0

Сравнение

VIP Club

DVD-рекордеры $650-980

Автор статьи: Можаев Михаил
24.10.2004 2142 0
Как быстро меняются кумиры. Казалось бы, совсем недавно сердце видеолюбителя начинало учащенно биться при взгляде на продвинутые S-VHS-видеомагнитофоны с монтажными функциями, встроенным транскодером, цифровыми шумоподавителями... Но нашествие (по-другому не скажешь) DVD привело к резкому росту качественных характеристик бытовой видеозаписи. Потребитель больше не хочет мириться со стандартными 230 ТВЛ классических VHS-видеомагнитофонов. Даже эксклюзивные 400 ТВЛ суперформата больше не кажутся эталоном качества. Важным фактором, обусловившим смену фаворитов, стало и распространение цифровых видеокамер, обеспечивающих несравнимо более высокое качество записи по сравнению с аналоговыми предшественницами. Терпеть заметную потерю качества при перезаписи на VHS уже не хочет никто. Выход из создавшегося положения был очевиден, и мы неоднократно писали об этом. Наконец пришло время для первого в нашем издании сравнительного теста бытовых DVD-рекордеров, которые становятся все более востребованными и более доступными. Относительно высокая цена - пожалуй, основная причина, препятствующая массовому распространению DVD-рекордеров, - постепенно начинает «худеть». Правда, этому, как ни странно, мешает... отсутствие единого DVD-формата записи дисков. Этому вопросу посвящена подробная статья «Все для DVD-записи», здесь же для краткости скажем, что с появлением мультиформатных устройств ситуация будет улучшаться - производители осознают, эта неопределенность является тормозом для развития рынка DVD-рекордеров. В принципе, уже есть аппараты, поддерживающие несколько форматов, - DVD-Dual (DVD-RW/DVD+RW) либо DVD-Multi (DVD-RAM/DVD-RW). Потребитель, вложивший немалые средства в приобретение подобного устройства, в какой-то степени может быть уверенным в защите своих инвестиций.
В нынешнем тесте представлены все доступные на сегодня DVD-форматы, поэтому будет особенно интересно сравнить их в одинаковых условиях. Каков же портрет современного DVD-рекордера? Все тестируемые аппараты умеют записывать видеосигнал с эфира (оснащены ТВ-тюнером), а также по композитному и S-Video-интерфейсу (многие - еще и по RGB. например, со спутникового ресивера), большинство имеет DV-вход (интерфейс IEЕЕ 1394) для перегона видеоматериала с цифровой видеокамеры на DVD с минимальными монтажными функциями. Запись ведется как на однократно записываемые диски DVD-R или DVD+R, так и на «многоразовые» DVD-RAM, DVD-RW, DVD+RW. Как правило, предусмотрено несколько режимов качества с различной фиксированной величиной записываемого цифрового потока, причем почта во всех аппаратах есть также возможность квазиплавного изменения битрейта для подгонки времени записи к информационному объему диска. Многое говорит о том, что надежды на резкое (как это уже произошло с DVD-плейерами) снижение цен на DVD-рекордеры скорее всего оправдаются. Главная причина - унификация с компьютерными комплектующими. Не секрет, что в большинстве аппаратов (если не во всех) используются стандартные компьютерные DVD-приводы с незначительными доработками. Чипсеты (наборы микросхем кодеров-декодеров) также универсальны, и их стоимость постоянно снижается. Да и остальные компоненты - TV-тюнеры, видео-ЦАП/АЦП - давно отработаны и оптимизированы. Поэтому ближайшее будущее DVD-рекордеров представляется вполне оптимистичным. А пока давайте оценим достигнутый на сегодня уровень и качество технологии записи DVD-Video в домашних условиях.

