0

Сравнение

VIP Club

Напольная акустика $800-1150

Автор статьи: Фролов Денис
22.10.2004 16290 0
В супертесте - акустические системы класса топ-Hi-fi стоимостью $1000 за пару. Соревнуются 14 специализированных фирм, 14 пар колонок. Так повелось, что к приобретению акустических систем многие подходят, когда выделенный бюджет «облегчен» предыдущими покупками, когда уже определены и источник музыки (CD/DVD/SACD-плейер), и усилитель (стерео или многоканальный AV-ресивер)... Поскольку эволюционные изменения в электронике происходят быстрее, чем в консервативной акустике, большинство из нас куда спокойней реагирует на требование заплатить $1000 за крутой суперплейер, чем за пару колонок. Можно спорить о соотношении затрат на акустику и электронику, но мы твердо убеждены в исключительной роли конечного звена аудиотракта. На наш взгляд, полнота реализации музыкального потенциала всей системы напрямую зависит от уровня качества, которое заложено в громкоговорители. Другими словами, чем меньше экономишь на акустике, тем уверенней себя чувствуешь.
Конечно, никакие уговоры не действуют, если средства не позволяют. А если - позволяют? Надеемся, тест дорогих колонок кому-то поможет в практическом смысле (выбор конкретной модели). Иные найдут в нынешнем материале массу объективной информации о целом классе АС. Ну, а кое-кто, познакомившись с результатами теста, примет решение о необходимости увеличить/уменьшить акустический бюджет... Как нам кажется, в любом случае полезно знать - что представляют собой колонки за $1000? Какой масштаб качества они задают? И чем оно (качество) определяется? Известно, что большинство фирм, производящих акустику, нацеливается на широкие слои потребителей. Для этого выпускаются так называемые модельные ряды, в которые входят и недорогие АС полочного типа, и напольные колонки разного калибра, и специализированные громкоговорители центрального и тыловых каналов, и сабвуферы... Сегодня в сравнительном тесте - старшие модели колонок. Мы считаем, что акустическое богатство, которое стоит больше, чем $1500, прямому сравнению не подлежит, поскольку за 1000-долларовой границей эффективность покупки в меньшей степени определяется утилитарным отношением качества и цены. Топ-модели фирменных линеек AC разрабатываются не для того, чтобы пленить эксклюзивным дизайном или авторским походом к характеру звучания (это типично для представителей класса High End). Здесь мы вправе надеяться, что подавляющая часть затраченных средств идет именно на High Fidelity, на те параметры, которые поддаются лабораторному контролю и анализу. Никакой эзотерики, все очень определенно! Вы спрашиваете, что именно? Во-первых, гладкость (линейность) амплитудно-частотной характеристики (АЧХ). Во-вторых, ширина частотного диапазона, продление которого в область глубокого баса - непременное условие и признак. В-третьих, низкие гармонические искажения в рабочей зоне частот и громкостей. Наконец, надо упомянуть и динамический диапазон, необходимый для воспроизведения музыки любых жанров. На наш взгляд, именно понятие звуковой динамики (насколько чисто и естественно воспроизводятся звуки - от самого тихого до самого громкого) можно использовать как обобщенный фактор качества колонок. Поскольку любая АС - лишь часть аудиотракта, следует уделить внимание и таким параметрам, как стабильность модуля импеданса и фазочастотная характеристика (чем меньше меняются входное сопротивление и фаза от частоты сигнала, тем легче усилителю). Глубокая проработка решений на стадии проектирования, применение высококачественных комплектующих (электродинамические преобразователи, фильтры, материалы корпусных деталей) и строгий контроль в процессе производства, по идее, должны дать необходимый результат. Сравним, насколько это удалось в каждом конкретном случае.
Лабораторные данные, полученные при измерении каждой модели, приведены в таблице. На графиках - АЧХ и модуль импеданса; отдельно - зависимость коэффициента нелинейных искажений от частоты (КНИ - на уровнях звукового давления 82, 88 и 94 дБ).


B&W DM603 S3

B&W DM603 S3


2,5-полосная АС. Габариты - 900x215x287 мм, масса - 19,5 кг.
Динамики: 165-мм НЧ-головка с алюминиевой (сплав) мембраной, 165-мм НЧ/СЧ-головка с кевларовым диффузором, твитер с 25-мм алюминиевым куполом. Сопротивление - 8 Ом.
Bi-wiring/amping. Шипы.
Ориентировочная цена: $985
Достоинства: отличный бас, хорошая микродинамика, эффектный сценический образ
Недостатки: относительно невысокое разрешение в середине
S&V-эффект: * * * * *

DM603 S3 - средний из трех напольников шестисотой серии, возглавляемой трехполосной DM604. Работа с низкими частотами здесь доверена басовику с алюминиевым купольно-коническим диффузором. Такая конструкция мембраны, по идее, значительно повышает частоты первых изгибных резонансов, что позволяет обойтись фильтрами первого порядка - у 2,5-полосной шестьсот третьей сигнал для низкочастотной головки фильтруется лишь катушками индуктивности. Фильтр высокочастотника круче - 18 дБ на октаву. Для басовика отведен персональный изолированный отсек. Средневысокочастотная секция проложена матами поглотителя. Хорошо знаком нашим читателям твитер, сконструированный по тому же принципу, что и у топовых моделей B&W Полимерная плита лицевой панели, усеянная регулярными фигурными углублениями (для повышения пространственной однородности поля), крепится саморезами к MDF-основе через слой полимера в восемнадцати местах. Суммарная толщина фронтального сэндвича достигает 45 мм! Боковые стенки стянуты ребрами жесткости из MDF. Короче - глухо. У каждого отсека свой фазоинверторный порт (один на лице, другой с тыла), акустический выход каждого можно регулировать с помощью поролоновых заглушек.

Щедрое, красивое, полномасштабное звучание! Эффектная подача музыкального материала поначалу настораживает - ищешь подвоха: может, где-то пересолили? Но нет. Довольно быстро выясняется, что все тональные пропорции соблюдены превосходно. Лишь совсем безобидно подчеркнут крайний верх (клавесин, тарелочки). Главная причина эффектной полнокровности звуковых образов - богатый динамический ресурс системы. Акустика уверенно приемлет большие амплитуды, проявляет немалую заботу о второстепенных деталях. В пространстве комнаты прослушивания как бы сама собой возникает трехмерная проекция наполненного естественными реверберациями концертного зала, причем удается «проследить» и весьма низкочастотный его отклик - сильное ощущение! Одно из главных достояний 603 - отличный бас. Система бойко черпает энергию с глубины, на которой пасуют многие из участниц теста. Очевидно, эмоциональная полнота впечатлений, убедительность пространственных эффектов во многом обусловлены именно мощными, чистыми, корректными басами.

Система создает эффектные и вместе с тем хорошо сбалансированные стереопроекции любых музыкальных форм. Перед нами - пример акустики, оправдывающей подавляющее большинство упований, возлагаемых на напольники данного класса. Чтобы просторному звуку DM603 S3 не было тесно, лучше поселить пару в помещение побольше (от 25 кв. м).

Средняя чувствительность - 92,6 дБ. Значение нижней границы - 37,5 Гц (-10 дБ), АЧХ (рис. 1) весьма стабильна в большей части диапазона на акустической оси и обладает рекордно высокой равномерностью под углом 45°; заслуживает почтения уверенная экспансия характеристики в область среднего баса (40-80 Гц). Послезвучанием, зафиксированным инструментально чуть выше второй частоты раздела (4,5 кГц), можно пренебречь. Необходимо отметить четкость импульсной реакции. КНИ (рис, 2) немного повышен на средних, но несильно растет при увеличении уровня сигнала от 82 до 94 дБ. В области высоких частот имеет место значительный перепад модуля входного импеданса (рис. 1).



