0

Сравнение

VIP Club

8 женщин-пионеров в саунд-арте

Автор статьи: Мишин Кирилл
06.03.2024 1682 0

Специальная подборка к Международному женскому дню

Женщины-пионеры саундарта

От классических музыкантов, журналистов, композиторов до инженеров, ученых и программистов — женщины с самым разным бэкграундом стояли у истоков электронной музыки и звуковой революции ХХ века.

Пионерки фундаментальных изменений в саунд-дизайне и настоящие визионеры новых технологий оставили нам внушительное наследие в виде экспериментальных композиций, легендарных саундтреков, смелых компьютерных программ и устройств для создания новых электронных звуков.

Мы рассмотрим наиболее ярких героинь саунд-индустрии и подберем вдохновляющую винтажной эстетикой технику для прослушивания их музыки, которая также станет приятным подарком на 8 марта.

Дафна Орам (1925–2003)

Дафна Орам (1925–2003)

Перспективе стать классическим композитором Дафна предпочла карьеру звукорежиссера на BBC и экспериментальное создание музыки из электронных звуков и полевых записей. Следуя своей страсти к звуковым пейзажам и инженерному делу, Дафне удалось попасть на радио в начале 40-х. Тогда женщин брали на станцию из-за нехватки кадров, потому что большинство британских мужчин участвовало во Второй мировой войне.

На ВВС она много экспериментировала с пленочными аппаратами, генераторами звука — предшественниками синтезаторов — и полевыми записями. Результатом ее работы чаще всего становилось звуковое оформление для радиопостановок и просветительских программ.

Благодаря неустанным исследованиям звука и опытам с разными аудиоустройствами Дафна создавала совершенно уникальные для своего времени музыкальные композиции. В результате она вошла в историю как пионерка британской электронной музыки.

Орам также известна тем, что была одной из основательниц звуковой лаборатории BBC Radiophonic Workshop в 1958 году, единственной в то время в Великобритании студии, полностью сфокусированной на саунд-дизайнерских задачах. В конце 50-х Дафна открыла свою личную студию Орамикс, где в начале 60-х разработала уникальный одноименный синтезатор, преобразующий рисунки с кинопленки в звуки.


Tivoli Audio Model One BT

Tivoli Audio Model One BT Classic Walnut

Приблизиться к эстетике времени, в котором творила Дафна Орам, сегодня можно с портативным приемником Tivoli Audio Model One BT.

Выполненный в винтажном стиле корпус оснащен удобным тюнером, позволяющим настроить чистый звук радиостанций даже со слабым сигналом. Изготовленный вручную деревянный корпус и динамик с мощным магнитом обеспечивают музыкально точный баланс и звучание высокого качества.

Компактный ретро-дизайн, современная функциональность и качественная начинка, наряду с доступным Bluetooth-соединением, делают настольный радиоприемник прекрасным выбором для использования дома, в офисе или на даче.

Эльза Мария Паде (1924–2016)

Эльза Мария Паде (1924–2016)

Перед нами первая датская композитор электронной и конкретной музыки — Эльза Мария Паде.

Выпускница Королевской консерватории по классу фортепиано, очарованная идеями Пьера Шеффера, исторически даже опередила англичанку Дафну Орам. Первую студию — научно-исследовательскую лабораторию электронного звука в Дании — Эльза открыла на 4 года раньше появления BBC Radiophonic Workshop.

Будучи авангардным композитором, в своих сочинениях Эльза Мария активно комбинировала электронику со звуковыми коллажами, характерными для конкретной музыки. Дебютным произведением в этом жанре стал написанный ей саундтрек к фильму «День в Баккене».

Заслуженное признание в широких кругах к Паде пришло лишь в начале двухтысячных. Этому способствовало издание ее работ на CD и то, что уникальная биография Эльзы Марии наконец-то попала в поле зрение журналистов. В 2006 году о ней сняли документальный фильм.


