0

Сравнение

VIP Club

Bauer Audio DPS 3 Nocturne/ Bauer Audio Tonearm/Sumiko Palo Santos Presentation

Автор статьи: Бельский Николай
08.10.2014 3107 0

Проигрыватель виниловых пластинок Bauer Audio DPS 3 Nocturne с тонармом Bauer Audio Tonearm и головкой звукоснимателя Sumiko Palo Santos Presentatin

Модель Bauer Audio DPS 3 Nocturne — старшая модель в выпускаемой линейке проигрывателей. Впрочем, проигрывателя всего два (DPS 2 и DPS 3), a Nocturne — только модификация, у которой отделка стола — черный рояльный лак, а не шпон ореха.

Внешне проигрыватель очень аскетичен и по-своему, несомненно, изящен. Прямые линии, хорошие пропорции, внешне кажущаяся простота конструкции. Но вот если рассмотреть эту самую конструкцию поближе, то все окажется намного интереснее.

Стол, представляющийся на первый взгляд цельной конструкцией, на самом деле таковой совершенно не является. Более того, слои, из которых он собран, по сути, никак друг с другом не связаны, а просто в процессе сборки устанавливаются друг на друга.

Здесь видна структура стола, слои - акрил, фанерный сэндвич

Нижняя часть конструкции стола — массивная металлическая пластина. Снизу к ней приклеен демпфирующий мат из вспененной резины. Также на этой пластине жестко закреплен массивный металлический корпус мотора и три легкие пластиковые регулируемые проставки. И если чаще всего у проигрывателей имеются регулируемые ножки на нижней поверхности стола, то здесь все наоборот— металлическая пластина просто устанавливается на стойку, а регулировка остальной конструкции стола осуществляется за счет направленных вверх проставок. А для дополнительной развязки в проставки, как в чашечки, вставляются прокладки из вспененного полимера. Следующий слой стола, наиболее толстый, изготовлен из нескольких слоев фанеры, между которыми имеются полимерные демпфирующие прослойки. Материал, из которого они изготовлены, определить сложно, но тот факт, что внешняя поверхность может быть покрыта рояльным лаком или шпоном, говорит о том, что конструкция в целом вполне жесткая. Мне же больше понравилось то, что этот слой сам по себе, по сути, просто прослойка, никак не скрепленная с остальными частями. Есть в таком подходе определенный смысл. И еще интересный нюанс — сверху эта фанерная часть оклеена листом из пробковой крошки. Материал не самый частый в таких конструкциях, однако здесь точно нелишний. Верхняя часть стола изготовлена из цельного куска акрила. Именно на ней закреплены подшипник и тонарм. В конструкции креплений нет ничего необычного, но сами по себе и узел подшипника, и тонарм интересны.

Стакан подшипника изготовлен из необычного пластика. Конструкция цельная, заканчивается шкивом проигрывателя.

Подшипник у проигрывателя инвертированный, однако вся конструкция сделана так, что большая ее часть расположена ниже уровня поверхности стола. Шкив заканчивается небольшим углублением, в которое помещен маленький рубиновый шарик — основная точка опоры подшипника. Стакан подшипника необычен тем, что изготовлен из карбоноподобного пластика. Также конструкция предусматривает не только смазку густым силиконовым маслом, но и вязкостное демпфирование — на дне корпуса подшипника должно быть определенное количество смазки, в которую погружается нижняя часть стакана. Основной диск проигрывателя не очень толстый, нетяжелый — изготовлен он из матированного прозрачного акрила. Никакого мата в комплекте не предусмотрено, но есть легкий винтовой пластиковый клемп с необычной формой прижимной поверхности.

Вращение с мотора на диск передается при помощи плоского и достаточно туго натянутого пассика. Мотор — мощный, 12-полюсный, переменного тока. Его мощности хватило бы и для в разы более массивного диска, в нашем же случае диск набирает рабочую скорость буквально за секунду и так же быстро останавливается при выключении. Блок питания и управления мотором — это внушительная конструкция, содержащая внутри трехфазный генератор переменного тока. Логично, что все это собрано во внешнем блоке, так как и размеры это предполагают, и выносная конструкция исключает какое либо негативное влияние на сигнальную часть тракта. Конструкция блока питания предполагает заводские настройки фазы и напряжения, хотя есть и возможность замера параметров и подстройки. Отдельно можно подстраивать каждую скорость вращения 33,3 и 45 об/мин. В целом настройки удобны, индикация у блока питания почти незаметна и ненавязчива, внешность весьма необычна, но желания убрать его с глаз подальше не возникает. Работу же привода на практике можно будет оценить при прослушивании.