Canton Ergo 700 DC



2,5-полосная АС. Габариты - 900x215x287 мм, масса - 17 кг.
Динамики: 180-мм НЧ- и 180-мм НЧ/СЧ-головка, твитер с 25-мм купольной мембраной; диффузоры всех динамиков - из алюминиево-марганцевого композита. Сопротивление - 4-8 Ом. Bi-wiring/amping. Фильтр инфразвука. Шипы.
Ориентировочная цена: $955
Достоинства: глубокий чистый бас, отличная динамика в НЧ/СЧ-области.
Недостатки: небольшие высокочастотные акценты.
S&V-эффект: * * * *

Блестящий слой синтетического лака на панелях Ergo 700 DC похож на тот, которым покрывают дорогие авто. Система - классический Canton. Знакомые плавные переходы корпуса, лицевая панель устлана черным бархатом и, конечно - металлические защитно-декоративные решетки. Заметим, чтобы снять последние, предварительно нужно проделать то же самое с фирменным шильдиком. Корпус колонки «до упора» заполнен поглотителем. Внутри установлены распорки, одна из которых надежно фиксирует трубу фазоинвертора. Нижний динамик излучает до 300 Гц, верхний - до 3,5 кГц: образуется, так сказать, несимметричная (по частоте) схема d’Appolito. Буквенная комбинация DC (Displacement Control) в данном случае означает наличие фильтра инфранизких частот, не допускающего губительных для чистоты баса больших паразитных смещений НЧ-диффузоров - на входе фильтра установлен неполярный электролит емкостью 1000 микрофарад. Клеммы изолированы, перемычки - отрезки обложенного на концах толстого кабеля.

Ergo 700 DC можно охарактеризовать как акустику так называемого «аналитического» типа. Таковую характеристику оправдывает прежде всего точная до педантизма работа системы на средних частотах, отлично согласованная с деятельностью роскошного, но строгого баса. Что касается последнего, то он определенно способен «потрясти» ударными и виртуозно, с удалью «пройтись» по грифу контрабаса. Не оставляет шансов для критики макродинамика средненизкочастотной связки. Трудно представить ситуацию, когда в нормальных жилищных условиях громкости еще не хватает, а басы уже начинают «пошаливать» искажениями. Предел терпения соседей наступит раньше... Вместе с тем колорит звучания скорее прохладный, что, вероятно, обусловлено незначительными акцентами в нижнем верхе (вокальные гласные). Но речь не идет о избыточной жесткости, чрезмерной яркости или о подчеркивании шипящих звуков. Звучание камерных музыкальных форм, солирующих инструментов воспринимается хорошо детализированным по высоким частотам. Именно в этих случаях система в наибольшей степени проявляет свои аналитические дарования. Высокочастотное разрешение фонограмм крупных оркестров заметно слабее.

Ergo 700 DC - мощные и надежные во всех отношениях колонки. Великолепно играют рок и джаз, уверенно - классику. Система особенно убедительно звучит на большой громкости, которая позволяет реализовать отличный динамический потенциал низких частот. Заметим, что металлические решетки практически не влияют на звуковой имидж акустики, но надежно защищают мембраны, например, от вандализма домашних животных.

Одна и самых чувствительных АС а тесте - 94,6 дБ (второй результат). Нижняя граница - 31,2 Гц; система полноценно работает на всем отрезке среднего баса. Высока стабильность АЧХ (рис. 1) как на басах, так и на средних частотах; в интервале 1-5 кГц неравномерность увеличивается за счет быстро затухающих резонансных процессов. Колонки становятся остронаправленными лишь у верхней границы диапазона. Увеличение модуля входного импеданса (рис. 1) с понижением частоты - результат работы фильтра инфразвука. Пик КНИ (рис. 2) на верхней частоте раздела (3 кГц) может обусловить снижение детальности высоких частот; зато очень чисто в середине и на басах.

DALI 8008


Трехполосная АС. Габариты - 1000x252x372 мм, масса - 22 кг.
Динамики: две 200-мм НЧ-головки с целлюлозными диффузорами, 130-мм СЧ-головка также с мембраной из целлюлозы и твитер с 25-мм шелковым куполом.
Сопротивление - 4 Ом. Bi-wiring/amping. Шипы.
Ориентировочная цена: $860
.Достоинства: тщательная проработка тембровой фактуры, хорошая динамика.
Недостатки: небольшая затяжка баса.
S&V-эффект: * * * *

Дизайнеры от DALI не приемлют лишних «наворотов». Метровый флагман последней версии серии Blue выполнен в стиле эпохи «классицизма» - четыре надежные головки в адекватном акустическом оформлении. Почти 50 литров полезного объема отведено под НЧ-секцию. Классический трехполосник низкие частоты излучает парой 200-мм синфазно работающих басовиков. Изолированный СЧ/ВЧ-блок заглушен по всем правилам акустического искусства. СЧ-головка - персональный инструмент флагмана, и в других моделях серии не используется. Судя по результатам измерений, особое внимание уделено разделительным фильтрам; цепи коррекции обеспечивают исключительную частотную стабильность входного сопротивления АС (см. технический комментарий, рис. 2). В большей части рабочего диапазона фаза импеданса слабо флуктуирует в пределах ±15°! Весьма достойный результат. Таким образом, 8008 представляет собой очень удобную электрическую нагрузку для любого усилителя мощности.

Готовясь к прослушиванию столь внушительной во всех отношениях акустики, нередко опасаешься какой-либо избыточности, акцентов на каких-то особых эффектах. Эти опасения прежде всего касаются низкочастотной грамотности системы. Все здесь в полном порядке. Чистые уверенные басы, пусть и не слишком глубокие, органично вплетаются в любую музыкальную ткань, будь то классическая симфония или же рок-композиция. При желании можно отметить их некоторую вальяжность, но все - в допустимых для данного класса рамках. Уверенно, без нарочитости - не на публику - играет датская пара. Тональный баланс безупречен. Светло и ясно на высоких частотах. Перед нами - типичный пример меломанской акустики, которая при любых обстоятельствах настраивает на собственно музыкальное содержание. На пятерку с плюсом прозвучал длительный фортепианный фрагмент - превосходный тест на самые разные «недоработки». Ни в одной из семи октав 8008 не допустила тональных оплошностей. Звук не сгущается даже у контроктавы. Динамический рельеф сохраняет музыкальную фацию при переходах от пиано до форте. Очень реалистичным представляется виртуально-пространственный образ инструмента. Вообще, образы сценического пространства трехмерны и убедительны. Заметим, что достоинства системы проявляются в полной мере для слушателя, находящегося в точке пересечения акустических осей колонок.

DALI 8008 - очень серьезная, деликатная, рассчитанная на работу с тонкими и сложными музыкальными материями акустика. Это, разумеется, не означает, что ей не по плечу эффектно передать соль простых музыкальных форм. Систему допустимо использовать и в небольших помещениях (от 15 кв. м).

Самая высокая в тесте чувствительность - 95,4 дБ. Нижняя граница - 50 Гц. АЧХ (рис. 1) имеет сравнительно небольшой подъем в верхнем басе; едва ли серьезных последствий можно ожидать от умеренных флуктуации характеристики на средних и высоких частотах. Направленность колонок обостряется в верхней октаве. Рекордно стабильны модуль и фаза импеданса (рис. 1). Нелинейные искажения малы во всем рабочем диапазоне, но более всего восхищает почти полное отсутствие зависимости КНИ от уровня сигнала (82-94 дБ, рис. 2) на басах, притом что значение коэффициента гармоник здесь при 94 дБ - самое низкое в тесте.