Портативная акустика Loewe Klang S3

Портативная акустика Loewe Klang S3 Light Grey

Модель создана специально для того, чтобы слушать как современные треки с мобильных устройств, радио и любимые подкасты, так и новаторские композиции прошлого века на CD. Для этого в универсальной музыкальной колонке предусмотрен специальный слот для компакт-дисков. Управлять устройством можно вручную, через приложение или пульт дистанционного управления.

Полин Оливерос (1932–2016)

Полина Оливерос (1932–2016)

Параллельно с революцией в звукозаписи и появлением электронной музыки в Европе активная трансформация саунд-индустрии происходила и в США. Пожалуй, самым известным экспериментатором, теоретиком и борцом с гендерным разрывом в музыкальном производстве была американка Полин Оливерос.

Будучи аккордеонисткой и композитором с классическим образованием, в 50-е годы прошлого века Полин увлеклась изучением звукозаписи и электроники. В 60-е ее страстью были уже пленочные технологии и обработка звука. Благодаря этому в Сан-Франциско даже появился Центр пленочной музыки, одной из основательниц которого была Оливерос. Именно там впоследствии создавался легендарный синтезатор Buchla.

Полин посвятила свою академическую и композиторскую карьеру исследованиям взаимосвязи между звуком, пространством и сознанием, а также стала автором термина и практики «глубокое слушание». Увлечение восточной философией и медитацией было активно интегрировано в ее звуковые исследования и практические пособия, которые до сих пор остаются актуальными для всех, кому интересен звук в широком смысле этого слова.


Наушники DALI IO-12

DALI IO-12

Идеальное погружение в объемное звучание современного эмбиента, медитативных композиций и экспериментальной музыки обеспечат полноразмерные наушники DALI IO-12. Модель представлена в роскошном и комфортном дизайне. Превосходный звук с четкой и явной серединой доступен как в проводном, так и беспроводном режиме.

Высококлассная Hi-Fi технология, разработанная по принципу звучания полноразмерных акустических систем DALI, и уникальная конфигурация магнита SMC в 50-миллиметровом динамике наушников позволят раскрыть каждую музыкальную деталь.

Делия Дербишир (1937-2001)

Делия Дербишир (1937-2001)

Делия Дербишир в историю звуковой индустрии вошла в первую очередь как автор самого узнаваемого электронного поп-хита, записанного к сериалу «Доктор Кто». Математик и пианистка по образованию Делия еще со времен учебы в Кембридже была увлечена природой звукоизвлечения.

Как и Дафна Орам, она начинала свою карьеру на радио ВВС. Вначале работала как журналист и музыкальный обозреватель, а затем как звуковой оформитель в Радиофонической мастерской — главной на тот момент музыкальной лаборатории в мире. Там она писала саундтреки к фильмам, джинглы для радиопрограммам, звуковые эффекты к театральным постановкам и экспериментировала с собственными произведениями.

Новаторство Делии заключалось в ее подходе к созданию электронной музыки, а именно — сочетании первых синтезаторов с конкретной музыкой. Кроме записи своих электронных композиций, Дербишир давала редкие концерты, а в середине 60-х даже создала вместе с Питером Зиновьевым студию «Дельта Плюс» с целью популяризации электронной музыки.


Tivoli Audio PAL BT

Радиоприемник Tivoli Audio PAL BT Blue

Найти работы первопроходцев британской электроники сегодня можно на разных площадках. А вот слушать музыку авангардных композиторов приятнее на стильном оборудовании. Радиоприемник и колонка Pal BT— это винтажный дизайн, смелая цветовая эстетика и приятный подарок. Устройство работает до 12 часов автономно, обладает 2.5-дюймовым широкополосным драйверов с увеличенным ходом звуковой катушки, AM/FM-тюнером и возможностью прослушивания музыки по Bluetooth.

Pal BT станет отличным музыкальным компаньоном в загородном доме, на вечеринке или в путешествии, а также превосходно справится с ролью базовой акустики в апартаментах.