Методика тестирования
Чтобы читателю было легче ориентироваться в материале теста DVD-рекордеров, приведем основные положения методики испытаний. Выбираются модели одной ценовой категории и сравниваются по итогам лабораторных измерений и субъективного просмотра. Далее результаты анализируются и обобщаются. Задача - оценить качество записи/воспроизведения изображения и звука, функциональное оснащение, совершенство конструкции и удобство управления каждой модели по пятибалльной шкале. На основе промежуточных оценок выводится S&V-эффект - итоговый результат, эквивалентный эффективности покупки по критерию качество/цена. Подчеркнем, что речь идет о так называемом относительном сравнении. В отличие от абсолютного рейтинга качественных показателей (0-100%), в наших тестах аппараты поднимаются словно по ступенькам качества (баллы) относительно среднего уровня, характерного для данной подборки моделей. Функциональность, конструктивное исполнение и эргономичность оцениваются прямым сравнением аппаратов между собой. О качестве изображения, звука и связанных с этим аспектах (особенности работы с различными источниками и приемниками видеосигнала, возможные ограничения по условиям использования и т.п.) выводы делаются по результатам лабораторных измерений и субъективного просмотра. Субъективная оценка качества изображения становится актуальной при анализе систем, использующих психофизиологическую модель компрессии видеосигналов. Результаты лабораторных измерений приводятся в техническом комментарии (графики) и в сводной таблице (численные значения) наряду с паспортными данными, полученными от производителя. Это сделано для максимально справедливого сравнения - все измерения объективных параметров аппаратов происходят в одинаковых условиях. На первый взгляд, многочисленные цифры и графики непросты для восприятия, однако мы постоянно работаем над тем, чтобы результаты измерений имели максимальную наглядность и были доступны для понимания всем, кто регулярно читает наш журнал. Для иллюстрации результатов измерений в данном тесте приводится три характеристики: для аудиоканала - амплитудно-частотная характеристика и зависимость коэффициента нелинейных искажений (КНИ) от частоты сигнала (рис. 1), спектр выходного сигнала (рис. 2), а также график цветового баланса в цветовом пространстве для видеоканала (рис. 3). В идеале график амплитудно-частотной характеристики (АЧХ) в рабочем диапазоне (20-20000 Гц) должен быть строго горизонтальным, а коэффициент нелинейных искажений (КНИ) - приближаться к нулю; АЧХ левого и правого каналов должны практически совпадать (измеряется на аналоговом стереовыходе и показывает, насколько хорошо DVD-рекордер воспроизводит CD-Audio). График цветового баланса строится на основе измерений того, как DVD-рекордер отображает стандартный сигнал вертикальных цветовых полос. Белым цветом обозначается идеальный график переходов от одного цвета к другому. Синим цветом показано, как эти же переходы отображает сигнал S-Video, красным - композитный. Чем точнее цветные графики совпадают с белым, тем лучше DVD-рекордер воспроизводит цветовые переходы. Уровень цветового шума оценивается на соответствующих цветовых полосах. Полное его отсутствие символизируют белые точки. Цветные точки характеризуют фактическую картину по сигналам S-Video и композитному. Чем ближе они к белым точкам и выше их «кучность», тем ниже уровень цветового шума. На приведенном для примера графике видны неточности (некоторое ограничение) при воспроизведении красного, сиреневого и синего цветов тестовой таблицы по обоим интерфейсам. Это приводит к небольшому (некритичному) преобладанию зеленых оттенков на изображении. Качество воспроизведения серого поля - близко к идеальному. Цветовые шумы на однородных цветных полях - средние в тестируемой группе. Для определения разрешающей способности яркостного канала и наличия искажения типа «муар» использовалась стандартная измерительная таблица EIA (1956). Для комплексной оценки параметров тракта записи/воспроизведения - таблица OIRT. Запись и вывод таблиц производились с помощью профессиональной платы видеомонтажа. В заключительной части теста мы приводим фрагменты этих таблиц (рис. 4), записанных по S-Video в режиме максимального качества (1 час видеозаписи на диск, у разных производителей он называется по-разному) - в левой части, и LP (4 часа) - в правой. Внизу также приведена полоска из таблицы OIRT в режиме максимального качества для оценки записи-воспроизведения цветовых переходов. Субъективная оценка качества видеозаписи проводилась при перезаписи специальных демонстрационных DVD-дисков в системе PAL (воспроизведение - через профессиональный ТВ-монитор), а также при записи эфирных программ через встроенный телевизионный тюнер.
Рис. 1. Амплитудно-частотная характеристика Рис. 2. Спектр выходного сигнала звука
Рис. 1
Рис. 3. График цветового баланса в цветовом пространстве (R-Y/B-Y) для видеосигнала Рис. 4. Тестовый фрагмент видеозаписи таблиц EIA1956 и OIRT


JVC DR-M1SLE


Записывает DVD-RAM/DVD-RW/DVD-R. Воспроизводит DVD-Video, DVD-RAM/DVD-RW/DVD-R, Video-CD, CD-R/RW (CD-DA, MP3, JPEG). DV-вход для подключения видеокамеры. Видеовходы: S-Video (miniDIN и SCART) и композитный (RCA и SCART). Видеовыходы: компонентный, RGB (SCART), S-Video и композитный (SCART). Оптический и коаксиальный выходы цифрового звука и линейный стерео (RCA). Выход цифрового звука MPEG, Dolby Digital, DTS или PCM. Запись звука Dolby Digital (2 канала) или РСМ (только в режиме ХР). Потребляемая мощность 34 Вт, Габариты 435x70x346 мм. Масса 4,5 кг.
Ориентировочная цена: $980
Достоинства: совместимость с тремя форматами записи, компонентные видеовыходы с прогрессивной разверткой
Недостатки: нет автоматики цвета, нет компонентных видеовходов, усложненная навигация в меню
S&V-эффект: * * *

