Инсталляция звуковой студии
Какие бы совершенные AV-компоненты и акустические системы ни устанавливали инсталляторы заказчику последнее слово всегда остается за ним, Понятное дело, ведь звуковое восприятие - явление довольно субъективное, и чтобы до конца почувствовать и осознать, что в звуке нравится, а что нет, нужно время
По прошествии нескольких дней, а то и месяцев, когда становилось абсолютно ясно, в чем недостатки и преимущества того или иного аппарата, Александр начинал колдовать над акустикой помещения, обращался непосредственно к производителям аппаратуры, советовался с инсталляторами. Откуда же такая страсть и вместе с тем постоянная неудовлетворенность? Александр увлекся музыкой и аудиотехникой еще будучи студентом. По известным причинам в те времена о хорошей аппаратуре приходилось только мечтать. Достать приличный магнитофон или виниловую «вертушку» можно было только в специализированных магазинах «Березка» за чеки. Хотя нет, еще были комиссионки, и, если посчастливится, через знакомых или родственников технику привозили из самой заграницы. Одним словом, покупку «хайэндовской» системы Александру пришлось отложить на неопределенный срок, т.к. сначала нужно было учиться, работать, добиваться результатов в науке и бизнесе. Но прошли годы, практически все намеченные планы осуществились, появилось достаточно свободного времени, и заветная мечта стала потихоньку сбываться.
Площадь помещения отдельно стоящего здания, в которое нас пригласил Александр, занимает ~70 м2 (3,4 м высота х 7,8 м ширина х 8,7 м длина). Эти размеры взяты не абы-как, а специально рассчитывались для седьмых по счету акустических систем (шесть предыдущих по тем или иным причинам не устраивали). Стены зала выполнены из полнотелого кирпича (2,5+облицовочный). Внутри помещения большая часть стенового пространства выложена декоративным плиточным материалом под натуральный необработанный камень. Суммарная толщина стен составила около 80 см. Замысел вполне логичен, т.к. только массивные и плотные стены способны удержать мощный бас. К такому выводу Александр пришел после неудачных попыток добиться хорошего звука в остекленной веранде, в которой ранее был инсталлирован домашний кинотеатр со звуком 5.1. К каким только ухищрениям ни прибегали специалисты, чтобы настроить звук в помещении, но все тщетно - стекла по-прежнему жутко резонировали, а трехскатная конструкция крыши совсем некстати фокусировала звук. Окончательно убедившись в том, что в помещении, спроектированном для других целей, никакими косметическими мерами невозможно добиться правильного звучания, Александр обратился к профессионалам, которые как раз специализировались на акустике помещений. Перед тем как приступить к выполнению заказа, инсталляторы уточнили, какие музыкальные жанры предпочитает заказчик. Оказалось, что на данный момент больше всего Александра интересует джаз (70%), затем идет классика (25%) и только потом рок (5%). Руководствуясь данной статистикой, архитекторам-дизайнерам предстояло выполнить непростую задачу - оформить помещение именно с учетом предпочитаемых жанров. Несмотря на то, что для классики желателен небольшой объем отраженного звука, для рока наоборот большой, а для джаза что-то промежуточное, в конечном итоге от специалистов требовалось сделать так, чтобы музыка различных жанров звучала одинаково хорошо. Итак, цели были ясны, задачи поставлены, оставался сущий «пустяк» - воплотить намеченное в жизнь. В первую очередь специалисты решили заняться полами. Конструкция под названием «плавающий пол» была сделана с применением следующей технологии. Сначала основной грунт засыпали слоем песка, затем керамзита, потом положили минвату и напоследок весь «сэндвич» накрыли бетонными плитами. Интересная деталь - чтобы полностью исключить вибрацию, под стойки с аппаратурой был отлит отдельный фундамент (глубина 1,5 м), который так же как и стены отделили от основного пола пенопластом. Потолок в зале выполнен из лиственницы (толщина досок 50 мм). Своеобразный кессон с откосом в тыловой части сделан для того, чтобы первичные отражения средних волн, которые частично проходят через акустические потолочные панели, не отражались в сторону слушателя, а отбрасывались вперед. Теперь о настенных панелях (волнообразные щиты), самая большая из которых закреплена на тыловой стене, а четыре других меньшего размера установлены ближе к углам боковых стен. Это довольно сложные конструкции. Сначала в стене была сделана ниша, причем плоскость кирпичной кладки не прямая, а слегка вогнута. Далее свободное пространство заполнили минватой, затем обшили перфорированным гипсокартонном, а уже сверху прикрепили пустотелые трубы из вспененного полиуретана. Основное назначение данной конструкции - работа на 50 Гц (с учетом напряжения сети) в качестве бас-клинеров, разрушающих стоячую волну в НЧ-диапазоне. Кроме полиуретановых панелей в центральной части боковых стен и на фронтальной стене размещены звукопоглощающие щиты в зоне первичных отражений. Конструкции, обтянутые акустической тканью закрывают ниши, заполненные 15-сантиметровым слоем минваты. ► Не для забавы ради... Иначе, нежили High End-коллекцией, многокомпонентную аудиосистему Александра назвать язык не поворачивается. Вполне естественно, что центральное почетное место в аппаратурной стойке отведено двум источникам аудиосигналов, т.