ELАС 207


Двухполосная АС. Габариты - 935x170x285 мм, масса - 15 кг.
Динамики: две 150-мм НЧ/СЧ-головки с двухслойными алюминиево-бумажмыми диффузорами, твитер с 25-мм алюминиевым куполом. Сопротивление - 4 Ом, Bi-wiring/amping. Магнитное экранирование. Подставки. Ножки. Шипы.
Ориентировочная цена: $1100
Достоинства: точный баланс, пластичное звучание
Недостатки: снижение детальности на большой громкости, хочется басов поэнергичнее.
S&V-эффект: * * * *

ELAC 207 - напольник двухсотой серии, представляющий «подвид» с купольными высокочастотниками (на ряде моделей серии стоят фирменные JET-твитеры). Головки размещены по классической симметричной схеме d'Appolito. Гордость ELAC - двухслойные НЧ/СЧ-диффузоры: к целлюлозной основе приклеивается алюминиевая купольная мембрана толщиной 0,2 мм. Алюминиевый купол и каркас высокочастотной звуковой катушки выполнены как одно целое - методом штамповки. Таким образом, излучающая мембрана высокочастотника работает как эффективный радиатор охлаждения звуковой катушки, что существенно повышает надежность твитера при работе на высокой громкости. Корпус колонки плотно заполнен звукопоглотителем. На тыльной панели два фазоинверторных порта, работающих на общий объем. В системе применены фильтры второго и третьего порядка плюс цепи коррекции импеданса. НЧ/СЧ-динамики снабжены магнитными экранами, но вплотную к телевизору колонки все же лучше не ставить - неэкранированный крупный ферритовый магнит твитера может давать помеху. В комплекте - шипы, регулируемые по высоте ножки с прорезиненной опорной поверхностью и даже персональный для них металлический ключик. Четыре варианта отделки.

Почерк 207 заметно отличается от почерка флагмана серии - 209, участвовавшего в декабрьском тесте 2001 года. Совершенно ясно, что это отличие определяется, главным образом, использованием существенно разных высокочастотников. Помягче играет 207; акустика ни при каких условиях не допускает жестких оттенков. Как-то особенно пластично выводит она высокочастотные детали, отчего манера ее работы, кажется, идеально согласуется с мелодичными музыкальными формами. Порой создается впечатление, что система даже стремится смягчить особенно резкие звуковые движения, присутствующие в ином исходном материале. Выверенность тонального баланса сразу же дает о себе знать на классике, Всюду чисто. Кропотливо передается тембровая гамма, дающая точный портрет инструмента. Выразительно и проникновенно звучат вокальные партии. Аккуратный, пусть и не слишком глубокий бас достаточно весомо участвует в звуковых событиях, но порой от него хочется побольше жизнеутверждающего напора. Идеальные условия работы - комфортная громкость. При высоких дровнях бас заметно грубеет, детальность средних снижается.

ELAC 207 - аккуратная музыкальная акустика, весьма бережно относящаяся к материалу первоисточника. Очень симпатично в ее исполнении звучит камерная и вокальная классика, джаз. Одинаково успешно систему можно использовать как в больших, так и в малых помещениях.

Чувствительность - 92,3 дБ. Немного высоковато для напольника значение нижней граничной частоты - 56,2 Гц: спад начинается со 120 Гц и происходит в темпе 18 дБ на октаву. Германская система обладает самой ровной в тесте АЧХ (рис. 1) - величина средней неравномерности составляет всего ±0,9 дБ! Эффекты послезвучания весьма незначительны. Высокой стабильностью отличаются как модуль (рис. 1), так и фаза входного импеданса. Импульсная реакция - четкая. Выше 200 Гц среднее значение КНИ (рис. 2) составляет 0,2% - рекорд теста; однако уровень нелинейных искажений довольно сильно растет с повышением громкости на басах.

Infinity Kappa 400


Трехполосная АС. Габариты - 850x220x410 мм, масса - 29 кг.
Динамики; 200-мм НЧ/СЧ-голоака, 170-мм СЧ-головка и твитер с 25-мм куполом; все мембраны из фирменного композита CMMD. Сопротивление - 6 Ом. Bi-wiring/amping. Шипы.
Ориентировочная цена: $1150
Достоинства: отличная динамика, светлое звучание, роскошные басы.
Недостатки: незначительные тональные упрощения на высоких частотах
S&V-эффект: * * * *

Роскошная вещь! Даже и в окружении более высокородной компании Карра 400 смотрелась бы очень недурно. Масса колонок такова, что распаковывать и устанавливать АС лучше вдвоем. Ни один краснодеревщик не усомнился бы в высоком качестве облицовки натуральным шпоном, тыл отделан под натуральную кожу. Особый разговор - клеммы. Чтобы снять с них нестандартные перемычки, надо поработать гаечным ключом (лучше двумя). Впрочем, необходимость этой операции вызывает здоровые сомнения... Лишенная острых углов форма верхней части корпуса в акустике серии Карра, по убеждению инженеров Infinity, оптимальна для устранения краевых эффектов. Наклон лицевой панели составляет ровно 5 градусов - для фазового согласования излучения твитера и СЧ-головки. Все мембраны - даже конус расположенного сбоку басовика - выполнены из хорошо зарекомендовавшего себя фирменного металлокерамического композита CMMD (Ceramic Metal Matrix Diaphragm). Магнитного экранирования нет - в серии Карра экранами закрыты только магниты у головок АС центрального канала и меньших полочников (Карра 200).

Вникая в звук Карра 400, восхищаешься незаурядными разрешением и глубиной динамического среза, позволяющими сразу идентифицировать акустику как систему топ-класса. Бесчисленное множество оттенков в живописном образе виолончели сказочно обогащают звучание любой симфонической записи - тем более если эта запись выполнена на соответствующем уровне. Отменно управляется «Каппа» с натуральными низкочастотными инструментами. В НЧ-области система не пытается авантюристически объять необъятное, но уже позволяет как следует прочувствовать, что такое сытный бас, - лучше уж синица в руке. Колорит звучания, скорее - нейтральный, хотя, сосредоточившись, можно уловить некоторые высокочастотные особенности, проявляющиеся, в частности, в как бы эмоциональном окрашивании вокала. Незначительное упрощение ВЧ-палитры заметно на крупных симфонических полотнах, но практически неощутимо в любых других случаях. Приятный же оттенок свежести возникает в связи с прекрасной динамикой верхнего регистра. Пространственный образ сцены эффектно развернут по флангам, определенно обладает третьим измерением. Легко раскрывает система как достоинства, так и огрехи звукорежиссерской работы. В этом отношении Карра - весьма требовательная акустика.

При своем наборе достоинств Карра 400 отлично играет любую музыку. Ценно, что без риска существенного искажения ее звукового имиджа систему можно эксплуатировать и в относительно небольших помещениях. Замечено, что пара уверенней реализует свой потенциал с более мощным усилителем.

НЧ-граница - 50 Гц. Чувствительность - 92,1 дБ. АЧХ (рис. 1) стабильна на средних частотах; местное понижение чувствительности на высоких происходит в окрестности второй частоты раздела (3 кГц). Весьма высока пространственная однородность поля - второй результат. Флуктуации импеданса (рис. 1) в большей части диапазона незначительные; 40-омный максимум приходится на частоту 25 Гц. Только у Карра 400 среднее значение КНИ остается неизменным при повышении уровня тестового сигнала от 82 до 94 дБ (рис. 2), причем на 94 дБ коэффициент гармоник рекордно мал - 0,3%; объективно у системы самые чистые басы.

JMlab Chorus 725


Трехполосная АС. Габариты - 980x200x300 мм, масса - 17,4 кг.
Динамики: две 165-мм НЧ-головки и 165-мм СЧ-головка с диффузорами из полигласса, твитер с 25-мм куполом из тиоксида. Сопротивление - 8 Ом.
Bi-wiring/amping, Ножки. Шипы.
Ориентировочная цена: $1010
Достоинства: хорошая полнота звукового изображения, незаурядная микродинамика.
Недостатки: небольшое подчеркивание нижнего регистра.
S&V-эффект: * * * *

Chorus 725 - венец бюджетной серии JMlab и хороший эпилог исследовательской деятельности, направленной на достижение экстремальных высот. Грациозно выглядят метровые колонки. Несмотря на приличную высоту и стройность, они довольно устойчивые - центр тяжести приходится на нижнюю часть, где находятся мощные магниты басовиков. Внутренний объем колонки хорошо заглушен. Фирменные СЧ- и НЧ-головки излучают полиглассовыми диффузорами. Напомним, полигласс представляет собой сложную слоеную структуру; на целлюлозную основу наносится слой микросферических частичек кварца, связанных специальным полимером. Меняя толщину этого слоя, можно оптимизировать свойства динамиков для излучения в конкретных частотных областях. Вогнутый купол твите-ра - из титана. Для снижения добротности мембранных резонансов ВЧ-мембрана покрыта тонкой пленкой двуокиси титана. Колонки устанавливаются на ножки с резиновой окантовкой, но в комплекте есть и альтернативный вариант - шипы.