Аппарат выделяется наибольшей, если так можно выразиться, всеядностью, похвальной мультиформатностью. В дополнение к одноразовым DVD-R он работает сразу с двумя форматами перезаписываемых дисков - DVD-RW и DVD-RAM. Правда, RAM-диски при этом используются без защитного картриджа. Коммутационные возможности аппарата также выглядят выигрышно расширенными. Видеовыходы представлены практически во всех вариантах: кроме композитного и S-Video, есть компонентный (цветоразностный и RGB), причем с прогрессивной разверткой. Плюс к этому имеется гнездо шины управления AV Compu Link и разъем для специального ИК-передатчика для управления ресивером спутникового телевидения (передатчик входит в комплект поставки).
Немного об управлении. Компактный пульт ДУ исключительно универсален: может управлять также телевизором, декодером кабельного ТВ и спутниковым ресивером. Понравилась возможность переключать телеканалы крупными кнопками курсора, а вот кнопка REC мелковата и расположена внизу - не сразу заметишь. Меню аппарата приятно с точки зрения графического и цветового оформления, но навигация по нему не во всех режимах удобна.
Еще одна специфическая особенность - аппарат автоматически не различает стандарт цветности входного сигнала ни с видеовхода, ни с эфирного тюнера. Поэтому если вы попеременно ведете запись то эфирных программ, то какого-либо иного источника (DVD, VHS, спутник и др.), - каждая смена PAL на SECAM и обратно обойдется минимум в 13 (!) шагов по меню.
Режимы записи у аппарата представлены четырьмя основными вариантами (ХР, SP, LP и ЕР) и пятым Flexible Record с гибкой настройкой длительности записи с дискретностью 5-6 минут. Полезная добавка, если продолжительность записи заранее известна и немного отличается от стандартных одного-двух часов.
По нашему мнению, аппарат должен заинтересовать тех, кто хочет уже сегодня перейти на новый уровень качества видеозаписи, но опасается связать себя каким-либо одним из конкурирующих форматов DVD-записи.

Рис. 1. Амплитудно-частотная характеристика Рис. 2. Спектр выходного сигнала звука
Рис. 3. График цветового баланса в цветовом пространстве (R-Y/B-Y) для видеосигнала
АЧХ звукового канала аппарата отличается «волнистостью» в диапазоне средних частот, однако размах этих колебаний невелик. По уровню шума модель занимает золотую середину среди участников теста; а нелинейные искажения на средних частотах также невелики. Хотя с ростом частоты искажения и увеличиваются, спектр интермодуляционных искажений остается достаточно чистым. Несмотря на вполне качественные характеристики яркостного канала (около 500 ТВЛ на максимальном битрейте), график цветового баланса показывает недостаточно резкие цветовые переходы, причем даже при подключении по компонентным входам, не говоря уже о композите. На этом фоне даже интерфейс S-Video выглядит предпочтительнее.


Panasonic DMR-E60EE-S


Записывает DVD-RAM/ DVD-R. Воспроизводит DVD-Video, DVD-RAM/ DVD-R, Video-CD, CD-R/RW (CD-DA, MP3, JPEG). Два слота (SD Card и PC Card) для подключения флэш-карт любого формата. DV-вход для подключения видеокамеры. Видеовходы: RGB (SCART), S-Video (miniDIN и SCART) и композитный (RCA и SCART). Видеовыходы: RGB, S-Video и композитный (SCART). Оптический выход цифрового звука и линейный стерео (RCA). Выход цифрового звука MPEG, Dolby Digital, DTS или PCM. Цифровой шумоподавитель в тракте видео. Функция Time Slip контроля записи при воспроизведении. Потребляемая мощность 33 Вт. Габариты 430x78x280 мм.
Ориентировочная цена: $800
Достоинства: отличная оснащенность, слоты для флэш-карт, режим Time Slip
Недостатки: усложненная навигация по меню
S&V-эффект: * * * * *

Рекордер с первого взгляда привлекает внимание слотами на передней панели. Правда, взгляд должен быть пристальным - оба слота размещены так, что почти сливаются с декоративным ребром. Они предназначены для подключения к аппарату флэш-карт, причем один слот - для «фирменной» карты памяти SD, а ко второму (PC Card) с помощью соответствующего адаптера можно подключить карту любого (!) формата. Из прочих коммутационных особенностей отметим поддержку (через SCART) как выхода, так и входа по RGB.
Меню аппарата разветвленное и прекрасно графически оформленное. При первой настройке TV-тюнера вы определяете страну пребывания, после чего аппарат сам переходит на русский язык. В страницах навигатора или создания плей-листок содержимое фрагмента демонстрируется в большом окне, все кнопки и символы четкие и легкочитаемые. Навигация по меню в целом простая и понятная, но именно она оставляет двойственное впечатление, так как в некоторых случаях можно выйти из страницы с помощью стрелки курсора в предыдущую и продолжить настройку, а в иных (на наш взгляд, равноценных) выход - только кнопкой Return из меню вообще. Другими словами, для продолжения - входи в меню снова.
Отдельного упоминания заслуживает функция Time Slip, которая позволяет при записи контролировать процесс, просматривая любую часть записанного ранее материала. Воспроизводимый сюжет показывается на полном экране, а контрольная картинка записи идет в окне площадью в 1/4 экрана (внешне напоминает PIP). При этом «соскальзывание» (Slip) точки воспроизведения назад по временной оси можно задать с точностью до минуты в пределах не только фрагмента, по и всего диска. С такой же минутной точностью аппарат позволяет настраивать продолжительность записи в «гибком» режиме Flexible Record. Четыре фиксированных режима (ХР, SP. UP и ЕР) организованы традиционно. Из прочего оснащения упомянем наличие цифрового шумоподавителя, который пригодится при перезаписи со старых VHS-лент.
В целом аппарат придется «ко двору», как нам кажется, в первую очередь, любителям цифровой фото- и видеосъемки.

