искажений (90 дБ (1 м), 80 - 125 Гц), %
3,34
Частота собственного резонанса мидбасовой головки Fs, Гц
50,9
Полная добротность Qts
0,393
Эквивалентный объём воздуха Vas
34,5

Alpine SPS-69C3




Мидбасы Alpine сразу по нескольким параметрам «самые-самые». У них самый большой эквивалентный объём и самый высокий силовой фактор: 6,7 Тл м. В сочетании с довольно лёгкой «подвижкой» чувствительность мидбаса оказалась самой высокой в группе, да и средняя чувствительность тоже вышла на достойный уровень. Из рассмотрения осевой частотной характеристики можно сделать вывод, что пищалка будет работать только совместно с мидбасом, в более высокочастотной области (выше 8 кГц) её отдачи явно не хватает. Похоже, что авторы разработки ориентировались лишь на традиционное, преимущественно басовое применение этих динамиков.
При добротности около 0,4 мидбасы Alpine - единственные в сегодняшней группе, ориентированные по большей части на ящичную инсталляцию. Если смонтировать их в задней полке, добротность окажется ненамного выше 0,4, и, как следствие, по уровню -3 дБ частотная граница не опустится ниже 103 Гц. В двери получим 0,54 и 97 Гц. Интересно, что в относительно компактном ЗЯ басовый потенциал окажется не хуже. Баттервортовская добротность достигается в «полукубике» (14 л), нижняя частотная граница при этом опустится до 93 Гц. Идём дальше. 10 л: 0,8 и 96 Гц. 8 л: 0,87 и 99 Гц.



По сравнению, скажем, с предыдущим участником Alpine выглядят не слишком импозантно. Но, как известно, цыплят - по осени, а акустику - по итоговому рейтингу. Хотя уже сейчас можно сказать, что малая монтажная глубина в некоторых инсталляциях окажется весьма к месту (в любом смысле). Диффузор мидбасов изготовлен из полипропилена с добавлением слюды, но таких подробностей в материалах фирмы мне найти не удалось. Корзина диффузородержателя заглушена средне, однако низкочастотных резонансов не обнаруживается. Размеры магнита типичные для сегодняшних одноклассников: 100х15 мм. Уплотнительное кольцо сделано съёмным. Звукопоглощающего кольца в конструкции мидбасов не предусмотрено вовсе, впрочем, твитеры здесь очень компактные, может, оно и не нужно. К твитеру провода идут по второму варианту, к мидбасу - по первому, надо думать, в таком сочетании есть резон технологического плана.
ЛИЧНОЕ ДЕЛО
КТО
Alpine SPS-69C3
ПОЧЕМ
$110
ЭТО – ПЛЮС
Малая монтажная глубина
Высокая чувствительность
Способность работать в компактном ЗЯ
ЭТО – МИНУС
Низкая чувствительность твитеров
Неоптимальные характеристики в полке
ОДНИМ СЛОВОМ...
Не слишком басовитая, но громкая акустика с «ящичными» предпочтениями
РЕЙТИНГ
Конструкция
8
Частотная характеристика
7
Чувствительность
9
Басовый потенциал
7
Звук
7
Итог
38

Диаметр шёлкового купола главного твитера 26,5 мм. Материал 16-миллиметровой мембраны второй пищалки по внешнему виду неотличим от первого, но насчёт того, шёлк ли это, ничего не сказано. Перед супертвитером установлено тело в форме пули, совместно с конусной внешней обоймой оно формирует рупорное нагружение ВЧ-головки. Этот приём широко используется в акустике для озвучивания больших пространств, где нужно понизить нижнюю границу рабочего частотного диапазона и расширить дисперсию излучения.
Мужской вокал избыточно ярок, при этом не слишком богат низкочастотным «бархатом». В женских голосах отмечен избыток шипящих звуков, но общая подача вокала привлекает открытостью и тщательной артикуляцией. В переборах гитарных струн отчётливо прослеживаются две верхние, а сам «щипок», как кажется, позволяет почувствовать даже форму медиатора. Атака рабочих барабанов слегка избыточная. Верх довольно жёсткий, тарелки увеличены в размерах и при этом как будто сделаны из металла другого цвета. Звучание бубна не поражает музыкальностью. «Щелчок» «бочки» передаётся аккуратно, но сам басовый барабан заметно уменьшился в размерах. Глубокого баса от этой акустики мы не получили, но по точности атаки и проработке рельефа у неё мало конкурентов.

