0

Сравнение

VIP Club

AV-ресиверы $480-620

Автор статьи: Карпунин Денис
01.12.2005 5121 0
Словарь
Расшифровка названий форматов окружающего звучания и других терминов, связанных с AV-ресиверами в частности и проблемами построения многоканальной системы домашнего кинотеатра в общем.

Виртуальное пространственное звучание - методы воспроизведения многоканального звука через два фронтальных канала. Например, Virtual Dolby Digital позволяет получить такой эффект для записи Dolby Digital, а для Virtual Dolby Surround - записей в Dolby Pro Logic. Кроме этого алгоритма, наиболее часто используются TruSurround от SRS Labs и VMAx.
Dolby Digital - формат цифрового кодирования звука со сжатием, также известный как АС-3. Dolby Digital обеспечивает раздельные сигналы для шести каналов: три фронтальных, два тыловых и канал сабвуфера. Пять каналов передают полную полосу частот, а канал сабвуфера ограничен полосой каналов низкочастотных эффектов (порядка 200 Гц).
Dolby Digital EX - цифровой формат 6.1 окружающего звучания, в котором информация для тылового центра с помощью матрицирования помещена в левый и правый тыловые каналы. При воспроизведении эта информация декодируется и подается на усилитель тылового центра.
Dolby Pro Logic IIx - аппаратный способ доведения сигналов, записанных в Dolby Pro Logic, до уровня 6.1. Позволяет искусственно разделить тыловые каналы и расширить до полной полосу частот. Имеет два режима работы для обработки музыки (MUSIC) и звукового сопровождения фильмов (MOVIE). В отличие от «обычного» Dolby Pro Logic, тыловые каналы в DPL IIx полнодиапазонные; имеется и отдельный сабвуферный канал (задействуется все аудиооборудование, как в Dolby Digital EX).
DTS (Digital Theatre Systems) - система многоканальной записи звука со сжатием меньшим, чем в Dolby Digital, что обеспечивает лучшее по сравнению с ней качество звука. DTS-ES - цифровой формат 6.1 окружающего звучания, имеет две модификации: Discrete 6.1 и Matrix 6.1. В варианте Discrete все каналы, включая и дополнительный канал тылового центра (surround back), записаны раздельно. В варианте Matrix информация для тылового центра с помощью матрицирования помещена в левый и правый тыловые каналы. При воспроизведении эта информация декодируется и подается на усилитель тылового центра.
DTS Neo:6 Surround - режим прецизионного матричного декодирования для воспроизведения двухканального стереоисточника в режиме 6.1 (аналог Dolby Pro Logic IIx).
LFE - канал низкочастотных эффектов или сабвуфера. Предназначен для передачи мощных басовых сигналов, таких как взрывы, удары, звуки мощных механизмов и т.п.
ТНХ - совокупность требований к высококачественной системе домашнего кинотеатра, разработанная фирмой Lucasfilm Ltd. с тем, чтобы замысел звукорежиссера был донесен до зрителя/слушателя в полном объеме. Существует несколько уровней требований, обозначаемых как ТНХ Select, ТНХ Select 2, ТНХ Surround EX, THX Ultra, ТНХ Ultra2.
RDS (Radio Data System - система радиоданных) - радиоаналог телетекста. Настроившись на радиостанцию, которая передает сигналы RDS, ресивер на дисплее показывает бегущей строкой разнообразную информацию - название станции, погоду, курс валют и пр. Другой функцией RDS является EON (Enhanced Other Networks - поддержка других радиосетей) - возможность местной радиостанции вклиниться с экстренным сообщением в передачу станции национальной. Также RDS включает автоматическую сортировку программ по жанрам (PTY - Program Type).
Озвучить домашний кинотеатр можно по-разному. Например, решить проблему одним махом: купить комплект в одной коробке и сэкономить все - деньги, время, умственные затраты. Возможен принципиально противоположный подход - строить систему «по кирпичику», подбирая составляющие до идеального их согласования, радуясь очередной удачной покупке, т.е. растягивая себе удовольствие. Существует много промежуточных вариантов, например двухступенчатый: DVD-проигрыватель плюс система из пяти сателлитов и сабвуфера с многоканальным усилителем. О преимуществах и недостатках каждого подхода мы беседовали не раз. Между тем, практика - самый строгий и объективный эксперт - не отдала предпочтение ни одному, значит, они фактически равноценны. Посему сегодняшний тест ни в коем случае нельзя считать выступлением в защиту метода построения домашнего кинотеатра из отдельных компонентов (хотя надо признать, что ценители высококачественного звука в домашнем кино предпочитают именно такой подход).
Ценовая категория $480-620
Denon
AVR-1905
Harman Kardon
AVR 135
Marantz
SR4500
Onkyo
TX-SR502E
Pioneer
VSX-1015-K
Sherwood
RD-8500
Yamaha
RX-V657
Речь идет об AV-ресивере средней ценовой категории. К ней мы относим модели стоимостью порядка $600. Имея такой «аппарат-окрестр», вы сможете постепенно достраивать систему остальными высококачественными компонентами, будучи уверенным, что ресивер полностью раскроет их потенциал.
Динамический и частотный диапазон звуковой дорожки современного зрелищного кинофильма (недаром их называют блокбастерами - по-английски «динамитная шашка») очень широкие, а уверенно озвучивать необходимо помещение любого объема и посредством любой акустики, поэтому мощность усилителя должна составлять порядка 100 Вт/канал при значительном коэффициенте демпфирования. Отсюда - потребность в солидном источнике питания, способном отдавать большой ток. Современный ресивер обязан успешно озвучивать сигналы 5.1-форматов, но еще лучше, если он готов реально работать с 6.1-звуком (Dolby Digital EX и DTS-ES Matrix/Discrete), что возможно при наличии соответствующих декодеров и как минимум шести каналов усиления. Требования спецификации ТНХ, т.е. 7.1-звук, мы считаем факультативными; важнее - универсальность, в частности, умение с блеском исполнять и многоканальные, и стереофонические записи, цифровой и аналоговый сигнал. Особое внимание - трекам SACD/DVD-Audio: для их полноценного воспроизведения AV-ресивер должен быть экипирован регулируемым 5.1-входом. Вообще, точность настройки и разнообразие изменяемых параметров здесь чрезвычайно важны, так как позволят добиться наилучшего согласования элементов (в первую очередь, акустических), без чего система высокого класса не сможет полноценно работать.
Методика тестирования
Наиболее полно качество работы ресивера характеризуют два момента: во-первых, зависимость амплитуды выходного сигнала от частоты входного сигнала в «нулевом», максимальном и минимальном положении НЧ/ВЧ-тембров; во-вторых, глубина и симметрия разделения каналов как со встроенных декодеров Dolby Digital и DTS, так и по аналоговому входу 5.1. Соответствующие графики приведены и анализируются в технических комментариях.
В связи с этим полезными окажутся наглядные экранные меню, возможность проводить инсталляцию в автоматическом режиме и учесть акустические особенности помещения или скомпенсировать различия в звучании разных групп АС. Большое значение имеют коммутационные способности ресивера. Зато искусственные украшения звука (DSP-режимы) или видеоконвертеры (модные нынче преобразователи композитного сигнала в S-Video или компонентный) вряд ли окажутся невостребованными.


