0

Сравнение

VIP Club

Битва брендов: Bowers&Wilkins против DALI

Автор статьи: Горшенин Яков
03.04.2020 6828 0

Фактически на наших глазах за последние несколько лет в индустрии Hi-Fi сформировался совершенно новый и очень специфичный вид аудиотехники — активные акустические системы с беспроводной коммутацией и возможностью multiroom-использования. Звучит это настолько же сложно, насколько просто в последующей эксплуатации. Тренд в свое время задал Sonos, потом его подхватили многие мейджоры, включая Google и Apple, а сейчас подключились и ортодоксы класса high end. Мы решили сравнить две идентичные по стоимости модели от признанных корифеев качественного звуковоспроизведения, британской компании Bowers & Wilkins и датской DALI. Но для начала — несколько слов об истории этих производителей и предпосылок появления у них в модельных рядах подобных колонок.

Битва брендов


Туманный Альбион

Bowers&Wilkins

Джон Бауэрс родился в 1922 году и Вторую Мировую встретил в королевском корпусе связи, где и познакомился с Роем Уилкинсом. После войны закончил Брайтонский технический колледж по специальности «электросвязь» и вместе с Роем открыл в Вортинге, что в Западном Суссексе, магазин теле- и радиоаппаратуры, названный по фамилиям его владельцев. В качестве подработки Джон занимался разработкой и производством колонок для окрестных школ и церквей. Примечательный факт: 10 тысяч фунтов стерлингов на открытие будущего «колоночного» бизнеса завещала Джону некая мисс Найт, которую в свое время чрезвычайно впечатлили его познания в классической музыке и качество изготовленных им для нее акустических систем.

Итак, в 1966 году выпускаются первые колонки с логотипом B&W, напольные P1. Корпус и разделительный фильтр уже были собственной разработкой, но в качестве динамиков использовались эллиптический НЧ-излучатель EMI и пара твитеров Celestion HF1300. Выручка от их продажи пошла на покупку генератора и самописца.

В 1974 году специалистами B&W был разработан метод производства диффузоров посредством их плетения из кевларовых нитей насыщенного желтого цвета. В 1977 году DM7 стали первыми колонками с ВЧ-динамиками в независимых корпусах, установленных на верхней панели. Ну а спустя еще пару лет на свет появились АС 801, первые из легендарной «восьмисотой» серии.

Перескакиваем на несколько десятилетий вперед. В 2015 году вместо кевлара начинает использоваться проприетарный материал Continuum, а прошлой весной компания представляет совершенно новую, полностью беспроводную серию Formation, в рамках которой выпускается в том числе и полочная стереопара Duo.



Датская марка

DALI

Датская компания DALI (Danish Audiophile Loudspeaker Industries) была основана в 1983 году Питером Лингдорфом, владельцем дистрибьюторской компании AudioNord и сети магазинов Hi-Fi Klubben. В этих магазинах в том числе успешно продавались доступные компоненты NAD и у Питера возникла идея самостоятельно делать в пару к ним акустические системы. Поначалу они выпускались в подвале у Питера дома, также под маркой NAD, но через пару лет вышла 2-полосная полочная модель DALI 2 по цене чуть больше пятисот крон, идеально подходящая к легендарному усилителю 3020.

С 1991 года компанию возглавляет Ларс Уорр, прошедший весь путь к вершине с позиции рядового разработчика. В 2002 году выпускается флагманская серия Euphonia, в которой впервые применяются две чуть ли не самые известные сейчас у DALI технологии — это армирование диффузора вуфера натуральными древесными волокнами и гибридный модуль твитера, на базе купольного и ленточного излучателей. Еще одна важная для нас дата — в 2006 году появляется на свет серия Mentor. В конце 2011 года компания представила пришедшую на смену Euphonia новую флагманскую серию акустических систем Epicon, первую за всю ее историю, полностью разработанную и произведенную самостоятельно. В числе прочего в ней используются уникальные магнитные системы динамиков, изготовленные по технологии SMC. В мае 2014 года на выставке High End в Мюнхене состоялась премьера серии Rubicon, с динамиками, аналогичными тем, что стоят в Epicon. Она-то и заменила серию Mentor. Три года спустя на этой же выставке дебютировала серия активных колонок Callisto C. И наконец в конце прошлого года выпускается серия Rubicon C, полочную модель из которой, под индексом 2, мы сегодня и рассмотрим.