Бесплатный совет: эту акустику лучше монтировать в ящики.




Audiotop TRIAX 6x9
Максимальная/номинальная мощность, Вт
150/75
Диапазон воспроизводимых частот, Гц (-3 дБ)
46 - 22000
Чувствительность, дБ/Вт (1м) (150 - 15000 Гц)
89
Средний коэффициент нелинейных искажений (90 дБ (1 м), 160 - 4000 Гц), %
0,947
Коэффициент нелинейных искажений (90 дБ (1 м), 80 - 125 Гц), %
1,90
Частота собственного резонанса мидбасовой головки Fs, Гц
51,5
Полная добротность Qts
0,782
Эквивалентный объём воздуха Vas
28,0

Audiotop TRIAX 6x9




Силовой фактор (5,0 Тл м) несколько меньше среднего, масса подвижной системы (22,6 г), напротив, слегка увеличена по сравнению со средним по группе значением. Как результат, чувствительность не самая высокая, хотя в абсолюте этот показатель не столь и низкий, и назвать чувствительность невысокой можно лишь применительно к акустике этого типоразмера. С нелинейными искажениями проблем не предвидится, даже напротив, искажения на басах у Audiotop ниже, чем у подавляющего большинства «коллег». Из рассмотрения графика АЧХ понятно, что модальный режим работы материал диффузора переживает нервно, отсюда и нерегулярности формы осевой характеристики. Твитеры включаются в работу почти одновременно, на частоте около 5 кГц, апертурный диск «супера» настроен на высокую частоту примерно 21 кГц. Дисперсия излучения сравнительно ровная, а для типичного использования эта особенность не менее важна, нежели форма осевой АЧХ.
Если поместить Audiotop в заднюю полку, нижняя частотная граница составит 47 Гц при результирующей добротности 0,92. В салоне, соответственно, получится частотная характеристика с подъёмом 2,5 дБ на частоте 70 Гц - типичная ситуация для акустики этого формата.



В акустике, разработанной сотрудниками итальянской фирмы Audiotop, для изготовления диффузора мидбаса также использован полипропилен, здесь он чёрного цвета и без затей с редкоземельными элементами. Корпус достаточно звонкий, с низкочастотными резонансами. Шайба магнитной системы проточена изнутри, разработчики всерьёз озаботились нуждами тех потребителей, которые любят выжимать из акустики всё, на что она способна. Даже не снимая резиновый чехол, можно понять: высота магнита здесь серьёзная, хотя по диаметру он не самый большой: габариты 100х20 мм. Рамка решётки монтируется под обод корпуса. Звукопоглощающее кольцо фетровое, а обойма пищалок отличается особенно выдающимися размерами. Провода от клеммных контактов к головкам разведены по первому способу. Основной твитер - с мягким текстильным куполом диаметром 26 мм.
ЛИЧНОЕ ДЕЛО
КТО
Audiotop TRIAX 6x9
ПОЧЕМ
$119
ЭТО – ПЛЮС
Относительно ровная дисперсия излучения
ЭТО – МИНУС
Невысокая чувствительность
ОДНИМ СЛОВОМ...
Для тех, кому «всё и сразу»
РЕЙТИНГ
Конструкция
8
Частотная характеристика
7
Чувствительность
7
Басовый потенциал
8
Звук
8
Итог
38