Динамический ресурс системы позволяет сохранить свободу музыкальных «движений» на всем спектральном пространстве образа. Звуковой колорит слегка «подогрет» высокой активностью акустики в низкочастотной области. Пожалуй, ни одна система в тесте не производит столь внушительных басов. Во многом соглашаешься с НЧ-концепцией разработчиков, воплотивших во флагмане мечту многих аудиолюбителей о радикальном басе. Пугающе реалистичны ритмичные удары в барабан, правдоподобно крупно звучат симфонии… Система не навязывает слушателю избытка «пикантных» высокочастотных подробностей, но тембральная палитра ее чуть смягченного звука воспринимается богато насыщенной. В довольно широком диапазоне уровней громкости акустика демонстрирует незаурядную микродинамику, что способствует натурализации образа, углубленному восприятию пространственных эффектов. Что касается последних, весьма впечатляет сочетание размаха стереопанорамы с хорошей локализацией инструментальных групп и солистов. Некоторое доминирование низкочастотного содержания больше заметно на плотных многозвучных записях симфонических произведений, где оркестр максимально использует свой немалый басовый потенциал. Повышение громкости приводит к соразмерному увеличению масштаба.

Особенно эффектно Chorus 725 передает крупные музыкальные произведения - от симфонических полотен до концертного рока. Однако хорошая микродинамика позволяет системе вникать в тонкости изящных камерных форм. Под комнату прослушивания лучше отвести помещение попросторнее (выше 25 кв. м).

У системы хорошая чувствительность - 93,9 дБ. Значение нижней границы - 31,2 Гц. АЧХ (рис. 1) на средних частотах имеет минимальную в тесте неравномерность - всего ±0,5 дБ; чувствительность немного повышена в области верхнего баса; флуктуации АЧХ на высоких незначительны. Послезвучание как на высоких, так и на средних частотах умеренное. Весьма стабилен модуль входного импеданса (рис. 1). Импульсная реакция немного затянута. КНИ системы (рис. 2) образцово мал в подавляющей части частотного диапазона; на формальные показатели большое влияние оказывает всплеск нелинейности на 20 кГц, не имеющий на самом деле существенного значения.

KEF Q5


2,5-полосная АС. Габариты - 880x240x320 мм, масса - 14,5 кг.
Динамики: коаксиальная система из 165-мм НЧ/СЧ-головки с полимерным диффузором и твитера с 19-мм алюминиевым куполом (Uni-Q), 165-мм НЧ-головка с полимерным диффузором. Сопротивление - 8 Ом, Bi-wiring/amping.
Магнитное экранирование, Шипы.
Ориентировочная цена: $940
Достоинства: четкий образ сцены, строгий тональный баланс
Недостатки: некоторая нечеткость баса
S&V-эффект: * * * *

Q5 - одна из самых компактных систем в подборке. Основная достопримечательность «пятерки» - последняя версия коаксиальной системы драйверов Uni-Q. Напомним, теперь в коаксиалах KEF применяются новые конические мембраны (усовершенствован профиль диффузора и использован иной материал), излучение высокочастотной головки корректируется согласующим рупором. Последний необходим для ослабления взаимодействия высокочастотного звукового потока с поверхностью НЧ/СЧ-диффузора (таковое взаимодействие приводит к неравномерности АЧХ на высоких частотах). Кроме коаксиальной структуры, у пятой модели имеется независимый басовик в оформлении фазоинверторного типа с двумя портами - на лицевой панели и с тыла. Тот, что организован на задней панели, имеет эллиптическую форму (такую же, как мембраны низкочастотных драйверов на старших напольниках серии). Динамики магнитоэкранированы. Сзади - универсальные клеммы с анодированными контактными поверхностями.

Q5 демонстрирует все достоинства нового фирменного звука KEF. Отличная сфокусированность изображения в большей части спектрального пространства здесь сочетается с внушительным басом. Четкая стереометрия сцены характеризуется ясным распределением мнимых источников. Тонально великолепно проработан весь средненизкий регистр, что обеспечивает высокую меру натурализма звуковых образов. Отлично звучит вокал - как мужской, так и женский; очень реалистично передается тональная основа человеческого голоса. В плотном звуковом потоке легко сортируются разные инструменты. К фирменным признакам смело можно отнести чистую работу системы на высоких частотах. Хорошая детальность здесь сочетается с выверенностыо пропорций, что исключает исходящие сверху резкие оттенки. Динамика во всех регистрах адекватна большинству музыкальных форм. При повышенной громкости порой создается впечатление замедления атаки в звуках низкочастотных инструментов (струнных, ударных), отчего как бы снижается резкость изображения, Запас мощности вполне отвечает требованиям исследуемого класса, первым же на перегрузку реагирует бас.

Акустику Q5 можно рекомендовать поклонникам практически любых музыкальных направлений. Ее звук особенно понравится ценителям корректного воспроизводства фактуры сценического пространства, что характерно прежде всего для настоящих аудиогурманов. Причем все удовольствия можно получить и в сравнительно небольшом (от 20 кв. м) помещении. Хороший вариант театрального фронта, особенно - если все остальные акустические компоненты принадлежат Q-серии.

Чувствительность - 93,2 дБ. Нижняя граница - 50 Гц. АЧХ (рис. 1) практически безупречно сбалансирована (средние значения чувствительности на высоких и средних частотах почти не отличаются); очень «строен» НЧ/СЧ-участок; небольшие пики на высоких частотах обусловлены особенностями конструкции коаксиальной структуры. Модуль импеданса (рис. 1) достаточно стабилен. Q5 лучше всех АС теста воспроизводит форму короткого импульса. Нелинейные искажения (рис. 2) во всем рабочем диапазоне замечательно малы на любых уровнях тестового сигнала (82-94 дБ); среднее значение КНИ на участке 100 Гц-20 кГц при 94 дБ - 0,4%.

Magnat Vintage 450


Трехполосная АС. Габариты - 1150x250x310 мм, масса - 20 кг.
Динамики; две 165-мм НЧ-головки и 165-мм СЧ-головка с алюминиевыми диффузорами, твитер с 19-мм шелковым куполом. Сопротивление - 4 Ом.
Bi-wiring/amping. Шипы.
Ориентировочная цена: $875
Достоинства: эффектный и мощный бас, нейтральный тональный баланс.
Недостатки: немного размытый образ сцены
S&V-эффект: * * * *

Vintage 450 представляет четвертую группу многоликого модельного ряда германской Magnat. Это самые высокие колонки в тесте - метр пятнадцать. «Видная» массивная пара требует особенно ответственного подхода к выбору ее местоположения. Установленной в верхней части лицевой панели СЧ-головке из общего объема оформления выделен персональный отсек. На тыльной панели - целых три фазонкверторных порта. Два нижних связаны общим внутренним объемом НЧ-секции, а верхний - меньшего диаметра - очевидно, предназначен для коррекции АЧХ среднечастотного динамика в области нижней частоты раздела (у гхшовки в фазоинверторном оформлении высокий темп приграничного спада АЧХ, что часто облегчает согласование полос). Кстати, нетипично произведена в системе разводка поддиапазонов - при снятых перемычках с нижней пары клемм сигнал идет на басовики и твитер, с верхней - на среднсчастотник. Такая схема пригодится тем, кто с особым пиететом относится к средним частотам как к наиболее информативной части музыкального спектра. В комплекте шипы, а для предотвращения проколов - шайбы-подложки.