Рис. 1. Амплитудно-частотная характеристика Рис. 2. Спектр выходного сигнала звука
Рис. 3. График цветового баланса в цветовом пространстве (R-Y/B-Y) для видеосигнала
АЧХ звукового канала довольно линейна (за исключением небольшого спада на низких частотах) вплоть до 10 кГц, в дальнейшем спад частотки усиливается, но - не критично (-0,4 дБ на 20 кГц). Разбаланс стереоканалов составляет порядка 0,1 дБ, уровень шумов и особенно интермодуляционных искажений очень низок. График цветового баланса - под стать характеристикам яркостного канала (немного лучше 500 ТВЛ на максимальном битрейте) - цветовые переходы с минимальными погрешностями (даже при подключении по композиту). S-Video и компонентный интерфейс - в полном порядке. Учитывая возможность установки длительности записи с точностью до одной минуты, аппарат можно признать лидером по качеству записи.


Philips DVDR-77


Записывает DVD+R/RW. Воспроизводит DVD-Video, DVD+R/RW, Video-CD, CD-R/RW (CD-DA, MP3, JPEG). Слот PC Card для подключения флэш-карт любого формата. DV-вход для подключения видеокамеры. Видеовходы: RGB (SCART), S-Video (miniDiN и SCART) и композитный (RCA и SCART). Видеовыходы: компонентный, RGB, S-Video и композитный (RCA и SCART). Регулировка уровня записи видеосигнала по RGB-входу. Оптический выход цифрового звука и линейный стерео (RCA). Выход цифрового звука MPEG, Dolby Digital, DTS или PCM. Система Virtual Dolby Surround. Потребляемая мощность 30 Вт. Габариты 430x76x335 мм. Масса 4,0 кг.
Ориентировочная цена: $650
Достоинства: наличие слота PC Card, компонентные выходы с прогрессивной разверткой, регулировка уровня по RGB-входу
Недостатки: не вполне удобная организация меню, отсутствие режима гибкой настройки битрейта
S&V-эффект: * * * *

DVDR-77 - единственный в нашем тесте представитель «плюсового» формата DVD-записи. Передняя панель с модной зеркальной вставкой, слотом для флэш-карт и почти полным отсутствием кнопок (веяние моды?). Все управление - с пульта и через меню. Собственно, главное (системное) меню узнаваемо до подробностей. Оно, похоже, прошло без видимых изменений весь двухлетний путь от первого фирменного DVD-рекордера до нынешних моделей, сохранив не только тот же стиль графического оформления, то же основное содержимое и такую же навигацию, но и свой основной недостаток - размещение настроек записи «на дне» меню. Поскольку сам аппарат, его оснащение и функции изменились существенно, все новые возможности находятся в собственных подменю, вызываемых специальными кнопками. Компонентные, RGB-, S-Video- и композитные видеовыходы, RGB-, S-Video- и композитные входы Интересные особенности: с компонентного выхода возможен вывод сигнала с прогрессивной разверткой (это - раз), а, во-вторых, есть регулировка уровня записываемого сигнала по RGB-входу.
Режимы записи в аппарате отличаются от остальных рекордеров не только системой обозначений, отменяющей магнитофонную традицию (никаких SP и LP - M1, М2, и т.д.), но и имеют свою отличную от других шкалу длительностей. Так к типовому набору в 1, 2, 4 и 6 часов добавлены промежуточные режимы - 2,5 и 3 часа, а также сверхдлинный - 8 ч. При этом режим гибкой настройки времени записи отсутствует.
Подключив флэш-карту, с помощью меню PHOTO вы мажете списывать кадры (формат JPEG), составлять из них альбомы, организовывать слайд-шоу, переносить их на диски. Из прочего отметим режим MONITOR, когда при просмотре, например, содержимого диска в маленьком окошке можно в реальном времени видеть информацию из включенного эфирного канала или видеовхода.
Аппарат, скорее всего, заинтересует владельцев цифровых фото- и видеокамер, а также тех любителей видеозаписи, кому очень важна быстрая, без финализации, совместимость их записей с другими DVD-плейерами (особенность «плюсового формата»).

Рис. 1. Амплитудно-частотная характеристика Рис. 2. Спектр выходного сигнала звука
Рис. 3. График цветового баланса в цветовом пространстве (R-Y/B-Y) для видеосигнала
Единственный участник теста, неназойливо (на 0,4 дБ) подчеркивающий высшие частоты рабочего диапазона. Любопытно, что при этом разработчикам удалось сохранить весьма низкий уровень шумов и нелинейных искажений (рекордсмен по этому параметру). Интермодуляционный спектр, хотя и не является идеально чистым, свободен от суммарно-разностных компонент высших порядков. На графике цветового баланса явно читается ориентация аппарата на работу по компонентному интерфейсу, настолько качественные цветовые переходы он обеспечивает. А вот о традиционных S-Video и композитном интерфейсах этого, к сожалению, не скажешь - цветовые переходы в данном случае несколько хуже.