Bowers & Wilkins Formation Duo

Bowers & Wilkins Formation Duo

Первая же ассоциация при взгляде на эти колонки — они выглядят как полочная версия модели Signature Diamond образца 2006 года. Напомню, это были первые АС Bowers & Wilkins, снабженные алмазными твитерами. Тем не менее, тут твитер — карбоновый, сделанный по образу и подобию аналогичного излучателя в «семисотой» серии. А вот вуфер, с диффузором из того самого «континуума» - как раз таки из флагманской «восьмисотой», он установлен в литой металлической корзине и снабжен сдвоенной магнитной системой. Частота раздела производителем не указывается, а для пополосного усиления используются два усилителя мощностью 125 Вт каждый. Частотный диапазон нормирован в границах от 25 Гц до 33 кГц, что как минимум удивительно низко, тем более для закрытого акустического оформления, однако же заданная неравномерность АЧХ не указана, так что эти цифры представляют скорее теоретический интерес. Гораздо интересней другие, а именно — латентность сигнала порядка 1 мкс, то есть фактически она отсутствует. Достигнуто это за счет использования проприетарной беспроводной сети, которая не зависит от стандартного домашнего Wi-Fi. В каждой колонке находится целых семь антенн: четыре на 5 ГГц для связи между собой в рамках одного помещения, еще пара на 2,4 ГГц для multiroom и еще одна для Bluetooth. При этом поддерживается цифровой поток с разрешением вплоть до 24 бит/96 кГц. Более стандартные варианты коммутации — Ethernet, Wi-Fi и Bluetooth версии 4.1 с поддержкой aptX HD. Колонки «дружат» с Apple AirPlay 2, Spotify Connect и Roon, а настраиваются и управляются посредством фирменного приложения. Страна производства АС — Китай.



DALI Rubicon 2 C

DALI Rubicon 2 C

Внешне датские колонки — классические полочники в лучших традициях жанра: массивный прямоугольный корпус из MDF толщиной до 25 мм и пара динамиков — большой тканевый твитер калибром аж 29 мм и бумажный вуфер с вкраплениями древесины. Я уже писал про уникальную магнитную систему, здесь она также используется. Частота раздела полос — 2600 Гц, а весь частотный диапазон простирается от 46 Гц до 26 кГц при неравномерности ±3 дБ. Порт фазоинвертора настроен на частоту 51 Гц, а максимальный уровень звукового давления составляет 108 дБ, это уровень громкости бензопилы, трактора, вертолета, ну или просто очень громкой музыки. Мощность встроенных усилителей в классе D составляет 250 Вт, а для цифро-аналогового преобразования используется конвертер PCM1796.

Теоретически — колонки могут работать и сами по себе, у них есть аналоговые линейные входы. Но это, скажем так, компромиссный вариант коммутации. Существенно больший функционал может быть достигнут при использовании устройства под названием Sound Hub. По сути это такой беспроводной предусилитель, с аналоговыми и цифровыми входами, сигнал с которых без потерь и задержек с помощью 30-битного протокола I2S передается в колонки. Естественно, что тут есть и Bluetooth 4.2 с поддержкой aptX HD. Но и это еще не все. При желании хаб можно дополнить модулем NPM-1 и тогда вам станет доступен функционал проводной и беспроводной сетей, управляющего приложения для мобильных устройств и даже возможность декодирования MQA-потоков. Страна производства АС — Дания.



Включаем запись!