Довольно глубокий, плотный, чуть жестковатый бас - одно из наиболее внушительных достоинств Vintage 450. Бас достаточно нейтрален и тактичен для того, чтобы дать возможность в полной мере проявить себя прилежащему среднечастотному содержанию, и при этом достаточно содержателен, чтобы слушатель всеми фибрами плоти мог ощутить, например, удар в бочку. Самых глубоких нот система не затрагивает - не критично. Большого уважения заслуживает открытая динамика превосходно сбалансированных средних частот. Красочен образ виолончели, живописна духовая медь. Общий тональный баланс воспринимается совершенно нейтральным, что позволяет квалифицировать систему как бесстрастного аналитика. Ассоциации с аналитиком вызывает и возникающее порой ощущение недостатка воздуха, какого-то завершающего изящества, что трудно объяснить, опираясь исключительно на результаты объективных измерений. Неплохо чувствуется масштаб пространства концертного зала. Фронтальная панорама подается с размахом, но образ сцены получается слегка размытым, чему, впрочем, трудно дать однозначную оценку - сильное влияние, так сказать, фактора сфокусированного звука нередко приводит к ощущению навязанной инсценировки.

Vintage 450 не предъявляет никаких особых требований ни к музыкальному репертуару, ни к размерам комнаты прослушивания. Развитые басы кстати для особенно содержательных в низкочастотном смысле фонограмм. Лишние звукопоглощающие поверхности в помещении - ни к чему.

Чувствительность - 93,2 дБ. Значение нижней границы - 43,8 Гц. АЧХ обладает превосходной стабильностью во всем рабочем диапазоне (рис. 1) - средняя неравномерность на участке 100 Гц-20 кГц составляет ±1,1 дБ - второй результат теста; нетипичным является сравнительно ранний спад характеристики на высоких частотах. Послезвучания малы. Флуктуации модуля и фазы входного сопротивления весьма умеренные (рис. 1). Импульсная реакция неплохо сгруппирована для четырехголового трехполосника. По уровню нелинейных искажений система занимает самые передовые позиции в тесте (средний КНИ на участке 100 Гц-20 кГц при 94 дБ - 0,4%, рис. 2).

Mirage OMNI 260


2,5-полосная АС. Габариты - 1070x230x380 мм, масса - 25 кг.
Динамики: 165-мм НЧ- и 165-мм НЧ/СЧ-головки с полипропиленовыми диффузорами, покрытыми слоем титана, твитер с 25-мм титановым куполом. Сопротивление - 8 Ом.
Магнитное экранирование. Опоры. Шипы.
Ориентировочная цена: $965
Достоинства: натуралистичная сценическая проекция.
Недостатки: зависимость качества звучания от свойств помещения.
S&V-эффект: * * * *

Впервые с бюджетным воплощением «омниполярной» идеи Mirage в лице меньшей модели серии OMNI - двухполоской OMNI 70 - читатель имел возможность познакомиться в апреле сего года в супертесте полочной акустики. Во флагмане линейки эта идея получила прогнозируемое развитие. СЧ/ВЧ-секция OMNI 260 - общее место для всех моделей серии: излучение направленной вверх СЧ-головки рассеивается выпуклой линзой; установленный в верхней части линзы высокочастот-ник также излучает вверх, его звук рассеивается линзой поменьше. На фасаде оформления - НЧ-головка, излучающая до 700 Гц. Заметим, что традиционная позиция басовика не нарушает принципа всенаправленности на низких частотах - длинные звуковые волны как бы не замечают корпуса колонки. Весьма обнадеживает тот факт, что у системы образцово стабильны электрические параметры (см. технический комментарий). Все головки экранированы. Раздельной коммутации не предусмотрено. В задние пластиковые опоры при монтаже необходимо ввернуть шипы - они являются крепежными для этих опор элементами. Отметим общие элементы конструкции у OMNI 260 и «земляков» Energy C5: у них очень похожие средства виброразвязки и совершенно идентичные электроизолированные клеммы.

Наиболее яркие впечатления от игры модели связаны с особенностями организациии стереопанорамы. Не удивляет, что характер звучания при перемене мест остается практически одинаковым. Очень благотворно действует образ сценического пространства, весьма напоминающий созидаемый лучшими фирменными омниполярами... Вместо традиционных «прожекторов» перед нами - словно цилиндрические источники звуковых волн. Развернутая панорама уходит далеко влево и вправо, оставаясь целостной и сфокусированной в середине. Система не дает «оптической» локализации виртуальных источников, но на ряде хорошо выполненных записей оказывается возможным стратифицировать панораму по вертикали. На редкость уверенно работает пара с низкими частотами. Может быть, для живой классики басы немного грубоваты, но для электроакустических инструментов - в самый раз! Как и в случае младшей (семидесятой) модели, детальность и колорит звучания OMNI 260 довольно сильно зависят от особенностей помещения, чем глуше комната прослушивания, тем образ теплее.

Нерядовым звуковым характером обладает OMNI 260. Весьма комфортно воспринимаются создаваемые системой музыкальные образы, причем особенно привлекательной представляется ее манера организации виртуального пространства. Видимо, нет серьезных оснований говорить о каких-либо жанровых приоритетах акустики.


Осевая чувствительность - 89,6 дБ. АЧХ (рис. 1) на средних частотах очень стабильна; восхищает равномерность характеристики в области верхнего и среднего баса, в результате нижняя граница достигает рекордных 25 Гц (-10 дБ). Понижение осевой чувствительности на высоких частотах компенсируется исключительно высокой пространственной однородностью поля (недостаток ВЧ-энергии на оси восполнится для слушателя за счет энергии диффузной компоненты), Модуль (рис. 1) и фаза входного сопротивления - одни из самых стабильных в тесте. Для системы характерны зоны локального повышения КНИ (рис. 2).

Monitor Audio Silver S6


Трехполосная АС. Габариты - 850x185x250 мм, масса - 12 кг.
Динамики: 150-мм НЧ-головка, 150-мм СЧ-головка, твитер с 25-мм куполом; диффузоры всех динамиков композитные (С-САМ). Сопротивление - 6 Ом. Bi-wiring/amping.
Магнитное экранирование. Подставки. Шипы.
Ориентировочная цена: $1000
Достоинства: отличная динамика средних и высоких частот, изысканный дизайн.
Недостатки: сравнительно низкая детальность баса.
S&V-эффект: * * * *

Внешность приятная во всех отношениях - на свои деньги Silver S6 определенно смотрится. Система представляет последнюю версию серии Silver от Monitor Audio, что особенно ценно, учитывая довольный длительный перерыв в наших в целом стабильных контактах с продукцией именитой компании. Глубоко тонированный шпон красного дерева по контрасту с серебристыми мембранами динамиков кажется почти черным; при рассеянном вечернем освещении эффект усиливается. Шикарно. Диффузоры изготовлены из хорошо зарекомендовавшего себя композитного сплава С-САМ. Басовик и среднечастотная головка тыльными сторонами мембран опираются на общий воздушный объем оформления. Разделение полос осуществляется «мягкими» фильтрами (темп спада АЧХ 6 дБ на октаву), в результате НЧ-головка принимает участие в формировании звукового поля вплоть до верхней середины частотного диапазона. Динамики магнитоэкранированы. Предусмотрены подставки. Между ними и днищами колонок - декоративный воздушный зазор, образуемый за счет пластиковых шайб, надеваемых на крепежные винты. В подставки вворачиваются шипы. В комплекте имеются полимерные заглушки для фазоинверторных портов, которых на тыльной панели целых два.

От красивых колонок ждешь красивого звучания. Продукция Monitor Audio нередко оправдывает такие надежды, Silver S6 исключения не составил. Тональный баланс полностью вписывается в норму. Однако что-то останавливает от присуждения звуковому имиджу системы квалификации нейтрального. Звучание открытое, свежее, щедрое - создается впечатление, что акустика все содержимое записи отдает слушателю без остатка! Фундаментальное достоинство S6 - великолепная динамика средневерхнего аспекта. В этом отношении новая британская пара превосходит большинство участниц теста. Множество оттенков слышно в голосах струнных, акустика четко отрабатывает атаку. В атмосфере высоких частот царит бодрящая свежесть, порой эта атмосфера кажется немного наэлектризованной, Образ сценического пространства корректно масштабирован. Панорама широко простирается по флангам. Система производит довольно глубокий бас, правда, немного сдержанный по динамике. При выходе на большую громкость детализация нижней середины заметно снижается, иногда становится заметным легкое окрашивание баса.