Pioneer DVR-3100


Записывает DVD-R/RW. Воспроизводит DVD-Video, DVD-R/RW, Video-CD, CD-R/RW (CD-DA, MP3, WMA, JPEG), Вход последовательной шины управления, DV-вход/выход для подключения видеокамеры. Видеовходы: S-Video (miniDIN и SCART) и композитный (RCA и SCART). Видеовыходы: RGB, S-Video и композитный (SCART). Оптический выход цифрового звука и линейный стерео (RCA), Выход цифрового звука MPEG, Dolby Digital, DTS или PCM. Преднастройки видео (6 позиций - 3 фиксированные и 3 ячейки памяти для подстройки по 8 позициям). Регулировка уровня записи звука по всем трем входам. Потребляемая мощность 35 Вт. Габариты 420x69x341 мм. Масса 4,4 кг.
Ориентировочная цена: $650
Достоинства: удачная организация экранного интерфейса, продуманное управление
Недостатки: нет компонентных видеовходов
S&V-эффект: * * * *

Оригинальный дизайн лицевой панели (скосы и тонкие кнопки) делает невысокий корпус этого аппарата зрительно еще более плоским. В левой части панели под крышку спрятан комплект S-Video- и AV-входов, а вот разъем DV-интерфейса для подключения цифровых видеокамер, видимо, из конструктивных соображений вынесен на правый край панели и закрыт резиновой заглушкой (которая легко потеряется?). Но сразу отмстим, что это, по нашему мнению, практически единственный и несущественный просчет в эргономике аппарата. Возможности коммутации Pioneer достаточно обширны, жаль, нельзя записывать компонентные видеосигналы.
Как и у остальных аппаратов, почти все управление сосредоточено в многоуровневом меню: навигация по нему трудностей не вызывает. Пользовательский интерфейс от Pioneer хочется выделить особо. Здесь - четкая организация, удачно подобранное сочетание и чередование цветов текста и графических элементов, что обеспечивает различимость и читаемость всей информации. Важно, что интуитивно понятна вся последовательность операций. Все это в совокупности создает ощущение комфорта, что, согласитесь, немаловажно при общении с любой домашней аппаратурой. Частично оперативное управление может осуществляться с передней панели. Кнопка Functions имеет два положения: переключение входов, эфирных каналов и выбор режимов записи. Круглая ручка дает возможность быстрого перебора 99 каналов и всех входов либо смены пяти вариантов режима записи. Отметим отлично организованный режим перезаписи с цифровой видеокамеры.
Четыре режима записи представлены в общепринятом варианте - 1 час, 2 часа, 4 и 6 часов, а пятый настраиваемый вариант позволяет задавать время (и, соответственно, скорость цифрового потока) от 1 до 6 ч с переменным шагом в 5, 10 или 15 минут в зависимости от диапазона времени. Аппарат «понимает» оба компрессированных звуковых формата, МРЗ и WMA, причем в меню и плей-листах правильно отображаются длинные имена каталогов и треков.
Pioneer DVR-3100, несомненно, должен понравиться всем, кому важно не только высокое качество видеозаписи, но и комфорт в обращении с техникой.

Рис. 1. Амплитудно-частотная характеристика Рис. 2. Спектр выходного сигнала звука
Рис. 3. График цветового баланса в цветовом пространстве (R-Y/B-Y) для видеосигнала
На первый взгляд параметры звукового тракта кажутся практически идеальными - неравномерность АЧХ и разбаланс каналов невелики, однако по уровню шумов рекордер занимает последнее место, отставая от лидера более чем на 10 децибелов. То же можно сказать и о нелинейных искажениях (спектр интермодуляционных искажений остается при этом в границах разумного). Достойная АЧХ видеотракта гармонично дополняется хорошей характеристикой цветовых переходов, особенно при компонентном подключении. Даже переход на S-Video-интерфейс не сильно портит картину. Это относится и к композиту - различия между тремя вариантами подключения минимальны, что говорит о продуманной и качественной схемотехнике.


Samsung DVD-R4000


Записывает DVD-RAM/DVD-R. Воспроизводит DVD-Video, DVD-RAM/DVD-R, Video-CD, CD-R/RW (CD-DA, MP3, JPEG). Видеовходы: RGB (SCART), S-Video (miniDIN и SCART) и композитный (RCA и SCART). Видеовыходы-. RGB (SCART), S-Video и композитный (RCA и SCART). Оптический выход цифрового звука и линейный стерео (RCA). Выход цифрового звука MPEG, Dolby Digital, DTS или PCM. Цифровой шумоподавитель в тракте видео. Функция Time Slip контроля записи при воспроизведении. Потребляемая мощность 26 Вт. Габариты 430x79x283 мм.
Ориентировочная цена: $700
Достоинства: режим Time Slip, доступ к меню с передней панели
Недостатки: отсутствует DV-интерфейс
S&V-эффект: * * * *