Denon AVR-1905

Denon AVR-1905 Достоинства: линейный выход 7.1, память настроек для каждого источника
Недостатки: малая глубина разделения с декодера DD и по входу 5.1
Ориентировочная цена: $500

Мощность, Вт
7x80
Минимальный импеданс АС, Ом
6
Декодеры
Dolby Digital, DTS, DTS 96/24, Dolby Pro Logic II, Dolby Pro Logic IIx, Dolby Digital EX, DTS ES, DTS Neo:6
Режимы DSP 6
Аудиовходы/выходы
линейные
5/3
многоканальные
5.1/7.1
цифровые коаксиальные
1/-
цифровые оптические
3/1
Видео входы/выходы
AV-линейки (композит, S-Video)
4/1
компонентный
3/1
Габариты, мм
434x147x417
Масса, кг
11,4



Конструкция. На передней панели - гигантская ручка громкости, несколько кнопок выбора второстепенных режимов и два поворотных регулятора. Левый заведует выбором источников, правый, меньшего размера, - режимами многоканального звучания. Индикацию ЖК-дисплея можно либо приглушить, либо отключить совсем. Многоканальный вход представлен в варианте 5.1, зато выход предусилителя имеет конфигурацию 7.1 (пригодится для подключения активных АС или апгрейда).
Функции. Для каждого декодера предусмотрены отдельные корректировки звучания (тембры, акцентирование диалогов, пространственные режимы для DPL и Neo:6). Система Personal Memory Plus запоминает установки для каждого источника сигнала.
Управление. Для настройки ресивера без телевизора не обойтись. На экран выводятся даже занесенные в память пресеты радиостанций (всего 56). Пульт ДУ оформлен очень ярко - цветовыми пятнами. Более того, основные клавиши управления сделаны из фосфоресцирующего материала. Пульт управляет несколькими устройствами, перевод на работу с ними осуществляется с помощью двух ползунковых переключателей.
Рекомендации. Полный набор декодеров и достаточный запас мощности делают этот AV-ресивер универсальным. А наличие многоканального выхода 7.1 открывает горизонты дальнейшего апгрейда AV-комплекса.

Технический комментарий
Неравномерность АЧХ в рабочем диапазоне (5-20000 Гц) составляет всего 0,5 дБ - результат, близкий к лучшему по тесту. Ощутимый спад в высокочастотной области начинается лишь в районе 30 кГц, т.е. в области уже неслышимой. Теоретически это может сказаться на воспроизведении эксклюзивных записей, однако выявить это возможно лишь посредством высококачественной акустики. Коэффициент демпфирования - довольно высокий (64 ед.), что позволит ресиверу справиться с «тугой» АС. Нелинейные искажения в рабочей зоне мощностей выше, чем у других претендентов (0,032%). Измеренная мощность составляет 100 ватт на канал, что больше заявленной в спецификации. Разделение каналов по входу 5.1 и с выхода декодера Dolby Digital примерно одинаково и составляет порядка 56 дБ (не самый высокий показатель); для декодера DTS оно на 6 дБ выше при хорошей симметрии.
Рис. 2. Разделение каналов по сигналам со встроенных декодеров и с 5.1-входа

Рис. 1. Амплитудно-частотная характеристика



Harman Kardon AVR 135

Достоинства: стильная внешность, вход 7.1, фирменные режимы обработки звука
Недостатки: несимметричное разделение каналов в декодерах
Ориентировочная цена: $550

Мощность, Вт
6x50
Минимальный импеданс АС, Ом
8
Декодеры
Dolby Digital, DTS, DTS 96/24, Dolby Pro Logic II, Dolby Digital EX, DTS ES, DTS Neo:6, Logic 7
Режимы DSP
7
Аудиовходы/выходы
линейные
2/1
многоканальные
7.1/-
цифровые коаксиальные
3/1
цифровые оптические
3/1
Видео входы/выходы
AV-линейки (композит, S-Video)
3/2
компонентный
2/1
Габариты, мм
440x165x382
Масса, кг
11,1