София Губайдулина (1931)

София Губайдулина (1931)

Если про европейских и американских женщин композиторов сегодня миру более-менее известно, то найти подобную информацию о российских героинях авангардной сцены практически невозможно. Пожалуй, единственным женским именем, которое имеет отношение к «электронному повороту» в музыкальной индустрии прошлого века в СССР, можно считать Софию Губайдулину.

Как и предыдущие героини, она имеет серьезное академическое образование — Казанская консерватория, аспирантура в Москве и внезапный для классического композитора поворот к созданию экспериментальной музыки.

И хотя сама София Губайдулина говорит, что увлечение электроникой в ее карьере было мимолетным и связано с периодом работы в конце 60-х в Московской студии электронной музыки при музее Скрябина, пьеса «Живое — неживое», записанная ей в тот период на легендарном советском синтезаторе АНС, вошла в историю российской звуковой индустрии.


Благодаря этой работе София Губайдулина стала одной из первых композиторов электронной музыки в СССР. Оставаясь новатором, по большей части пишущей в стол, Губайдулина выживала в Союзе за счет создания музыки к фильмам, радио и телепередачам. Среди наиболее известных можно выделить саундтреки к мультфильму «Маугли», фильмам «Чучело» и «Вертикаль».

Однако все, что выходило за рамки одобрения партийными композиторами, подвергалось тогда жесткой критике. В 1979 году музыку и имя Губайдулиной отправили в черный список, вплоть до развала СССР она была лишена права выступать на телевидении или радио.

В 1992 году София Губайдулина переехала жить в Германию. Ее единственная электронная пьеса «Vivente — non vivente», записанная в Москве в 1970 году, была издана в России только спустя 20 лет и вошла в сборник «Музыкальное приношение».

Бебе Бэррон (1925-2008)

Бебе Бэррон (1925–2008)

В то время как в СССР одним из способов заработка для альтернативных композиторов были компромиссы в виде создания классических саундтреков к фильмам, в США машинные эксперименты уже активно просачивались в звуковое оформление новых кинокартин.

Первым фильмом в мире с полностью электронным саундтреком стала «Запретная планета» 1956 года, музыку к которому создала Бебе Бэррон в соавторстве с мужем Луи Бэрроном. Войти в историю звукозаписи американскому дуэту удалось благодаря новаторскому подходу в использовании магнитных лент и самодельных электронных схем при производстве звука. Техника наложения обработанных звуков с разных магнитофонов, разработанная Бэррон, применяется и сегодня при создании мультитрекинга.

Немаловажным фактом биографии Бебе Бэррон является и то, что она вместе с мужем еще в 1949 году основала одну из первых в Штатах независимых электроакустических студий. Впоследствии там записывали свою музыку многие экспериментальные композиторы, в том числе и Джон Кейдж.


Напольная акустика Dali Spektor 6

Напольная акустика Dali Spektor 6

Насладиться детальным звучанием музыки любых жанров и полным раскрытием палитры звукового дизайна в кино можно с напольной акустикой Dali Spektor 6. В линейке четыре модели — полочники, напольники и акустика центрального канала. Каждый корпус укомплектован фирменными драйверами бренда с древесными волокнами в диффузоре. Акустика выполнена в аккуратном дизайне и впечатлит достойными басами, наряду с естественным и чистым звучанием.

Элиан Радиг (1932)

Элиан Радиг

Еще одна дама, оказавшая существенное влияние своими работами на будущее поколение электронных музыкантов — французская композитор Элиан Радиг, ученица Шеффера и Анри, начинавшая свой путь в области электроакустики в 50-х.

Ее исследования и композиции были сфокусированы вокруг техники обратной связи, ленточных петель и модульных синтезаторов. Первая синтезаторная музыка Элиан, созданная на Buchla в студии в Нью-Йорке, вышла в свет в 1970 году.