Новый рекордер Samsung привлекает внимание обилием кнопок на передней панели. Действительно, это единственный аппарат в нынешнем тесте, у которого имеется доступ к меню и большинству функций непосредственно с панели, без использования ПДУ. Подобное эргономическое решение, наверное, трудно назвать популярным, но «запас прочности» здесь чувствуется. Можно спорить о разных эргономических концепциях, но в данной модели это обилие кнопок на панели сочетается с организацией пульта ДУ, в котором ряд неоперативных кнопок убран под крышку. В принципе, это удобно, но здесь под крышкой оказались несколько кнопок, которые хоть и не являются оперативными, но требуют одновременно с ними пользоваться курсором (стрелками). Например, кнопка DISPLAY, которой выводится на экран субменю настройки видео и звука. Получается, что или курсор передвигать при сдвинутой крышке неудобно, или крышку туда-сюда двигать придется. Вот тут-то и может стать подспорьем джойстик управления курсором на передней панели (извольте перебираться с дивана к аппарату).
Режимы записи представлены в пяти вариантах. Из них четыре (ХР, SP, LP и ЕР) соответствуют общепринятым длительностям записи в 1, 2, 4 и 6 ч, пятый режим Flexible Record позволяет настраивать нужную продолжительность с точностью до минуты. С помощью двух разъемов SCART рекордер поддерживает подключение по RGB как на вход так и на выход. Из интересных функций нужно отметить, конечно, Time Slip с контролем записи в окне при воспроизведении любого другого фрагмента па этом же диске. Меню DVD-R4000 четкое, хорошо организованное. Навигация по нему, как правило, проблем и затруднений не вызывает, но при этом ряд похожих межоперационных переходов требует нажатия разных кнопок; иногда только стрелками курсора, иногда кнопками ENTER и RETURN. Думается, единообразие было бы удобнее.
Представляется, что данная модель должна привлечь внимание тех любителей домашнего видео, кто вырос из «коротких штанишек» качества VHS, кто хочет смотреть, слушать и, что важно, записывать на современном уровне, в том числе и любимые сериалы с эфира.

Рис. 1. Амплитудно-частотная характеристика Рис. 2. Спектр выходного сигнала звука
Рис. 3. График цветового баланса в цветовом пространстве (R-Y/B-Y) для видеосигнала
Высокая линейность АЧХ звукового канала сохраняется до 10 кГц, спадая до -0,4 дБ на частоте 20 кГц (не критично). При этом баланс каналов идеален, а уровень шумов и помех самый низкий в тесте-114 децибелов! Линейность тракта также весьма высока - спектр интермодуляционных искажений в звуковом диапазоне практически чист. Высоким качеством отличается и видеотракт - разрешающая способность яркостного канала при максимальном битрейте несколько превышает 500 ТВЛ, график цветового баланса наглядно демонстрирует практически идеальные цветовые переходы при компонентном подключении. Ухудшение при переходе к S-Video или композиту минимальны, что только подтверждает высокий статус аппарата.


Toshiba D-R1


Записывает DVD-RAM/DVD-RW/DVD-R. Воспроизводит DVD-Video, DVD-RAM/DVD-RW/DVD-R, Video-CD, CD-R/RW (CD-DA), DV-вход для подключения видеокамеры. Видеовходы: S-Video (miniDIN и SCART) и композитный (RCA и SCART). Видеовыходы: компонентный, RGB (SCART), S-Video и композитный (SCART и RCA). Оптический и коаксиальный выходы цифрового звука и линейный стерео (RCA). Выход цифрового звука MPEG, Dolby Digital, DTS или PCM. Запись звука Dolby Digital (2 канала) или IСМ (только в режиме ХР). Функция Time Slip - воспроизведение во время записи. Регулировка уровня записи звука по всем входам. Габариты 430x77x335 мм.
Ориентировочная цена: $750
Достоинства: совместимость с тремя форматами записи, компонентные видеовыходы с прогрессивной разверткой
Недостатки: нет компонентных видеовходов, перегруженное меню, усложненная навигация, не воспроизводит MP3
S&V-эффект: * * *