Конструкция. Аппарат великолепно смотрится: блестящий черный фасад с серебристой накладкой, подсвечиваемое кольцо регулятора громкости. Хотя штатный усилитель - шестиканальный, есть вход 7.1. Число цифровых аудиовходов/выходов - максимальное по тесту; место для «оптики» и «коаксиала» нашлось даже на лицевой панели. Основная информация выводится на дисплей крупными символами, которые видны издалека. Предусмотрен одноступенчатый «диммер» и полное отключение как дисплея, так и подсветки.
Функции. Помимо стандартных многоканальных декодеров, есть фирменный Logic 7. У него три режима - Cinema (для саундтреков в Dolby Surround), Music (для стерео), а также Enhance, акцентирующий НЧ-диапазон аудиосигнала. Для двухканальнои конфигурации предлагается два фирменных 3D-режима VMAx, работающих и на наушники.
Управление. Работа с ресивером сопровождается соответствующей индикацией как на штатном дисплее, так и на внешнем мониторе (OSD), однако меню настроек выводится только на монитор. Обучаемый пульт ДУ необычной формы, но в руке лежит хорошо, а основной «крест» управления оказывается под большим пальцем.
Рекомендации. Помимо любителей кино, ресивер оценят владельцы игровой DVD-приставки, а также меломаны, в том числе и те из них, кто слушает музыку в наушниках.

Технический комментарий
АЧХ в полосе частот 20-20000 Гц укладывается в широкий коридор (1,8 дБ, самый скромный результат среди соискателей), однако резких всплесков или спадов нет - есть равномерный «спуск» в ВЧ-область, т.е. в нулевых положениях тембров чуть-чуть подчеркнуты басы и приглушен «верх». Тем не менее потенциал эксклюзивных записей модель способна раскрыть полностью (даже на 100 кГц амплитуда выходного сигнала падает по сравнению с 1 кГц всего на 3,3 дБ). Тембры - аналоговые и практически симметричные (±10 дБ). КНИ - рекордно низкий (0,01%), а коэффициент демпфирования - высокий (50 ед.), поэтому ограничений в выборе акустики фактически нет. При этом измеренная мощность (68 Вт/канал) значительно превышает заявленные 40 Вт/канал. По разделению картина хорошая: 57 дБ для DD, 61 дБ для DTS и 57 дБ по входу 5.1, однако несимметричность - самая высокая в тесте (±5 дБ).
Рис. 2. Разделение каналов по сигналам со встроенных декодеров и с 5.1-входа

Рис. 1. Амплитудно-частотная характеристика



Marantz SR4500

Достоинства: отличные характеристики стереотракта, первоклассный тюнер
Недостатки: отсутствует OSD-меню
Ориентировочная цена: $570

Мощность, Вт
7x80
Минимальный импеданс АС, Ом
6
Декодеры
Dolby Digital, DTS, DTS 96/24, Dolby Pro Logic II, Dolby Pro Logic IIx, Dolby Digital EX, DTS ES, DTS Neo:6
Режимы DSP
4
Аудиовходы/выходы
линейные
3/2
многоканальные
7.1/7.1
цифровые коаксиальные
2/1
цифровые оптические
2/1
Видео входы/выходы
AV-линейки (композит, S-Video)
4/3
компонентный
2/1
Габариты, мм
440x162x387
Масса, кг
12





Конструкция. Лицевая панель оформлена в традиционном «симметричном» стиле. Большая рукоятка слева является селектором входов, правая отвечает за регулировку громкости. Под дисплеем расположены клавиши вызова дополнительных режимов и многофункциональный «крест», отвечающий не только за настройку радиоприемника, но и за навигацию по меню настроек. В активе ресивера - многоканальные входы/выходы 7.1 (все клеммы - винтовые).
Функции. Интересны DSP-режимы (Circle Surround) для прослушивания как изначально многоканального звукового материала, так и обычного стерео, например, при просмотре видеокассет. Для монофонического сигнала предусмотрен режим Virtual. Стоит отметить радиоприемник, в активе которого не только прямой ввод частоты, но и ввод названий радиостанций (до 10 символов на имя).
Управление. Контроль за настройкой осуществляется только со штатного дисплея (OSD нет), зато активацию большинства режимов, включая навигацию по меню, можно осуществлять как с пульта ДУ, так и с лицевой панели. Правда, для начала рекомендуем ознакомиться с инструкцией, так как некоторые обозначения неочевидны.
Рекомендации. Аппарат порадует любителей семиканального звука (есть и возможность использовать ресивер в качестве процессора 7.1), а также поклонников радиоэфира.

Технический комментарий
В диапазоне «прямой слышимости» (20-20000 Гц) неравномерность АЧХ рекордно низкая - 0,4 дБ. Интересно, что цифровые тембры, имеющие высокую симметрию, ограничивают полосу пропускания «сверху» до 20 кГц. Однако предусмотрен режим direct, на который это ограничение не распространяется (равно как и на вход 7.1). Тем не менее амплитуда сигнала на 100 кГц уменьшается на значительную величину (4,3 дБ). Коэффициент демпфирования близок к среднему по тесту и составляет 44 ед. (аппарат уживется с большинством колонок). Высок уровень разделения каналов (61 дБ для DD, 67 дБ для DTS и 62 по мультиканальному входу). Довольно велика неравномерность разделения в DD (±5,5 дБ), в остальных режимах симметрия высокая (около ±3 дБ). FM-тюнер имеет наилучшие показатели в тесте: самую высокую чувствительность (0,6 мкВ) и очень высокое соотношение сигнал/шум (61 дБ).
Рис. 2. Разделение каналов по сигналам со встроенных декодеров и с 5.1-входа

Рис. 1. Амплитудно-частотная характеристика



Onkyo TX-SR502E

Достоинства: предельно равномерная АЧХ, качественный 5.1-вход
Недостатки: отсутствуют экранные меню
Ориентировочная цена: $500