Мембрана супертвитера по форме относится к категории «сбалансированный купол», материал - полиимид, «калибр» - 24 мм. Как положено, перед ней установлен апертурный диск. Под обоймой я нашёл лишь один конденсатор, но точно известно, что должен быть и второй, поскольку оба твитера электродинамические.
Мужские голоса звучат резковато, зато «бархат» нижних нот удаётся наилучшим образом. Женский вокал несколько приближен и простоват, шипящие выделены, что, впрочем, почти не мешает восприятию. Рояль избыточно напорист, что для акустики этого формата кажется даже довольно органичным. Басовый барабан хорошо наполнен, «щелчок» на месте, хотя окрашен непривычно. Духовые инструменты как бы обработаны звукорежиссёром для лёгкости восприятия, всё очень ясно и очень просто. Гитарные басы тяжеловаты, но достаточно естественны по рельефу.

Бесплатный совет: нужен «конкретный» бас? Вот, получайте.





Caliber CSZ 9
Максимальная/RMS мощность, Вт
500/150
Диапазон воспроизводимых частот, Гц (-3 дБ)
47 - 22000
Чувствительность, дБ/Вт (1м) (150 - 15000 Гц)
89,5
Средний коэффициент нелинейных искажений (90 дБ (1 м), 160 - 4000 Гц), %
1,18
Коэффициент нелинейных искажений (90 дБ (1 м), 80 - 125 Гц), %
4,45
Частота собственного резонанса мидбасовой головки Fs, Гц
55,7
Полная добротность Qts
0,887
Эквивалентный объём воздуха Vas
19,9

Caliber CSZ 9




Расчётное значение силового фактора 5,2 Тл м - сказываются потери потока в осевом отверстии. Видимо, и зазор здесь тоже нешуточный, так что мы можем повышенную допустимую мощность отнести к числу плюсов этой акустики. Масса подвижной системы (22,6 г) слегка выше средней, что опять же естественно - диффузор-то сплошной. Средняя чувствительность, конечно, не самая высокая, но приемлемая. Нелинейные искажения и на средних частотах, и на басах чуть выше, чем хотелось бы. Осевая АЧХ по реалиям нынешнего теста довольно ровная: во всём диапазоне она укладывается в допуск ±4 дБ. Правда, под углом к оси частотная характеристика выглядит не столь интересно: сказалось действие отражённого излучения (около 6 кГц). Отсюда мораль: если хотите использовать эту акустику как широкополосную, монтируйте её возможно ближе к оси.
При установке в объёме «полубагажника» нижняя частотная граница должна составить 47 Гц, а полная добротность окажется равной 0,96. С учётом акустики салона на АЧХ появится характерный подъём с максимумом (3,0 дБ) на частоте 70 Гц. Ну, от акустики таких статей некоторое количество «колбасы» мы просто обязаны были получить.



Материалом для изготовления мидбасов Caliber послужил, как и у многих его «коллег», полипропилен, только здесь он жёстче. В центре диффузора - колпачок из ткани с пропиткой. Я не ошибся: диффузор действительно сплошной, а пищалки установлены на мостике - такая конструкция в последнее время, к сожалению, стала редкостью. Корпус отлит вместе с рамкой решётки и корпусом магнитной системы, мостик тоже из алюминиевого сплава и крепится к корпусу винтами. Такая конструкция практически исключает монтаж динамиков в штатные места салона, но зато позволяет при желании превратить коаксиалы в компонентники. В шайбе магнитной системы предусмотрено осевое отверстие (и это тоже большая редкость) диаметром 12 мм. Ширина подвеса от 11 до 13 мм (по короткой и длинной осям соответственно). Габариты магнита не укажу даже приблизительно,
ЛИЧНОЕ ДЕЛО
КТО
Caliber CSZ 9
ПОЧЕМ
$120
ЭТО – ПЛЮС
Повышенная допустимая мощность
Ровная АЧХ по оси
ЭТО – МИНУС
Повышенные нелинейные искажения
ОДНИМ СЛОВОМ...
Акустика, которая может быть музыкальной, а может и «колбасить»
РЕЙТИНГ
Конструкция
9
Частотная характеристика
9
Чувствительность
8
Басовый потенциал
7
Звук
8
Итог
41