В своих работах с помощью аналоговых синтезаторов и магнитных лент Радиг стремилась запечатлеть постепенное «распаковывание» звука, близкое по настроению к минимализму нью-йоркских композиторов того времени.

Известная своей преданностью к аналоговой технике Элиан Радиг вплоть до 2000 года создавала свою характерную музыку с помощью магнитной ленты и модульного синтезатора ARP 2500. Последняя электронная работа Радиг была записана в Париже в 2000 году, в 2006 композитор получила за нее Золотую Нику на фестивале Ars Electronica. С 2004 года Элиан работает только с акустическими инструментами.


Наушники HiFiMAN HE-R9 wireless

Наушники HiFiMAN HE-R9 wireless

Полноценно раскрыть звучание подобной авангардной музыки и современных композиций позволят динамические наушники закрытого типа HiFiMAN HE-R9 wireless. Модель отличает специально разработанная мембрана Topology Diaphragm, покрытая наночастицами, что обеспечивает детальное и максимально натуральное звучание.

Поверхность стального каркаса оголовья с внешней стороны выполнена из натуральной кожи, внутренняя часть наполнена специальной пеной с эффектом памяти для комфортной и аккуратной посадки. Легкая и прочная конструкция подчеркнута крупными чашками, поддерживающими большой внутренний объем и полное раскрытие звука в наушниках. В беспроводном режиме через Bluetooth они могут работать более 7 часов.

Лори Шпигель (1945)

Лори Шпигель (1945)

Американка Лори Шпигель, как и Элиан Радиг, была большой поклонницей звука аналоговых синтезаторов. В конце 60-х в Нью-Йорке Шпигель даже делила мастерскую с француженкой Радиг, где они создавали свою первую музыку на синтезаторе Buchla.

В историю саунд-индустрии Шпигель вошла благодаря созданию инновационного программного обеспечения для музыкантов, алгоритмической композиции и компьютерной музыки. Известно, что Лори изучала программирование на гигантских компьютерах того времени, работая в лаборатории Bell с 1973 года. Там она и занималась созданием алгоритмов и ПО для написания музыки. В 1985 году Лори также разработала Music Mouse, программу-приложение, превратившую Mac в музыкальный инструмент и доступную массовому пользователю.

Знаковой композиторской работой Шпигель стала пьеса «Harmonices Mundi», состоящая из переведенных в звук данных о движении планет, полученных из работы астронома Кеплера. Именно эта композиция стала вступительной частью диска Golden Record, отправленного в 1977 году в космос на корабле «Вояджер».

Официальное издание пьесы для массового потребителя произошло лишь через 35 лет, трек вошел в переизданный на двух дисках дебютный альбом Шпигель «The Expanding Universe».


Наушники Meze 99 Classics

Наушники Meze 99 Classics

Послушать наполненные экспериментальным компьютерным звуком произведения Лори Шпигель можно в стильных полноразмерных наушниках Meze 99 Classics с мягкими амбушюрами и чашами из орехового дерева. Благодаря филигранной ручной сборке и современной технологической начинке наушники обеспечат теплый, ламповый звук и впечатлят уникальной эстетикой.

* * *

В этом обзоре мы рассказали о выдающихся женщинах ХХ века в области звукорежиссуры, саунд-арта и электронной музыки. Их новаторский дух, настойчивость и художественное видение позволили существенно расширить границы звуковых исследований и оставили впечатляющее наследие для современников.

Послушать экспериментальные музыкальные произведения и ставшие легендарными саундтреки к фильмам сегодня можно на качественной домашней акустике, а также в полноразмерных наушниках, представленных в актуальной подборке.




Герои статьи
Вступайте в закрытый клуб Pult.ru!
Подпишитесь на рассылку
и получите 500 бонусов 👋
Нажимая кнопку «Подписаться», я даю согласие на получение рассылок информационно-рекламного характера и обработку персональных данных.
Вы успешно подписаны!