Мощность, Вт
6x75
Минимальный импеданс АС, Ом
6
Декодеры
Dolby Digital, DTS, DTS 96/24, Dolby Pro Logic II, Dolby Pro Logic IIx, Dolby Digital EX, DTS ES, DTS Neo:6
Режимы DSP
5
Аудиовходы/выходы
линейные
2/-
многоканальные
5.1/-
цифровые коаксиальные
1/-
цифровые оптические
3/-
Видео входы/выходы
AV-линейки (композит, S-Video)
4/1
компонентный
2/1
Габариты, мм
435x150x376
Масса, кг
10,2




Конструкция. Шестиканальный усилитель ресивера построен по фирменной технологии WRAT (Wide Range Amplifier Technology), призванной получить на выходе «частотку» вплоть до 100 кГц с минимальным ограничением динамического диапазона. Для получения звука наивысшего качества в дополнение к режиму Direct предусмотрена опция Pure Audio, полностью отключающая видеоцепи при воспроизведении аудиосигнала. Клеммы для подключения АС помечены разным цветом, а в комплекте поставляются специальные наклейки для акустических кабелей, так что путаница исключена.
Функции. Полный набор декодеров многоканального звука дополнен пятью DSP-режимами, разработанными для прослушивания музыки различных жанров, а также звукового сопровождения телепрограмм. Тюнер не снабжен автозапоминанием станций, зато обладает прозрачным алгоритмом работы с пресетами (30 ячеек).
Управление. Подключать ресивер к телевизору не обязательно: экранное меню не предусмотрено, инсталляция проводится при помощи штатного дисплея. Навигация по четырехпозиционному меню возможна как с мультисистемного пульта ДУ так и с передней панели.
Рекомендации. Отличные характеристики 5.1-входа позволяют рекомендовать этот ресивер не только для театральных нужд, но и для многоканальной реализации «эксклюзива» - SACD или DVD-Audio.

Технический комментарий
АЧХ этого аппарата в диапазоне 20-20000 Гц - одна из самых равномерных в тесте (ширина коридора составляет 0,4 дБ). На 100 кГц спад АЧХ составляет всего 2,3 дБ. Нелинейные искажения малы во всем диапазоне частот (на малых уровнях КНИ составляет 0,012%, с повышением мощности КНИ возрастает до 0,05%). Центральная частота НЧ-тембра - 120 Гц; подобная характеристика хорошо сочетается с наличием активного сабвуфера, который берет на себя подстройку самых глубоких басов при точном согласовании частоты раздела с основной акустикой. Разделение аудиосигналов по каналам глубокое: при декодировании DTS-записей оно лучше 60 дБ; для DD приближается к 53 дБ; превосходные характеристики у 5.1-входа (63±1 дБ - лучший показатель по тесту). Интересно ведет себя тюнер: при самой низкой чувствительности (1,4 мкВ) он имеет наивысшее по тесту соотношение сигнал/шум.
Рис. 2. Разделение каналов по сигналам со встроенных декодеров и с 5.1-входа

Рис. 1. Амплитудно-частотная характеристика



Pioneer VSX-1015-K

Достоинства: замечательно работает многоканальный тракт
Недостатки: измеренная выходная мощность уступает заявленной
Ориентировочная цена: $620

Мощность, Вт
7x150
Минимальный импеданс АС, Ом
6
Декодеры
Dolby Digital, DTS, DTS 96/24, Dolby Pro Logic II, Dolby Pro Logic IIx, Dolby Digital EX, DTS ES, DTS Neo:6
Режимы DSP
7
Аудиовходы/выходы
линейные
2/1
многоканальные
5.1/7.1
цифровые коаксиальные
2/-
цифровые оптические
3/1
Видео входы/выходы
AV-линейки (композит, S-Video)
4/2
компонентный
3/1
Габариты, мм
420x173x465
Масса, кг
15,4







Конструкция. Аппарат, соответствующий новой ТНХ-спецификации Select 2, - самый массивный из соискателей, что неудивительно, если принять во внимание мощность его семиканального усилителя. Симметричная лицевая панель не кажется перегруженной: кнопки управления второстепенными режимами и фронтальные AV-входы скрыты под большой откидной крышкой.
Функции. Главная особенность - фирменная система МСАСС, упрощающая калибровку параметров многоканального звучания при помощи комплектного настроечного микрофона. Система работает в двух режимах - полностью автоматическом и ручном, когда после замеров вам предложат самостоятельно подкорректировать полученные значения. Также отметим возможность декодирования потока Windows Media Audio 9 Pro, в том числе и в многоканальном варианте.
Управление. Контролировать параметры работы ресивера можно и с помощью штатного дисплея, но лучше задействовать режим OSD. В этом случае индикация результатов работы функции МСАСС более наглядна, да и само настроечное меню выводится полностью. Пульт ДУ оснащен ЖК-дисплеем и допускает программирование, а также обучение для работы с другими источниками.
Рекомендации. Ресивер современно оснащен, обладает отличными характеристиками, поэтому порадует как «продвинутого», так и начинающего кинолюба.