Toshiba D-R1 - еще один аппарат в тесте, работающий сразу с двумя форматами перезаписываемых дисков: DVD-RW и DVD-RAM (причем RAM-диски можно использовать прямо в защитном картридже). Кроме того, рекордер выделяется внешне. Модная зеркальная панель наклонена так, что зеркальный блеск и солнечные зайчики не мешают, а кнопочная станция для удобства вынесена на верхнее ребро. Аппарат в достатке оснащен интерфейсами коммутации: все варианты видеовыходов, включая компонентный с прогрессивной разверткой и RGB. Есть оптический и коаксиальный выходы цифрового звука, фронтальные входы и DV-интерфейс для видеокамеры.
В управлении - много интересного. Основное меню - на семи страницах, в каждой по 6-9 строк, у каждой строки - свое подменю, в котором еще по 2-4 параметра... Кроме того, отдельно вызываются Quick Menu, Rec Menu и Edit Menu. Они выглядят попроще, но, надо отметить, что пункты нигде не дублируются. Специальными кнопками можно вывести на экран линейный временной индикатор, к нему одновременно три счетчика - реальный (текущее время), остатка времени и с тайм-кодом, индикатор скорости цифрового потока, данные о диске, режиме записи и т.д. Что касается «малых» меню, они понятны, хорошо читаются и удобны в работе. Но основная часть пользовательского интерфейса из-за большого объема информации получилась явно перегруженной. С другой стороны, однозначно отнести это изобилие к недостаткам мы бы не решились. Конечно, мелкие значки и неясные термины с непривычки раздражают. Но это тот случай, когда аппарат реально позволяет своему продвинутому владельцу невиданную детальность. Сколько же здесь параметров и режимов, которые можно контролировать и регулировать по своему вкусу и разумению! Уровни записи звука по всем входам, пять предустановок битрейта по входам, изменение битрейта с высокой точностью, скольжение по временной оси в режиме Time Slip с точностью до 0,1 Мбит/с и т.д. и т.п.
Аппарат, несомненно, привлечет внимание самых дотошных любителей видеоаппаратуры и особенно тех, кто стремится оптимизировать все и вся, комбинируя режимы, уровни и параметры.

Рис. 1. Амплитудно-частотная характеристика Рис. 2. Спектр выходного сигнала звука
Рис. 3. График цветового баланса в цветовом пространстве (R-Y/B-Y) для видеосигнала
Амплитудно-частотная характеристика звукового тракта отличается хорошей линейностью, разбаланс каналов в десятую долю децибела вполне допустим. По уровню шумов аппарат находится в золотой середине, спектр интермодуляционных составляющих и помех довольно чистый. Хорошая разрешающая способность (на максимальном битрейте превышающая 500 ТВЛ), к сожалению, омрачается не вполне качественной проработкой цветовых переходов. Причем если S-Video или композитный интерфейс выглядят довольно пристойно, то переход на компонентный интерфейс вызывает ухудшение качества цветовых переходов. В данном случае работа по S-Video выглядит намного предпочтительнее.




Набор интерфейсов для подключения внешних устройств довольно разнообразен в представленной подборке DVD-рекордеров. Стандартным является оснащение парой разъемов SCART, как правило, с поддержкой на одном из них выхода сигнала RGB, а на другом - входа. Рекордеры Pioneer, JVC и Toshiba не допускают возможности записывать видеосигнал RGB - в SCART не предусмотрен соответствующий вход. Три аппарата имеют также компонентный видеовыход с цветоразностными сигналами на разъемах типа RCA. У всех есть цифровой оптический выход звука; JVC, Philips и Toshiba предлагают еще и коаксиальный вариант подключения. Тюнер позволяет подключить ко входу разъем антенны, к выходу какой-либо видеомонитор - совсем как у видеомагнитофонов. Только разработчики Philips смогли обойтись без принудительного охлаждения конструкции - все остальные участники имеют на тыловой панели малошумящий вентилятор.


Результаты

Завершая первый тест DVD-рекордеров, попробуем не только оценить впечатления и результаты измерений для подведения итогов состязания конкретной группы аппаратов, но и по возможности попытаемся проследить общие тенденции в области дисковой записи. В этом плане обращает на себя внимание наличие в тесте мультиформатных рекордеров...