Bowers & Wilkins Formation Duo

Formation Duo — это цифра во всей красе и самом хорошем смысле слова. Для начала — у колонок нет аналоговых входов и даже проводная коммутация ограничивается сетевым разъемом, все остальное — по воздуху. И это хорошо, потому что удобно. Если же необходимы традиционные способы подключения источников, как цифровых, так и аналоговых — можно воспользоваться фирменным коммутатором Audio, но он приобретается отдельно.

Колонки звучат как самый настоящий, я бы даже сказал взрослый Bowers & Wilkins: напористо, динамично, детально. Им с лихвой хватает и протяженности верха и прозрачности середины и убедительности баса. Присутствуют и натуральность тембров и прорисовка сцены. Но некая вкусовщина наверное все-таки присутствует. Она, кстати, показалась мне аналогичной фирменным беспроводным наушникам, в них тоже слушаешь привычные записи и удивляешься, как же хорошо они звучат.Попробую привести пример. Когда любитель балуется с эквалайзером — вместо человеческого лица появляется клоунская маска. Но когда за дело берется профессионал с DSP — получается очень ненавязчивый, но абсолютно уместный макияж. То есть в теории каким-то натуральным инструментам может в определенный момент не хватить аутентичности. Но речь не идет про обедненность тембров или какие-то искажения. Нет, вам просто покажется, что они играют лучше, чем могли бы играть на самом деле. То есть по факту у вас от большинства записей остается приятное впечатление. Чего не бывает, например, при работе со студийными мониторами, где в большинстве случаев вы слышите именно огрехи сведения и мастеринга. Так можно ли избавиться от этих украшательств? Да, при покупке скажем колонок «восьмисотой» серии и соответствующего «железа» с соответствующим ценником. Но для системы «всё в одном», с подобным качеством, функционалом и дизайном — претензий нет и быть не может.

Rubicon 2 C

Внешность Rubicon 2 C, в противовес «Дуо», так и тянет назвать «теплой и ламповой», выдает ее цифровую сущность разве что полоска светодиодов внизу фронтальной панели. Фактически - перед нами классические полочные «Рубиконы» с электроникой от Callisto, отсутствует разве что управление громкостью жестами. Мне показалось, что бас тут чуть менее глубокий, чем у Duo (возможно в меньшей степени «накрученный» посредством DSP), но во-первых совершенно адекватный для такого формата колонок, а во-вторых с лихвой оправдывающий их стоимость. Зависимость звука от денег в столь качественной технике далеко не линейна, может оказаться, что прирост 10% качества выльется в увеличение стоимости на порядок. Ну и опять же — мы говорим про бас в экстремальных жанрах, а для исчерпывающего ассортимента «гражданской» музыки он более чем достаточен.

Акустические жанры и в частности классическая музыка наглядно демонстрируют, что DALI удалось создать возможно самые аналоговые из цифровых колонок, в тембральной палитре нет и намека на специфический «песок». Вдвойне удивительно, что добиться этого удалось именно в беспроводном домене, который изначально скептически воспринимался многими, как компромисс качества в угоду удобству. Ну и конечно же это не просто звук высокого качества — это именно что узнаваемый звук DALI, чью сигнатуру можно с легкостью узнать даже в их наушниках.



Вывод

Есть ли у нас в итоге победитель? Определенно. Но есть и ощущение, что в каком-то смысле их два. Все конструктивные особенности претендентов мы с вами подробно обсудили, а какой понравится вам внешне, каким будет удобнее пользоваться и какой на ваш вкус интересней звучит — лучше спросить у вас. По моим субъективным ощущениям, Duo — это часть экосистемы Formation, построенная на базе технологий одного из самых именитых производителей акустических систем. Rubicon 2 C — полноценные активные колонки с возможностью беспроводного подключения к ним, стриминга, multiroom и вот этого всего. Так вам шашечки или ехать?




Герои статьи
Вступайте в закрытый клуб Pult.ru!
Подпишитесь на рассылку
и получите 500 бонусов 👋
Нажимая кнопку «Подписаться», я даю согласие на получение рассылок информационно-рекламного характера и обработку персональных данных.
Вы успешно подписаны!