Технический комментарий
В звуковой области АЧХ практически линейна (неравномерность составляет 0,6 дБ - третий результат в тесте). На 100 кГц она заваливается, по меркам данного теста, значительно (на 4,8 дБ), однако ощутимый спад начинается за пределами диапазона слышимости, поэтому его практически невозможно уловить на слух. У аппарата - лучшие среди соискателей коэффициент демпфирования (запросто «раскачается» акустика любой чувствительности) и КНИ (0,006%), а аналоговый НЧ-тембр с центральной частотой 120 Гц упростит настройку активного сабвуфера. Измеренная выходная мощность (103 Вт) значительно уступает заявленной (150 Вт). Прекрасно организована работа с многоканальным сигналом: при декодировании мультиканальных записей Dolby Digital и DTS, а также по входу 5.1 разделение выше 60 дБ; при лучшей по тесту симметрии (разбежка величин по каналам меньше 2 дБ).
Рис. 2. Разделение каналов по сигналам со встроенных декодеров и с 5.1-входа

Рис. 1. Амплитудно-частотная характеристика



Sherwood RD-8500

Достоинства: полное управление с лицевой панели, высокая чувствительность тюнера
Недостатки: невысокое разделение каналов в Dolby Digital, критичность к выбору АС
Ориентировочная цена: $480

Мощность, Вт
6x110
Минимальный импеданс АС, Ом
6
Декодеры
Dolby Digital, DTS, Dolby Pro Logic II, Dolby Digital EX, DTS ES, DTS Neo:6
Режимы DSP
4
Аудиовходы/выходы
линейные
2/2
многоканальные
6.1/-
цифровые коаксиальные
2/-
цифровые оптические
2/1
Видео входы/выходы
AV-линейки (композит, S-Video)
2/2
компонентный
2/1
Габариты, мм
440x141x330
Масса, кг
9,9



Конструкция. Фирменная черта аппарата - слегка выступающий блок ЖК-дисплея с расположенными под ним крупными клавишами управления основными режимами. Ниже находятся кнопки второстепенных режимов, что подразумевает полное управление ресивером с передней панели. Встроенный шестиканальный усилитель выполнен на дискретных элементах (Totally Discrete Amplifier Stage - TDAS).
Функции. Функциональный набор этого ресивера с небольшой натяжкой можно назвать стандартным. Дело в том, что встроенный DTS-декодер не умеет обрабатывать сигнал 96 кГц/24 бита, а в наборе матричных декодеров отсутствует Dolby Pro Logic IIх. С другой стороны, традиционные аудиопотоки читаются без проблем. Радиоприемник, помимо рекордной в тесте чувствительности (0,8 мкВ), наделен специальной функцией P. SCAN, запускающей ознакомительное прослушивание занесенных в память радиостанций.
Управление. При тщательной настройке ресивера нужно руководствоваться OSD-информацией. Дисплей в этом случае предельно лаконичен. Программируемый пульт ДУ перегружен кнопками, зато продуманное расположение клавиш на лицевой панели заслуживает похвалы.
Рекомендации. Аппарат не хватает звезд по количеству разнообразных режимов декодирования, зато подкупает демократичной ценой и удобным управлением с лицевой панели. Главное, правильно подобрать ему акустику.

Технический комментарий
Колебания АЧХ в области 20-20000 Гц лежат в коридоре 0,8 дБ, а на 100 кГц по сравнению с 1 кГц уровень выходного сигнала падает на 7,5 дБ (самые большие величины по тесту). Мало того, заметный спад сигнала начинается приблизительно с 18 кГц, что сказывается на воспроизведении DVD-A/SACD. Аналоговые тембры имеют довольно значительную асимметрию, особенно на «верхах». Усилители обладают наиболее низким по тесту коэффициентом демпфирования (35 ед.), поэтому требуется тщательный подбор акустических систем. КНИ на половинной мощности равен 0,021% - неплохой показатель. Фактическая выходная мощность (102 Вт) точно соответствует заявленным 100 Вт. Глубина разделения цифрового сигнала декодером Dolby Digital невелика (53 дБ - очень скромный показатель), однако DTS-декодер и вход 5.1 работают неплохо - разделение превышает 57 дБ с хорошей симметричностью.
Рис. 2. Разделение каналов по сигналам со встроенных декодеров и с 5.1-входа

Рис. 1. Амплитудно-частотная характеристика



Yamaha RX-V657

Достоинства: высокий коэффициент демпфирования, качественные декодеры
Недостатки: перегруженное экранное меню
Ориентировочная цена: $600

Мощность, Вт
7x135
Минимальный импеданс АС, Ом
4
Декодеры
Dolby Digital, DTS, DTS 96/24, Dolby Pro Logic II, Dolby Pro Logic IIx, Dolby Digital EX, DTS ES, DTS Neo:6
Режимы DSP
14
Аудиовходы/выходы
линейные
2/1
многоканальные
7.1/7.1
цифровые коаксиальные
2/-
цифровые оптические
4/1
Видео входы/выходы
AV-линейки (композит, S-Video)
5/3
компонентный
2/1
Габариты, мм
435x171x420
Масса, кг
12,5






Конструкция. На лицевой панели внимание привлекают два поворотных регулятора, симметрично расположенных под дисплеем. Левый предназначен для переключения DSP-режимов, правый отвечает за выбор источников сигнала. Встроенный семиканальный усилитель - самый мощный в тесте. Кроме того, есть вход/выход 7.1, можно озвучить вторую зону (предусмотрены клеммы для дополнительных АС и разъемы ИК-приемника).
Функции. Множество фирменных DSP-режимов, в т.ч. Silent Cinema для прослушивания многоканальных записей через наушники. Система автоматической настройки YPAO обогатилась параметрическим эквалайзером. Она не только отслеживает свойства помещения, но и проверяет полярность подключенной акустики, а также согласовывает их звучание с подключенным - сабвуфером. Любой видеосигнал можно превратить в компонентный.
Управление. Контроль с передней панели ресивера и при помощи эргономичного пульта ДУ прост и доступен, но первоначальная настройка может вызвать затруднения. Дело в том, что некоторые страницы меню выводятся на экран телевизора не полностью.
Рекомендации. Оснащенный множеством DSP-режимов, аппарат порадует любителя экспериментировать с пространственным звучанием. Однако и для простого кинопросмотра он хорош благодаря высокой мощности и первоклассным декодерам.