Silver S6 выделяется на фоне моделей из тестовой подборки неординарной выразительностью средних частот. Шикарная динамика в основной части диапазона весьма способствует оживлению звуковых образов, особенно на качественно выполненных записях. Из системы получится отличный театральный фронт.


Чувствительность - 91,6 дБ. Значение НЧ-границы - 56,2 Гц. АЧХ (рис. 1) в целом по диапазону довольно стабильна; немного повышена чувствительность в верхнем басе, что может обусловить определенные колористические особенности звучания; отметим пик АЧХ на 20 кГц, обусловленный, вероятно, изгибным резонансом купола высокочэстотника. Весьма высока пространственная однородность поля. Импульсная реакций отличная. Нелинейные искажения (рис. 2) в большей части диапазона малы и слабо зависят от уровня сигнала (среднее значение КНИ на отрезке 100 Гц-20 кГц - 0,4%, а на средних частотах - 0,1%).


PSB Stratus Bronze


2,5-полосная АС. Габариты - 934x229x324 мм, масса - 17,6 кг. Динамики: две 165-мм НЧ/СЧ-головки с целлюлозными диффузорами, твитер с 25-мм алюминиевым куполом.
Сопротивление - 4 Ом. Bi-wiring/amping.
Опоры. Шипы.
Ориентировочная цена: $955
Достоинства: нейтральный тональный баланс.
Недостатки: некоторое подчеркивание верхнего баса.
S&V-эффект: * * *

Сравнительно недавно продукция канадской компании PSB появилась на нашем рынке, но уже успела поучаствовать в наших сравнительных тестах. Stratus - топовая фирменная серия, включающая в себя АС с «металлическими» названиями. Gold, Silver... Bronze - младшая из перечисленного ряда. Пропорции колонок классические, масса нормальная. Если черная отделка кому-то покажется чересчур строгой, можно приобрести вариант с отделкой «под вишню». Заслуживает внимания факт подробного перечисления технических характеристик в паспорте - обнадеживающий признак. Над алюминиевым куполом ферроохлаждаемого твитера - корректирующая его излучение металлическая линза. Динамики расположены по схеме d'Appolito (несимметричной в частотном смысле). Немало внимания уделено разделительным фильтрам: сигнал для нижней головки корректируется фильтром Баттерворта (крутизна АЧХ -18 дБ на октаву, а для высокочастотного звена применена цепь четвертого порядка (большая редкость для бюджетной акустики). Кроме прочего, «крутая» фильтрация полезна для повышения запаса по перегрузке. Колонки устанавливаются на четыре пластиковые опоры либо шипы. Для регулировки гаек на шипах прилагается пластиковый ключик.

Канадская система играет в манере, которую хочется назвать «спокойной». Минимум ярких красок при максимуме тональной строгости - баланс нейтральный. Звук Bronze надежен - в смысле полноты охвата спектрального и динамического диапазонов без ущерба чистоте. В наличии если не радикально глубокий, то эффектный, массивный бас - у звука всегда есть надежный фундамент. Порой активность низких частот кажется даже слегка избыточной. На малой громкости звуковые образы иногда представляются немного схематичными. С ростом уровня сигнала картинка обогащается оттенками, особенно - на басах и в середине. «Академическая» манера Bronze очень подходит для интерпретации записей крупных симфонических произведений, весьма адекватна тяжелым формам рока. При очень неплохой музыкальной детализации образов пространственные эффекты слегка как бы завуалированы, относительно невысока мера локализации мнимых источников. При работе на повышенных уровнях громкости снижается прозрачность средних и низких частот, но незначительно - запас по перегрузке позволяет довольно смело оперировать ручкой усиления.

Колонки уверенно играют содержательную в спектральном и динамическом планах музыку. Камерным формам, возможно, немного недостает изящества. Вообще же PSB Stratus Bronze - надежная, мощная акустика, способная корректно передать сущность большинства музыкальных стилей.

Чувствительность - 91,9 дБ. Система излучает весомые басы (нижняя граница - 37,5 Гц) - АЧХ в области верхнего баса заметно приподнята; на участке от нижней середины и вплоть до верхней границы рабочего диапазона частотная характеристика весьма стабильна (средняя неравномерность в интервале 100 Гц-20 кГц - ±1,1 дБ). На частотах 1,9 кГц и 5 кГц зафиксировано небольшое послезвучание. Очень стабильны как модуль (рис. 1), так и фаза входного импеданса. Импульсная реакция достаточно четкая. В диапазоне 100 Гц-20 кГц нелинейные искажения (рис. 1) умеренные; несколько повышен КНИ на низких частотах.

Wharfedale Pacific EVO-40


2,5-полосная АС. Габариты - 1070x230x407 мм, масса - 16 кг,
Динамики: две 170-мм НЧ/СЧ-головки с кевларовыми диффузорами, твитер с 25-мм шелковым куполом.
Сопротивление - 6 Ом. Bi-wiring/amping. Подставки. Шипы.
Ориентировочная цена: $980
Достоинства: радикально глубокий и чистый бас, мягкое звучание
Недостатки: снижение прозрачности звука на высокой громкости, заметное доминирование баса
S&V-эффект: * * *

Модифицированная серия Pacific называется Evolution или сокращенно - EVO. С прототипом - Pacific Pi-40 - можно познакомиться в рубрике «Лицом к лицу» (S&V, июль, 2001 г.). В новой системе изменена конфигурация частотных полос - один из пары кевларовых диффузоров излучает только бас (до 150 Гц). Пристроенный «уголком» на верхней панели твитер выполнен на компактном неодимовом магните. Теперь твитер жестко зафиксирован и не поворачивается по горизонтали (как у первых моделей Pacific). Оригинально и очень удобно выполнена универсальная контактная группа, добротные крупные клеммы электроизолированы. Внутри сужающегося к тылу корпуса есть вертикальные крестообразные распорки, закономерно работающие на его жесткость. Корпус относительно легкий, но плотно заглушен матами поглотителя. В отделке использован натуральный тонированный шпон. В подставку (она крепится к основанию через тонкую MDF-прокладку) вворачиваются крупные шипы.

Звучание системы воспринимается масштабным и неплохо сбалансированным. Особенности строения частотной характеристики (важна роль басов) не оказывают ожидаемого влияния на тональный строй - вероятно, вследствие хорошего качества баса EVO-40. Бас содержательный и чистый. В тональном смысле музыкальные события передаются почти без окраски, контуры ударных звуков очерчены, и при этом звучание не лишено комфортной мягкости. С другой стороны, утрирование мелких звуковых деталей порой входит в противоречие с соседствующим басом. Его грозные проявления дают о себе знать понижением прозрачности средних частот (особенно - на малой громкости). Но именно превосходный бас дает ощущение незаурядной симфонической динамики. Если регулятор громкости повернуть по часовой, то звучание «вырастает» до серьезных масштабов, а низкочастотные импульсы начинают натурально бить в диафрагму! Крупное, проработанное пространство приближенной сцены эффектно окружает с флангов - некуда деваться. Однако параллельно отмечается и некоторый перехлест: на форте появляются резковатые оттенки на высоких частотах (труба). На тихой и средней громкости колонки играют чище, но не так натуралистично.

EVO-40 обладают рекордно глубоким басом отличного качества, и уже одно это является серьезным аргументом в пользу системы. Симфоническая или рок-запись - ее стихия. Лучше если объем комнаты будет побольше, а мягкой в ней мебели - поменьше. С театральными фронтами на основе EVO-40 очень долго не потребуется сабвуфер.

Чувствительность - 91,7 дБ, Система - в лидерах по глубине баса: значение нижней границы лежит на частоте 25 Гц. АЧХ (рис. 1) показывает заметное смещение звукового колорита в пользу низких частот. Обширный по частоте спад чувствительности (центр - 500 Гц) классифицируется слухом как относительное снижение роли средних частот. Поле однородно в пространстве. Модуль импеданса от частоты зависит слабо (система не требовательна к усилителю). КНИ в среднем составляет 0,8% (рис. 2). Пик нелинейных искажений на частоте 300 Гц при изменении уровня с 82 до 94 дБ возрастает почти в 10 раз; пик на высоких частотах менее опасен.