Изображение

Основными факторами, определяющими качество записи у цифровых DVD-рекордеров, являются совершенство алгоритма компрессии и скорость цифрового потока (битрейт). Естественно, качество исполнения у цифроаналоговых и аналогово-цифровых преобразователей, входных и выходных цепей также вносит свой вклад, однако его значение не следует переоценивать, особенно по сравнению с первыми двумя факторами. Рассмотрим их более подробно. Алгоритм компрессии стандартизован (MPEG-2), однако его конкретные реализации могут значительно отличаться друг от друга. В данном случае это определяется используемым чипсетом (набором микросхем), осуществляющим аппаратную компрессию, видеосигнала. Скорость цифрового патока пользователь задает сам, исходя из требуемого качества изображения и продолжительности программы. Именно здесь и кроется существенное отличие в реализации процесса. Исторически первой системой обозначения степени компрессии (и, соответственно, скорости цифрового потока) стала система с условным обозначением времени записи в часах. Так, например, М1 - максимальное качество с длительностью записи ровно 1 час, М2 - 2 часа, и т.д. вплоть до М8. Существуют и промежуточные варианты (например, 2,5 часа - это М2+). Такой подход используется во всей модельной линейке Philips, не стал исключением и сегодняшний визави. Для облегчения пользователю перехода с традиционного VHS на DVD большинство фирм применяет обозначения, напоминающие о магнитной видеозаписи: SP, LP, ЕР и т.п. Недостаток таких систем - слишком большая дискретность установки продолжительности записи (2 часа, 4 часа и т.д.). А если программа длится 2 часа 35 минут? Использовать режим SP невозможно (35 минут не поместятся на диск), поэтому придется переходить на LP со значительной потерей качества и согласиться с нерациональным использованием емкости диска. На наш взгляд, оптимальной является комбинированная система с прямым заданием времени записи и индикацией битрейта (дает оценку получаемого качества). В этом деле безоговорочными лидерами теста являются Panasonic и Samsung, позволяющие задавать длительность записи с точностью до одной минуты. Пользователь может быть уверен в максимальном использовании пространства на диске. На втором месте по этому показателю - Pioneer: от 15 до 5 минут в зависимости от режима (чем выше битрейт, тем выше точность установки времени). Эту модель хочется также отметить за наглядную установку режима записи с одновременной индикацией времени, среднего битрейта и получаемого качества записи. На третьей позиции - рекордер JVC с дискретностью 6 минут. Затем идет Toshiba: установка битрейта предусмотрена, но его настройка, на наш взгляд, усложнена и не отличается наглядностью. Замыкает список модель от Philips с архаичной системой «М1-М8».
Результаты лабораторных измерений полностью подтверждают предположение о минимальных отличиях видеокодеров - фактически различия в качестве записи/воспроизведения при использовании одного и того же битрейта находятся в пределах погрешности измерений как по разрешающей способности (АЧХ видеоканала), так и по цветовому балансу. Отличия заметны, пожалуй, только в качестве цветовых переходов, хотя относиться к этому надо спокойно: реальный сигнал, как известно, далеко не всегда изобилует насыщенными цветами с контрастными переходами между ними. Поэтому снижение оценок моделям JVC и Toshiba за качество цветовых переходов - всего лишь относительное и не означает «катастрофу» (при подключении по S-Video эта разница практически исчезает). Напротив, рекордер Philips при компонентном подключении имеет выдающиеся показатели по цветовым переходам, но уступает конкурентам в работе по S-Video и композиту. Три модели ( Panasonic , Pioneer и Samsung) обеспечивают максимально качественную картинку без всяких скидок на тип используемого интерфейса.

Звук

В оценке звуковых способностей претендентов заметную роль играет аналоговая часть. Но ее важность при работе рекордера в составе современного развлекательного комплекса с цифровым подключением к AV-ресиверу не стоит переоценивать. За исключением применения новых аудиофильских форматов (возможность воспроизведения DVD-Audio предусмотрена только у Panasonic ), надобность в аналоговом подключении практически отпадает. Этим обусловлена вторичность воспроизведения звука через аналоговые стереотерминалы. Учитывая, что все аппараты имеют очень высокие характеристики параметров звукового тракта, пожалуй, решающую роль в оценке приобретает спектр помех и интермодуляционных искажений. Именно чистота спектральной характеристики во многом обусловила предпочтения экспертов. Твердую четверку в этой категории имеют Pioneer, Toshiba, Philips и JVC. Первому пришлось снизить оценку за повышенный уровень шума; у Philips и Toshiba - на спектре заметны комбинационные составляющие. JVC не бьет рекордов, но и не отстает от «пелетона» (средние показатели по уровню шума, нелинейным искажениям, неравномерности АЧХ и интермодуляционным искажениям). Лидерами теста по качеству звучания стали Panasonic и Samsung: оба отличились сбалансированной частотной характеристикой, низкими шумами, практическим отсутствием нелинейных и интермодуляционных искажений (обратите внимание на чистоту их спектральных характеристик). Возможность в полной мере реализовать свой немалый потенциал при воспроизведении дисков формата DVD-Audio принесла рекордеру Panasonic дополнительный бонус.

Конструкция

По мере развития и совершенствования цифровая техника становится все более унифицированной. Все чаще используются детали, узлы и блоки сторонних производителей (так называемое OEM-партнерство). Так, например, основной конструктивный узел DVD-рекордера - дисковый транспорт - в большинстве аппаратов не отличается от компьютерных пишущих дисководов. Понятно, что в такой ситуации существенных различий между приводами практически нет, и на первый план выходит другая конструктивная характеристика - система коммутации. Даже если не предполагается использование рекордера (чем не DVD-плейер?), например, в составе домашнего театра, все равно, кроме телевизора, в AV-комплект почти непременно войдет VHS-магнитофон (по наследству), какой-либо набор аудиоаппаратуры, возможно - приемник спутникового телевидения, видеокамера... В этой связи недочетом моделей JVC, Pioneer и Toshiba является отсутствие компонентного или RGB-видеовхода. С видеовыходами дело обстоит лучше: выход RGB (через SCART) есть у всех аппаратов. У JVC, Philips и Toshiba есть еще и RCA-разъемы для компонентных выходов. Более того, JVC и Toshiba могут с этих выходов давать сигнал с прогрессивной разверткой в стандарте PAL.

Использование данных материалов допускается только с разрешения автора.

Вступайте в закрытый клуб Pult.ru!
Подпишитесь на рассылку
и получите 500 бонусов 👋
Нажимая кнопку «Подписаться», я даю согласие на получение рассылок информационно-рекламного характера и обработку персональных данных.
Вы успешно подписаны!