диаметр его может быть и 112, и 118 мм, отмечу лишь, что по массе «Калиберы» могут соперничать с самыми тяжёлыми из одноклассников. От случайных замыканий клеммник защищён пластиковым кожухом. Провода к мидбасу проложены по второму способу, к твитерам - через тот же мостик, другого варианта в такой конструкции и не бывает. Диаметр алюминиевого купола основной пищалки 27 мм. У второй пищалки сбалансированый купол из металлизированного полиимида диаметром 25 мм. Апертурные тела установлены там и там, но по некоторым признакам они служат преимущественно для защиты пищалок.
Рояль кажется расположенным ближе обычного, и у него подчёркнуты ноты самой «игровой» пятой октавы (на клавиатуре она ближняя под правой рукой), а басовое наполнение показалось слишком уж прозрачным. Атака струны бас-гитары подчёркнута, рельеф смягчён. В женском вокале присутствует какая-то особенная открытость и избыточная масштабность голоса, а свистящие звуки иногда как бы «царапают». Верх несколько металлический, не очень музыкальный, хотя и чистый. Тарелки немного приближены к слушателю, но при этом не лишены привлекательности. Вообще, ударные инструменты хорошо оформлены и динамичны, так что если ваша музыка построена на ритмах, то эта акустика для вас.

Бесплатный совет: монтируйте эту акустику возможно ближе к оси излучения.

МЁД & ДЁГОТЬ

Максимальное число баллов в многоборье набрал Art Sound. Эта акустика, можно сказать, стоит особняком в ряду участников - она чуть ли не единственная, которая приспособлена не только для работы «тылом», но и к фронтальному использованию годна без ограничений. Естественные ограничения, вызванные физическими размерами акустики этого формата, не в счёт, не в наших силах. Так что «Лидер» известен.

По субъективной оценке звука «Лидеру» практически не уступают ещё трое участников - Hyundai, Kicx и Rockford Fosgate. Первый по сумме баллов почти догнал победителя. Удачная получилась акустика, что в некоторой мере даже явилось для нас сюрпризом. Итак, Hyundai - «Фаворит». Kicx тоже очень неплохо справляется с музыкальным материалом, но бас не совсем свободен от «колбасности». Для кого это не минус, а плюс, может с полным правом предпочесть именно эту модель. У RF бас соответствует самым строгим критериям, и, хотя форма осевой частотной характеристики небезукоризненна, оказалось, что по субъективной оценке звука он никому из одноклассников не уступает. Ну, это тоже не новость, осевая АЧХ решает не всё, а дисперсия излучения у RF как раз на редкость ровная. В перечень тех участников, которые произвели на нас самое выгодное впечатление, следует добавить ещё одну «фамилию». Hertz. Звучание этой акустики не свободно от некоторых шероховатостей, но у неё хорошая отдача, и бас она способна создавать очень качественный. Так что эти трое получают нашу «Рекомендацию».

Не для протокола, а для души отметим ещё троих: Ivolga, Ground Zero и Caliber. Эти динамики обладают неплохим звучанием и в дополнение к перечисленным могут быть использованы для прослушивания музыки. Остальные шестеро, скорее всего, изначально задуманы разработчиками как басовая «подзвучка», так и должны использоваться.

Использование данных материалов допускается только с разрешения автора.

Вступайте в закрытый клуб Pult.ru!
Подпишитесь на рассылку
и получите 500 бонусов 👋
Нажимая кнопку «Подписаться», я даю согласие на получение рассылок информационно-рекламного характера и обработку персональных данных.
Вы успешно подписаны!