Рубиновый опорный шарик подшипника

Остается тонарм. По конструкции он одноопорный, с вязкостным демпфированием. Трубка тонарма изготовлена из углеволокна, остальные части металлические, кроме крепления микролифта. В настройках тонарм оказался вполне удобным в сравнении со многими другими, но и здесь есть свои нюансы. В какой-то мере надо привыкнуть к шеллу — он несъемный и у него нет поводка, поэтому браться рукой приходится за саму трубку. Потом провода — проводка сделана неразрывной, от разъемов в шелле до выходных RCA-разъемов, включая соответственно несъемный провод. Но проводки в шелле очень тонкие и обращения требуют особенно бережного. Также очень похоже, что вся проводка не имеет никакого экранирования, что, с одной стороны, может идти на пользу звучанию, с другой же — явно выше чувствительность к всевозможным наводкам. Это точно стоит учесть. Еще момент — регулировки самого тонарма, здесь есть все необходимое — и настройка высоты, и обязательный для одноопорников такого типа регулируемый азимут, и прижимная сила, и анти-скейтинг. Но при подборе головки стоит учесть не только податливость ее иглодержателя и звуковые свойства, но и вес — выбранная мной для теста головка весом в 8,5 г оказалась почти на пределе настроек, так как у тонарма предусмотрено два противовеса на выбор — для головок легче или тяжелее. Регулировка прижимной силы у тонарма — привычная, при помощи противовеса, и вполне точная и удобная, однако без весов тут никак не обойтись. Как и не обойтись без измерительной пластинки в том случае, когда нужно настроить анти-скейтинг с соответствующей точностью. А высоту и азимут можно без проблем установить на глаз, благо что настройки привычны и попасть в нужное значение не так уж сложно.

Нижний слой стола проигрывателя - металлическая пластина с закрепленным на ней корпусом мотора и регулируемым по высоте опорными проставками.

Единственное, что мне не понравилось в конструкции, — у тонарма нет никакого держателя, он просто лежит на лапке микролифта и никак не крепится, и ни в комплекте, ни в виде опции нет пылезащитной крышки. Учитывая стоимость проигрывателя и стоимость того сегмента головок, которые могут подойти по уровню, весьма рискованное сочетание получается. Но схожая ситуация и со многими другими одноопорными тонармами, так что это придется принять за данность и учитывать, выбирая место для проигрывателя и приучая себя к аккуратности.

ЗВУЧАНИЕ

Экспериментировать с проигрывателем мне не очень хотелось, как минимум потому, что конструкция выглядит вполне цельной и продуманной, и в первую очередь интересно было оценить ее собственные возможности. А вот с подбором головок пришлось немного повозиться. В результате из всего имеющегося арсенала я остановился на головке Sumiko Palo Santos Presentation, но только с одной маленькой доработкой. Эффективная масса тонарма — 13 г, а податливость иглодержателя головки весьма низкая, поэтому, чтобы настроить систему без каких-либо погрешностей и получить нижнюю границу резонанса примерно в 10—11 г, понадобилось на шелл закрепить маленький грузик. Набор из нескольких специальных грузиков выручал меня не однажды в тех случаях, когда нужно было как-то изменить настройки, и на практике это вещь весьма полезная. Вот и здесь пригодилась. В результате тесты и измерения по двум разным пластинкам тракт прошел без каких-либо огрехов или оговорок.

Блок питания и управления мотором. Внешность необычна, как и конструкция в целом.

Первая пластинка — Oscar Peterson & Joe Pass «Porgy & Bess» — сразу, с первых нот, заметны высокая детальность и отличная локализация. Звуки прорисовываются в пространстве почти что с голографической точностью. Так бывает далеко не всегда, и это очень хороший показатель. Тут нашлось еще более ценное свойство — при такой подаче музыка как таковая не разбирается трактом на отдельные кусочки, а остается именно музыкой, цельной. Динамику по этой записи можно оценивать лишь отчасти, но и тут все очень хорошо — есть ощущение точного и выверенного звука, без малейшего намека на смазанность. В случае с пас-сиковыми проигрывателями это показатель того, что привод сконструирован и изготовлен правильно. При прослушивании вообще сложно определить какие-то особенности именно в плане динамики или временной подачи, звук просто есть, привод просто работает, и в характере звука его тип и конструкция не угадываются. Окраски в звуке также практически нет, может быть чуть-чуть сделан акцент на средневерхнем диапазоне, но это еще надо проверить на других записях.