Yamaha NS 515F


2,5-полосная АС. Габариты - 1000x200x328 мм, масса - 21 кг.
Динамики: две 160-мм НЧ/СЧ-головки с полимерными диффузорами, твитер с 30-мм алюминиевым куполом.
Сопротивление - 6 Ом. Bi-wiring/amping.
Магнитное экранирование. Ножки. Шипы.
Ориентировочная цена: $800
Достоинства: высокая детальность звучания
Недостатки: хочется большей глубины баса
S&V-эффект: * * *

Аудиолюбители со стажем хорошо знают фирменные студийные мониторы... Yamaha NS 515F - новинка модельного ряда, позиционируемая компанией как фронтальная театральная пара. Конструкция добротна во всех отношениях. Легкие полупрозрачные мембраны головок выполнены из полимера PMD (Polymer Injected Mica Diaphragm). Звуковые катушки намотаны плоским проводом прямоугольного сечения. Оба НЧ-драйвера помещены в общий объем колонки и работают на басах синфазно (нижний динамик заканчивает излучать на частоте 500 Гц). Заявленная верхняя частотная граница твите-ра - 50 кГц. Обрамление твитера специально сделано эллиптическим - это не обман зрения. Фильтры второго порядка изготовлены без печатного монтажа; в НЧ-звене применены неполярные электролитические конденсаторы. Оба порта фазоинвертора сообщаются с внутренним объемом колонки, внутри которой установлены три распорки. Корпус умеренно заглушен. Для устойчивости АС ставится на выносные металлические опоры либо на комплектные шипы. Отделка выполнена в ретростиле - полированный лак на синтетической основе, имитирующей текстуру дерева.

АС обладают редкой способностью создавать яркую эмоциональную атмосферу. При этом система, обозначенная как театральная, все пункты «обязательной программы» в музыке отрабатывает на очень хорошем уровне. Ключ к привлекательности звучания NS-515F - великолепная динамика в широком диапазоне частот плюс четкий бас. Он не воспринимается сам по себе, он - в музыкальном строе. Словно хороший портной, выкраивает пара «длинноходных» драйверов контуры контрабаса и виолончели. Контрастное, быстрое звучание - на любителя; детальность не нарочитая и не вызывает утомления. Вместе с тем звук как в студии - тонально выверенный, что легко выявляет тест фортепиано. Середина на границе с басом сохраняет множество оттенков. Система конструирует близкую сцену, но при этом сохраняется и ощущение глубины. Разумеется, увеличение громкости до предельных значений не остается без последствий. Заметам, что при столь высокой чувствительности это «предельное значение» может повлиять на отношения с соседями...


Благодаря высокой детальности - особенно за свои деньги - система умело играет разную музыку. Но, пожалуй, наиболее полно талант Yamaha NS-515F раскроется в многоканальных системах домашнего кинотеатра (здесь мы согласны с разработчиками на 100%). Реализация мощностного потенциала АС не требует особо мощных усилителей или ресиверов. AV-электроника может быть не только фирменной. К системе легко подобрать из фирменного ассортимента театральную атрибутику.
У системы высокая чувствительность - 94,4 дБ (третий результат теста). Значение нижней границы самое высокое - 63 Гц. Идеально организован средненизкий участок АЧХ (рис. 1). Опытный слух может отметить результат малого повышения чувствительности в верхней середине (возможно, в виде определенных трансформаций сцены). У АС объективно чистая переходная характеристика. Импеданс (рис. 1) имеет заметные флуктуации модуля, поэтому желательно усилитель помощнее. Колонки хорошо отрабатывают короткие импульсные звуки. КНИ в среднем составляет 0,6% (94 дБ, рис. 2). На средних частотах нелинейность опускается до 0,2%. Пик КНИ на частоте 1,7 кГц составляет 1,5%.

S&V-совет


Напольная акустика за $1000 - это своего рода «выставка достижений» любой компании. Так сказать, товар - лицом. Но будучи продуктом в известном смысле массовым, она еще позволяет проводить сравнительное тестирование. Взгляните, например, на значения коэффициента нелинейных искажений (КНИ), приводимые в итоговой таблице - 0,2-0,4%! Эти цифры дорогого стоят, они уже сравнимы с параметрами усилительной аппаратуры Hi-Fi-класса (напомним, что максимальная выходная мощность усилителей измеряется при КНИ на уровне 0,7%). Любая АС со столь низкими искажениями обладает замечательным динамическим потенциалом и реализует ею в столь ценимом большинством меломанов «живом» масштабе музыкального рельефа. Здесь мы покупаем именно высокую динамику! Особенности тональной организации, конструкция и дизайн - это вторично и третично. В этой категории даже ровная, как стол, АЧХ или изрядное количество баса не всегда являются вектором приложения сил разработчиков «правильной» АС. В этом можно убедиться, сравнив, например, результаты измерений нынешнего теста с другими материалами, когда испытывалась акустика много дешевле. Среди АС за $300 не сразу, но вполне можно отыскать на редкость стабильную АЧХ, а за $500 - к нашим услугам всегда найдется АС с неординарно развитым басом. Но когда мы платим $!000... Интересно, что здесь уже допускаются небольшие тональные украшения (как это бывает в хайэндовских системах), например, - аккуратное подчеркивание высоких/низких частот или легкое (приятное!) тонирование середины. Важно, что при наличии существенного запаса динамики перечисленные особенности носят совершенно иной характер, нежели при отсутствии оного. Мощная и динамичная АС определенно может позволить себе тональные нюансы. Поэтому звуковые портреты АС исследуемого класса заметно различаются между собой. Конечно, эти отличия на фоне высокого в среднем качества всех традиционных характеристик звучания не столь радикальны, как это может показаться из вышесказанного. Однако они есть, и именно они во многом определяют потребительский выбор. Хотелось бы подчеркнуть, что когда различия объективных характеристик становятся малы, возрастает роль индивидуума, роль прослушивания и субъективной оценки. Ясно, что акустика за тысячу должна и выглядеть в полном соответствии с вашими вкусами и предпочтениями, отвечать особенностям интерьера. Значит, при выборе смелее нужно доверять собственным ощущениям - как слуховым, так и зрительным.