к. с них-то все и начинается. Соблюдая историческую последовательность, первым заслужил честь быть представленным «модернизированный граммофон» словацкой компании Kuzma модель Stabi XL с тангенциальным тонармом Air Line, компрессором (находится в соседнем помещении) и картриджем Lyra Titan. Мало того, что от этого памятника точной механики взгляд невозможно оторвать, рассказывать о применении различных хитростей и космических технологий для подавления малейших вибраций можно бесконечно. Словом, инженеры сделали все возможное и невозможное, чтобы максимально приблизить запись к оригиналу. Работает LP-проигрыватель в паре с ламповым ММ/МС-фонокорректором WAVAC LCR-X2, имеющим двухкомпонентный блок питания (электронный блок и силовой трансформаторный) для более эффективной помехозащищенности. Второй аудиоисточник - на сей раз представитель цифровой эпохи - CD-транспорт СЕ.С. TL-0 работает в тандеме с флагманским ЦАП'ом английской компании Audio Note - DAC 5 Signature. Для более слаженной работы транспорта и конвертера потребовалась дополнительная синхронизация элитной парочки по «цифре», что незамедлительно сказалось на великолепном качестве звучания. Хочется упомянуть еще об одном источнике, безупречную работу которого нам продемонстрировал Александр. К сожалению, ввиду немаленьких размеров трем профессиональным катушечникам (Studer A-80Mkll и две деки Nagra T-Audio) не нашлось места в общей стойке. А ведь один из этих аппаратов по праву мог бы занять вакантное место, как промежуточное звено между носителями старых и новых форматов. Хотя нет, даже если бы деки и проходили по габаритам, то заправлять мастер-ленту в профессиональный магнитофон все же лучше подальше от домашних компонентов. Коммутация аудиоисточников с «оконечниками» осуществляется с помощью 4-лампового предусилителя WAVAC PR-T1 с таким же выносным блоком питания, как и у фонокорректора LCR-X2. Послушав некоторое время «пред» с лампами (Philips JAN5814), которыми комплектует усилитель компания WAVAC, Александр счел нужным заменить их, на «трубы», выпущенные в 60-х годах прошлого века всемирноизвестной компанией Telefunken. Но это еще не все вмешательства во внутренние дела аппаратов, которые позволяет себе Александр в поисках интересного звука. Величественным 150-ваттным однотактовым моноблокам WAVAC HE-833MK-II, укомплектованными помимо штатных блоков питания, еще и сетевыми фильтрами также досталось «на орехи». По просьбе Александра японские производители сделали апгрейд основной платы,
► Кругом одна символика Вот мы и подошли к самому главному - акустическим системам с активным басом Gryphon Audio Poseidon, благодаря которым в зале уместились не только все High End-компоненты, но и множество других полезных вещей. Например таких, как ударная установка Yamaha или лазерное цветомузыкальное оборудование. Кстати, по словам Александра, игра на ударных, как это ни парадоксально, очень хорошо помогает для снятия всякого рода стрессов. Но не будем отвлекаться. В самом начале статьи мы упоминали, что по счету, колонки Poseidon уже седьмые. Неужели на седьмой раз правильно отмерил? Хотелось бы в это верить. Уж больно хорошо себя показали эти 4-полосные 2-башенные гиганты, когда Александр предложил нам послушать несколько музыкальных фрагментов. Что и говорить, датские мастера постарались на славу, даже дистанционное управление предустановками добротности и уровнем баса предусмотрели. Не говоря уже о специальном изгибе фронтального дефлектора для обеспечения синхронного прибытия звуковой волны от всех драйверов в точку прослушивания. Жаль только, не удалось оценить работу Роseidon'a во время просмотра какого-нибудь видеофильма в режиме многоканального звука. Дело в том, что Александр не является большим поклонником сжатых аудиоформатов, его вполне устраивает классическое стерео. Но учитывая интересы родственников и знакомых, в ближайшее время он все же собирается оборудовать студию АС для 7-канального звука. Тем более, что для этого есть все возможности. Мощнейший 3-чиповый DLP-видеопроектор RUNCO VX-40D и огромный 135-дюймовый моторизованный экран Stewart LXC135H GrayHawk уже давно ждут своего часа, а вот 7-канальный AV-процессор Lexicon MC-8 Balanced приобретен совсем недавно и пока бездействует. Единственное, о чем мы не рассказали, так это об источнике видеосигнала. Незадолго до нашего приезда Александр заказал DVD-плейер Pioneer DV-989Avi, который еще не успели доставить. В будущем, учитывая бурное развитие видеотехнологий (HD-DVD, BD), Александр собирается менять видеоисточники каждые 1,5-2 года. На прощание мы пожелали Александру удачи в его нелегком, но страшно увлекательном хобби, а он, в свою очередь, поделился своими планами касательно рупорной акустики и пригласил зайти к нему в гости месяцев через шесть. Использование данных материалов допускается только с разрешения автора |