Технический комментарий
Измеренная мощность (133 Вт) практически равна паспортной (135 Вт). Отметим чрезвычайно низкий уровень КНИ (0,013% - отличный показатель) и высокую линейность АЧХ: неравномерность в диапазоне 20-20000 Гц составляет лишь 0,4 дБ, а на 100 кГц амплитуда понижается только на 3,5 дБ (второй результат в тесте). По коэффициенту демпфирования (63 ед.) модель превосходит всех соискателей, т.е. способна раскрыть потенциал любого громкоговорителя. Показатели работы встроенных декодеров буквально ошеломляют - глубина разделения превышает 70 дБ при очень высокой симметрии (разброс по каналам - порядка ±2 дБ). На этом уровне характеристики входа 5.1 кажутся скромными (61±2 дБ), хотя фактически это - четвертый результат в тесте. Тюнер отличается довольно низкой чувствительностью (1,4 мкВ), но очень хорошим соотношением сигнал/шум (64 дБ).
Рис. 2. Разделение каналов по сигналам со встроенных декодеров и с 5.1-входа

Рис. 1. Амплитудно-частотная характеристика



Фирма
Модель
Denon AVR- 1905 Harman Kardon
AVR- 135
Marantz SR4500 Onkyo TX- SR502E
Звук
Паспортные данные
Выходная мощность (8 Ом), Вт 7х80 6х50 7х80 6x75
Данные измерений
Выходная мощность, Вт (КНИ 0,7%, 8 Ом), 1 кан. 100 68 109 97
КНИ на 0,5Pmax, % 0,031 0,009 0,008 0,019
Коэф. демпфир. 52 50 44 38
Деление каналов, дБ
Dolby Digital
56 57 62 54
DTS
62 61 68 62
Мульти- канальный вход (6.1)
57 60 62 64
FM-тюнер
Чувств- ность, мкВ
1,3 1,1 0,6 1,4
Отношение С/Ш, дБ
62 57 61 66
Конструкция
Диапазоны тюнера, AM/FM да/да да/да да/да да/да
Пресеты 56 30 50 30
Подключение акустики
фронт и стерео (пары) винтовое винтовое винтовое винтовое
тыл (пары) винтовое винтовое винтовое винтовое
Импеданс АС, Ом 6 8 6 6
Аудио- входы/ выходы
линейные (стерео)
5/3 2/1 3/2 2/1
много- канальные
5.1/7.1 7.1/- 7.1/7.1 5.1/-
Выход на сабвуфер да да да да
AV- входы/ выходы
линейные 4/1 3/2 4/3 2/1
на передней панели да да - да
поддержка S-Video/ компонентный да/да да/да да/да да/да
Цифровые входы/ выходы
коакси- альный
1/- 3/1 2/1 1/-
оптический
3/1 3/1 2/1 3/-
Розетки 1 2 1 1
Выход на наушники (6,3 мм) да да да да
Габариты, мм 434x 147x 417 440x 165x 382 440x 162x 387 435x 150x 376
Масса, кг 11,4 11,1 12,0 10,2
Функции
Декодеры
Dolby Digital/ Dolby Digital EX
да/да да/да да/да да/да
DTS/ DTS-ES (Discrete/ Matrix)
да/да да/да да/да да/да
96:24
да да да да
Dolby Pro Logic IIx/ DTS NEO:6/ Logic7
да/да/- да/да/да да/да/- да/да/-
DSP-режимы 6 7 4 5
Ночной режим (градации Dynamic Range) да (3) да (2) да (1) да (2)
Отключение по таймеру: max/ min, шаг (минут) - 90/10, 10 90/10, 10 90/10, 10
Прием RDS да да да да
Управление
OSD- меню да да - -
Шаг настройки
уровней/ задержек, дБ/м
1/0,1 1/0,3 1/0,3 1/0,3
Настройка тюнера
Память FM
да - да -
прямой ввод частоты
- - да -
ввод названий/ знаков
- - да (10) -
Назначение цифровых входов да да да да
Пульт ДУ на 6 устройств прогр. прогр. на 9 устройств
Шина - - RC-5 RI
Изменение яркости дисплея да/3 да/2 отключение да/3
Потребление, Вт, работа/ standby 260/1 540/65 388/н.д. 370/2,5
Особенности запоминание настроек для каждого источника много- канальный декодер Logic 7 корректировка тонального баланса (HT-EQ) для много- канальных режимов усилители WRAT


Фирма
Модель
Pioneer
VSX- 1015- K
Sherwood
RD- 8500
Yamaha
RX- V657
Звук
Паспортные данные
Выходная мощность (8 Ом), Вт 7х120 6х100 7х135
Данные измерений
Выходная мощность, Вт (КНИ 0,7%, 8 Ом), 1 кан. 103 102 133
КНИ на 0,5Pmax, % 0,006 0,021 0,013
Коэффициент демпфирования 56 35 63
Разделение каналов, дБ
Dolby Digital
62 53 71
DTS
64 58 71
Мультиканальный вход (6.1)
62 57 61
FM-тюнер
чувствительность, мкВ
1,2 0,8 1,4
Отношение С/Ш, дБ
62 61 64
Конструкция
Диапазоны тюнера, AM/FM да/да да/да да/да
Фиксированные настройки 30 30 40
Подключение акустики
фронт и дополнительно стерео (пары) винтовое винтовое винтовое
тыл (пары) винтовое винтовое винтовое
Минимальный импеданс АС, Ом 6 6 4
Аудиовходы/выходы
линейные (стерео)
2/1 2/2 2/1
многоканальные
5.1/7.1 6.1/- 7.1/7.1
Выход на сабвуфер да да да
AV-входы/выходы
линейные 4/2 2/2 5/3
на передней панели да да да
поддержка S-Video/ компонентный да/да да/да да/да
Цифровые входы/выходы
коаксиальный
2/- 2/- 2/-
оптический
3/1 2/1 4/1
Розетки 1 1 2
Выход на наушники (6,3 мм) да да да
Габариты, мм 420x173x465 440x141x330 435x171x420
Масса, кг 15,4 9,9 12,5
Функции
Декодеры
Dolby Digital/Dolby Digital EX
да/да да/да да/да
DTS/DTS-ES (Discrete/Matrix)
да/да да/да да/да
96:24
да - да
Dolby Pro Logic IIx/DTS NEO:6/Logic7
да/да/- да/да/- да/да/-
Дополнительные DSP-режимы 7 4 14
Ночной режим (градации Dynamic Range) да (2) да (2) да (3)
Отключение по таймеру: max/min, шаг (минут) 90/30, 30 90/30, 30, 30/10, 10 120/30, 30
Прием RDS да да да
Управление
OSD-меню да да да
Шаг настройки
уровней/задержек, дБ/м
0,5/0,1 1/0,3 0,5/0,1
Настройка тюнера
автозапоминание FM
- - да
прямой ввод частоты
да - -
ввод названий/знаков
да (4) - -
Переназначение цифровых входов да да да
Пульт ДУ программируемый и обучаемый на 7 устройств на 8 устройств
Шина да DIGI-LINK III да
Изменение яркости дисплея да/3 да/2 да/4
Потребление, Вт, работа/standby 430/0,52 250/н.д. 440/0,1
Особенности поддержка формата WMA 9 Pro усилитель на дискретных элементах TDAS управление дополнительной зоны прослушивания