Звучание

В этом разделе заключения определенно есть что обсудить. Весьма знаменательным является лежащий буквально на поверхности вывод слуховой экспертизы - в тесте нет двух моделей с одинаковыми басами. Одинаковыми в смысле охвата НЧ-диапазона, взаимодействия с комнатой прослушивания, собственно, роли басов в тональном балансе системы и, наконец, в смысле даваемых «вкусовых» ощущений. Отлично басят все четырнадцать участниц - факт, но различия в басах сильно влияют на характер звукового портрета (это - едва ли не самый сильный аспект среди особенностей тональной характеристики). Этот вывод уже делался нами неоднократно при тестировании акустики топ-класса, поэтому считаем необходимым подробнее остановиться на характере звучания каждой АС в отдельности. И да простит нам читатель некоторую... праздничность в описании (не путать с восторженностью, поскольку деньги все ставят на свои места). Самым глубоким - радикально глубоким - басом в тестовой группе обладает Wharfedale Pacific EVO-40. Роль ее басов в тональном строе очень существенна, и это накладывает определенный отпечаток на все играемые системой записи. Далее по списку идет группа, составляющая практически подавляющее большинство. Среди них по глубине баса выделяются Mirage OMNI 260, B&W DM603 S3, Canton Ergo 700 DC и PSB Stratus Bronze. Первая система, если учесть особенности ее конструкции, басит необычайно глубоко, к тому же OMNI 260 умеет построить одну из самых выразительных пространственных проекций и совершенно «нечувствительна» к положению слушателя. Когда играет B&V DM603 S3, слышно весь контрабас и всю виолончель. Ее динамические способности выглядят незаурядно даже на фоне всей тестовой подборки АС (особенно хороша микродинамика). Система дает одну из наиболее эффектных аудиореализаций любого музыкального события. У нейтральной, чуть «с холодком» Canton Ergo 700 DC отметим замечательное умение буквально со дна динамического диапазона вытаскивать самые тихие звуки; детализация образа потрясающая! Пышность радикальных басов DALI 8008 не противоречит стремлению системы к максимально корректному изложению музыкального материала. Ее детальное до мелочей в широчайшем частотном диапазоне звучание настраивает на созерцательное отношение к музыке. Немало значат эффектные басы для теплого тонального баланса JMlab Chorus 725, при этом динамический ресурс АС больше расходуется в области микронюансов. На наш взгляд, самым сбалансированным во всех отношениях басом - средней глубины, четким и очень чистым - обладает Infinity Kappa 400. Infinity умеет по-настоящему выразительно интерпретировать звучание низкочастотных симфонических инструментов. Басы Yamaha NS-515F отлично интегрированы в музыкальный строй, обладают хорошей реакцией; система звучит легко, быстро и открыто, с той щедростью, за которую можно заплатить даже чуть больше. Совсем другой характер у ELAC 207: нейтральный, совершенно строгий тональный баланс и минимум ярких красок. Система - пример АС «аналитического» типа. Бесстрастно, хочется сказать - с немецкой педантичностью, играет Magnat Vintage 450. Довольно похож характер системы на манеру PSB Stratus Bron2e. Свежая и щедрая игра Monitor Audio Silver S6 - пример «мониторного» звукотипа. Ее басы играют роль надежного и спокойного звукового фундамента, но в динамике средневерхнего аспекта системе просто нет равных. Тонально мягкий, аналитичный звук Energy Connoisseur С-5, породисто окантован глубокими, массивными басами (закономерно отмечается их тональное господство). KEF Q5 дает эффектное, сбалансированное в себе изображение сцены; ее внушительной глубины бас вальяжен и нетороплив. Объективно самый чистый от нелинейности бас генерируют Infinity Kappa 400, DAJJ 8008 и JMlab Chorus 725. Подавляющее большинство тестовых участниц совершенно некритичны в выборе музыкального материала, и опять же подавляющее большинство требует обеспечения просторных жилищных условий (снова - квартирный вопрос)...

Конструкция

Помимо низких нелинейных искажений, первый признак акустики топ-класса - очень высокая чувствительность. В любом фирменном модельном ряду чем выше положение АС, тем больше эта величина. Есть основания полагать, что АС с высокой чувствительностью легче справляется с искажениями, в первую очередь, термического свойства при перегреве звуковых катушек динамиков. Высокой чувствительностью в бытовой Hi-Fi-акустике принято считать величину развиваемого звукового давления выше 90 дБ. Очень высокой - выше 93 дБ. Чувствительность тестовых участниц в среднем составляет 92 дБ/2,83 В/м, а у рекордсмена теста - DALI 8008, она, по нашим данным, составляет аж 95,4 дБ! Самая низкая чувствительность у Mirage OMNI 260, что обусловлено принципиальными особенностями конструкции (АС излучает во все стороны), однако и 89,6 дБ - результат весьма солидный. Второй характерный признак класса - не просто высокая, а исключительно высокая частотная стабильность модуля и фазы входного сопротивления. Эти параметры нельзя напрямую связать с качеством звучания АС. Но если учесть, что любой усилитель мощности рассчитывается для работы с идеальной (чисто активной, оммической) нагрузкой, то чем ровнее сопротивление акустики, тем электронике и звуку «спокойней». Для достижения этой цели в АС применяются корректирующие RC-цепочки и так называемые минимально-фазовые фильтры. В результате у большинства тестовых АС среднеквадратическое отклонение импеданса не превышает 2 Ом, а флуктуации фазы укладываются в коридор ±30°! Таким образом, сочетание высоких чувствительности и стабильности нагрузочных параметров делает исследуемую акустику практически нетребовательной к параметрам усилителя или AV-ресивера. В частности, ни к чему заоблачная мощность - уровень звукового давления в 100 дБ достигается уже при менее чем 10 ватт на канал. Заметьте, средняя номинальная мощность тестовой АС - порядка 150 Вт... Общих конструктивных черт у исследуемой акустики немало. Прежде всего все, без исключения, 14 систем - фазоинверторного типа, и это - тоже признак. Для хорошей АС труднее всего соблюсти приемлемый уровень нелинейных искажений на низких частотах, а грамотно спроектированный и тщательно настроенный фазоинвертор способен серьезно помочь басу... В подборке всего две двухполосные AC (ELAC 207 и Energy Connoisseur С-5), пять полностью трехполосных, а ровно половина участниц имеет 2,5-полосную конфигурацию. У Canton Ergo 700 DC - традиционно металлические декоративные решетки. У Infinity Kappa 400 низкочастотная головка расположена сбоку, а корпус обладает неординарной (даже по меркам нынешнего теста!) жесткостью и рекордной массой. На основе фирменной коаксиальной Uni-Q-головки построена KEF Q5. Раздельной коммутации нет только у двух систем (обе - из Канады: Mirage OMNI 260 и Energy Connoisseur C-5), и у обеих прослеживается большое конструктивное сходство в деталях. Mirage реализует фирменный «омниполярный» принцип излучения, поэтому пространственная однородность звукового поля у системы - рекордно высокая, причем настолько, что в нынешней подборке не имеет даже отдаленных аналогов. Новая Wharfedale Pacific EVO-40 отличилась корпусом сложного сечения и удобно организованным блоком коммутации. Yamaha NS 515F - самые стройные колонки теста. Самая крупная пара - DALI 8008. У DALI закономерно самый большой объем корпуса: только НЧ-блок - 40 литров. Самые легкие – Monitor Audio Silver S6 и KEF Q5. Самые высокие - Magnat Vintage 450. Подавляющее большинство моделей, кроме Mirage и Energy, допускает раздельную коммутацию частотных полос. У модели от Magnat разводка полос осуществляется поистине необычно. Подборка отличается большим разнообразием в отделке не только по способу (натуральный шпон или виниловый ламинат), но по представлению цветовых вариантов. Например, четыре варианта доступны для ELAC 207; шикарным красным деревом отделаны панели Monitor Audio. Все колонки снабжены средствами виброразвязки с полом - это либо простые конические шипы, либо более сложные конструкции с опорами и подставками. Наконец, в исследуемых системах широко применяются в качестве материала для мембран разнообразные композитные материалы и чистые металлы. &го - С-САМ у Monitor Audio, CMMD у Infinity, PMD у Yamaha, алюминий у Magnat, ELAC (двухслойные мембраны) и B&W (алюминиевый НЧ-диффузор). При этом не забыта и аудиофильская классика - диффузоры из целлюлозы (армированной, модифицированной, пропитанной).

S&V-эффект

Наверное, самый практичный вывод из тестового исследования - любая, без исключений, акустика за $1000 обладает всем необходимым набором звуковых и конструктивных качеств как для музыкальной, так и для театральной работы. Все четырнадцать хороши по-своему и, разумеется, универсальны. Конечно, если планируется домашний театр, то фронты за тысячу долларов - это круто! Но пару для музыки следует выбирать с большим тщанием, опираясь прежде все
го на собственные музыкальные (и не только) вкусы и пристрастия. Подчеркиваем, что в данном случае наши оценки эффективности покупки по критерию качество/цена имеют гораздо более условный характер, нежели в тестах относительно недорогой акустики, поэтому вовсе не обязательно, чтобы ваша избранница щеголяла звездами и «орденами»...
Тем не менее на безусловно высоком во всех отношениях тестовом фоне эксперты традиционно выделяют лидеров - таковых систем две. Это роскошная по конструкции Infinity Kappa 400 (Приз симпатий) и по совокупности объективных (включая цену) и субъективных факторов -

Победитель теста - B&W DM603 S3.

Хочется отметить потрясающую объемность звучания ненаправленной Mirage OMNI 260 и шикарную Monitor Audio Silver S6.

Вступайте в закрытый клуб Pult.ru!
Подпишитесь на рассылку
и получите 500 бонусов 👋
Нажимая кнопку «Подписаться», я даю согласие на получение рассылок информационно-рекламного характера и обработку персональных данных.
Вы успешно подписаны!