Следующая пластинка — Stan Getz, Joao Gilberto. Звук ровно-нейтральный и признаков окраски не заметно. Подача точная, очень детальная, воздушная. Пропорции всех составляющих сцены выстраиваются точно, с отличной проработкой контуров и фактур, и все в целом соразмерно. Можно слушать музыку, можно разбирать особенности записи — это уж как захочется, какого-то принципиально одного подхода тракт не навязывает. По настроению, характеру звук скорее светлый, открытый, но без намека на слащавость или излишнюю яркость. Эмоций в звуке ровно столько, сколько их есть в самой музыке, и столько, сколько передается записью. И нет ощущения навязчивости, хотя музыка явно притягивает к себе внимание, ее хочется слушать, и процесс не утомляет даже при длительном прослушивании.

Еще пластинка — Aurex Jazz Festival '81 «AllStar Jam Session» — в целом звучание уже узнаваемое, все ранее услышанные свойства и качества присутствуют. Запись эта сложнее, однако с ней не возникает ровным счетом никаких затруднений, нет ни сумбура, ни зажатости. Также можно более подробно оценить проработку всего частотного диапазона в целом. Проработка краев, нижнего баса и самых верхов мне очень понравилась. Нет ни спадов, ни ощущения каких-то четких границ, все в целом ровно и точно. Сцена, проработка деталей — все очень хорошо.

Штатный клемп, идущий в комплекте с проигрывателем. Легкая, но очень даже работоспособная конструкция

Диск Nils Peter Molvaer «NP3» — совсем другая история. Обычно не факт, что тракт, хорошо справляющийся с джазом и вокалом, справится с такой пластинкой. Но ничего подобного не случилось, звук получился очень хорошим. Пронзительным, детальным, объемным, но нигде ни малейшего перебора. Тихие фрагменты записи слышны во всех подробностях, а где записано иначе, есть и глубина баса, и открытый честный звук по всему диапазону. Динамика тоже на уровне, у меня не возникло ощущения, что ее что-то ограничивает.

Еще одна пластинка из не самых простых — альбом Dead Can Dance «Anastasis». Ошущение ровного, честного и фактически ничем, кроме самой записи, не ограниченного звука. Когда-то звук резкий, когда-то мягкий — тракт же сам по себе почти ничего не вносит лишнего. Да, и тут я вспомнил, что хоть что-то стоит разузнать про штатный клемп. Послушал еще несколько фрагментов с разных пластинок с клемпом и без. Честно говоря, если пластинка без искривлений, то особой нужды в нем нет. Звук и так строен, пластинка на диске от щетки не проскальзывает, а уж притормозить вращение той же щеткой не получится — мотор мощный. Так что клемп и дальше остался фактически без дела. Хотя плюсы его в том, что влияние его на звук минимально, а если пластинка с небольшими искривлениями, то клемп все же полезен, особенно учитывая одноопорную конструкцию тонарма.

Сигнальные разъемы провода тонарма и разъем для подключения блока питания

Слушаем дальше. Диск David Gilmour «On Ап Island». Все фактически без нареканий, и с этой записью тракт справился очень хорошо. Разве что на последних дорожках на каждой стороне, если хорошо прислушаться, можно заметить легкое ухудшение звучания. Что, впрочем, так или иначе ожидаемо от почти любого 9-дюймового тонарма.

И последняя пластинка — одно из лучших исполнений Claudio Monteverdi «L'Orfeo», к тому же на промопрессе. Детальности и динамики вполне хватило для не самого простого хорового произведения. Временами мне казалось, что подача более светлая и легкая, чем хотелось бы, но в остальном и голоса, и инструменты — все было слышно очень хорошо, отчетливо. И сцена получилась правильной даже на сложных фрагментах. Немного менее масштабная, чем могла бы быть, но и камерной ее не назовешь все-таки.

РЕЗЮМЕ

«Взрослый» проигрыватель с очень хорошей детальностью и динамикой и практически лишенный окраски. К тому же почти жанровоуниверсальный. Да, конструкция в целом — для аккуратного и внимательного владельца.

И крышку я бы очень советовал подобрать, благо что размеры более-менее стандартные, можно найти варианты. К настройкам также стоит отнестись особенно внимательно. И весь остальной тракт под этот аппарат просто обязан быть соответствующего уровня, очень желательно, чтобы со схожим почерком и свойствами. Результат того стоит.

Вступайте в закрытый клуб Pult.ru!
Подпишитесь на рассылку
и получите 500 бонусов 👋
Нажимая кнопку «Подписаться», я даю согласие на получение рассылок информационно-рекламного характера и обработку персональных данных.
Вы успешно подписаны!