Результаты

В заключение хотелось бы отметить два момента, напрямую касающиеся проблем выбора хорошего AV-ресивера. Как показали сравнительные тесты подобных аппаратов из разных ценовых категорий, полноценный AV-ресивер «начинается» с ценовой планки в $500. Причем дело не столько в наличии всевозможных функций и дополнительных режимов (они есть и у недорогих аппаратов), а в качественной начинке (мощные усилители с хорошим демпфинг-фактором и встроенные декодеры с высоким разделением каналов).
Тыловая поддержка
Коммутационные возможности ресивера являются чрезвычайно показательными. Например, ни один из соискателей не оборудован входом Phono для подключения звукоснимателя. Отсюда вывод - несмотря на кажущуюся универсальность аппаратов, они в первую очередь рассчитаны на работу в домашнем кинотеатре. Об этом же свидетельствует и такой, вроде бы косвенный, факт, как маркировка разными цветами клемм для подключения акустики у моделей Harman Kardon, Marantz, Onkyo и Sherwood. Это сделано для исключения ошибок при коммутации многоканальной системы, а эксплуатация в стереорежиме даже не подразумевается. Самый, образно выражаясь, заядлый театрал в тесте - ресивер Yamaha - снабжен видеоконвертером, позволяющим привести все входные видеосигналы к одному (компонентному) знаменателю.
Кроме того, модели данного класса оборудуются шести- или даже семиканальным усилителем и соответствующими линейными входами/выходами, которые позволяют не только полностью реализовать потенциал многоканальных «суперных» аудиоформатов, таких как SACD и DVD-Аудио (для этого достаточно пяти каналов усиления), но и открывают широкие возможности для дальнейшего апгрейда всего театрального комплекса. Впрочем, иногда разработчиков, что называется, заносит: в угоду маркетологам они пичкают аппараты броскими и зачастую дорогостоящими функциями, которые, в конечном итоге, играют второстепенную роль. При этом забывается основное предназначение AV-ресиверов - реалистичное озвучивание многоканальных сигналов Dolby Digital/DTS или SACD/DVD-A.
Как показывает практика, в подавляющем большинстве случаев DSP-режимы бездействуют (сколь бы хитроумными ни были реализуемые в них алгоритмы, искусственность виртуального изменения акустики помещения остается очевидной). Это же касается и видеоконвертеров: любой современный телевизор справляется с разложением композитного сигнала до компонентного уровня лучше, чем AV-ресивер. Многостраничные экранные меню востребованы только в процессе первоначальной настройки и зачастую лишь усложняют ее. Словом, желание некоторых производителей сосредоточиться именно на звуке находит у нас горячую поддержку. И последнее: если перед вами стоит задача подобрать к AV-ресиверу DVD-проигрыватель, рекомендуем обратиться к августовскому номеру нашего журнала. В нем представлен тест универсальных аппаратов, способных читать как разнообразные видеоформаты, так и эксклюзивное аудио. Подбор компонентов от одного производителя позволит не только соблюсти единый облик AV-комплекта, но и реализовать централизованное управление по фирменным шинам или с помощью пульта ДУ ресивера, который, как правило, без проблем дружит с родными компонентами.

Denon AVR-1905

Harman Kardon AVR 135

Marantz SR4500

Onkyo TX-SR502E

Pioneer VSX-1015-K

Sherwood RD-8500

Yamaha RX-V657


Звук

Пожалуй, именно от «вокальных» данных AV-ресиверов будет зависеть степень правдоподобия происходящего на экране, и, следовательно, эмоциональный эффект от просмотра любимого фильма. Здесь в первую очередь важна качественная работа встроенных многоканальных декодеров, умеющих разделять каналы с минимальным взаимопроникновением сигнала. Не стоит умалять и возможности усилителя - он должен мгновенно и правильно реагировать на любое изменение в звуковой дорожке, будь то выстрел или шорох. По совокупным данным в лидеры здесь вышли три аппарата: Onkyo, Pioneer и Yamaha. Кроме того, высокие характеристики многоканального входа позволяют рекомендовать эти аппараты и для прослушивания эксклюзивных аудиоформатов. На фоне фаворитов достижения других участников теста не такие впечатляющие, хотя стоит еще раз отметить: их возможностей вполне достаточно для качественного воспроизведения звуковых дорожек с DVD. Минимальные баллы получил ресивер Sherwood - степень разделения каналов здесь ниже среднего по тесту и заметна асимметрия.

Конструкция

Оценивая конструкцию, мы в первую очередь отдавали предпочтение семиканальным ресиверам, а также аппаратам с аудиовходами/выходами 7.1 на борту. И дело даже не в числе усилителей, а в солидности блока питания: при работе в пятиканальном режиме запас по мощности выше, что улучшает воспроизведение динамичных саундтреков. В фаворитах две отвечающие заявленным требованиям модели - Marantz и Yamaha. Denon'у и Pioneer'у максимальную оценку помешал получить чуть «урезанный» до конфигурации 5.1 многоканальный аудиовход (при наличии выхода 7.1). Оставшиеся три аппарата, помимо того, что имеют только шестиканальные усилители мощности, вообще не оснащены многоканальными выходами, однако Harman Kardon все же остался в хорошистах благодаря наличию входа 7.1. Стоит отметить, что с точки зрения остальных коммутационных возможностей все представленные в тесте модели выступили очень хорошо. В их активе - достаточный набор цифровых интерфейсов (коаксиал и оптика), а также надежные винтовые зажимы на всех каналах для подключения акустики. Разумеется, традиционно присутствует сетевая розетка для подключения второго компонента (например, DVD-проигрывателя), а у моделей Harman Kardon и Yamaha - даже пара розеток.

Функции

Безусловно, наличие режима автоматической калибровки параметров многоканального звучания под акустические свойства помещения вносит неоспоримую пользу для первоначальной настройки AV-ресивера. Ведь подчас даже искушенному «театралу» бывает нелегко выставить на слух характеристики каждого канала. Более того, даже после кропотливой юстировки не исключена перестановка мебели - и все усилия сведутся на «нет». Конечно, для некоторых кинолюбов оперативно подправить звучание ресивера - не проблема. И все же приятно, если умная система автоматически проведет полную калибровку, причем всего за пару минут (для сомневающихся в возможностях умного аппарата ручная подстройка сохраняется). Такой возможностью обладают Pioneer и Yamaha, что при прочей их богатой функциональной оснащенности позволят поставить им максимальный балл. Нельзя не отметить у ресивера Harman Kardon наличие фирменного многоканального декодера Logic 7, однако принципиальное преимущество у него лишь одно - возможность прослушивать многоканальные фонограммы с сохранением объемности звучания через обычные - наушники (режим VMAx). Аналогичной функцией (она носит название Silent Cinema, т.е. буквально «молчаливое кино») оснащен и представитель фирмы Yamaha. Стать полноценным хорошистом аппарату Sherwood помешала невозможность декодирования сигнала DTS 24 бита/96 кГц.


Передатчик желаний
Требования к пульту ДУ чрезвычайно противоречивы. Он должен быть компактным, легким и вместе с тем иметь сравнительно большую площадь, чтобы кнопки располагались просторно и оставалось место для четко различимых сопроводительных надписей. Если он рассчитан на работу с несколькими устройствами (в данном случае так и есть), потребитель должен четко знать, каким аппаратом пульт управляет в данный момент. Наконец, самые «популярные» кнопки должны располагаться ближе к центру. Наиболее полно со всем вышеперечисленным согласуется пульт Pioneer, оснащенный ЖК-дисплеем.

Управление

Заметных аутсайдеров в данной номинации не замечено. Каждый аппарат оснащен многофункциональным пультом ДУ (большинство - программируемые), умеющим работать и с другими компонентами. Все соискатели предлагают различные решения, призванные повысить удобство управления. Например, несмотря на отсутствие OSD-меню, у Marantz SR4500 предусмотрен прямой ввод частоты и названий для радиостанций, что выгодно отличает его от конкурентов. Удобно работать с тюнером и в случае с Pioneer - алгоритм записи станций в память хорошо продуман. С другой стороны, перегруженное экранное меню не позволило присудить ресиверу Yamaha максимальный балл в данной категории. Любителям повозиться с точной подстройкой многоканального звучания стоит обратить внимание на модели Pioneer и Yamaha, отличающиеся самым малым шагом для корректировки: 0,5 дБ для установки уровней громкости каждого канала и 0,1 м для ввода расстояния от колонок до слушателя.

Выбор

Конечно, все представленные в тесте аппараты способны отлично работать по своему прямому назначению. Незначительная разница в основном в характеристиках встроенных декодеров важна лишь для фанатов AV-техники, для которых максимум ватт и децибелов стал чем-то вроде навязчивой идеи. Услышать разницу в звучании при глубине разделения сигналов 60 и 70 дБ практически невозможно. Однако мы все же отметим наиболее привлекательные модели в среднем классе AV-ресиверов. Приз симпатий получает Onkyo за лучшую реализацию идеи «главное - звук», а также Yamaha, несколько перенасыщенный функционально (это не позволило ему выйти в лидеры), но обладающий рекордными показателями при работе в режиме домашнего кинотеатра. Лавры победителя заслуженно достаются новейшей разработке компании Pioneer, наглядно демонстрирующей, как должен выглядеть современный AV-ресивер.

Модель Звук Сборка Функции Управ-ие $ Кач-во
Denon AVR- 1905 500
Harman Kardon AVR- 135 550
Marantz SR4500 570
Onkyo TX- SR502E 500
Pioneer VSX- 1015- K 620
Sherwood RD- 8500 480
Yamaha RX- V657 600

Использование данных материалов допускается только с разрешения автора.

Вступайте в закрытый клуб Pult.ru!
Подпишитесь на рассылку
и получите 500 бонусов 👋
Нажимая кнопку «Подписаться», я даю согласие на получение рассылок информационно-рекламного характера и обработку персональных данных.
Вы успешно подписаны!