С лампой на «ты»
Предварительный усилитель VTLTL-5.5 Series II Signature / Оконечный усилитель VTLS-200 Signature
Думаю, не погрешу против истины, если скажу, что в мире high end фамилия Манли звучит не менее весомо, чем фамилия Феррари в мире авто. Она - повод гордости, она же ко многому обязывает На сегодняшний день вполне можно было бы говорить о династии Манли. А начиналось все в Лондоне в 1983 году, где Дэвид Чарльз Манли основал компанию Vacuum Tube Logic, впоследствии переехавшую в США. На первых порах дистрибуцией продукции в Соединенных Штатах решено было озадачить старшего из трех детей Дэвида - Люка. Спустя 6 лет начинается производство студийной аппаратуры под торговой маркой Manley. В 1993 году, когда у отца и сына возникли разногласия по поводу дальнейшего развития бизнеса, решено было разделить компании. Дэвид остался у руля Manley, а Люку досталась VTL.
История знала массу подобных примеров. Для нас важно другое, Люк не сложил руки и не ушел из бизнеса, а наоборот - стал его развивать сообразно своим собственным взглядам и убеждениям. В 1997 году появляется предварительный усилитель TL-5.5, подтвердивший высокий уровень конструкторского мастерства и довольно быстро снискавший признание аудиофилов по обе стороны Атлантики. У нас на тесте присутствует «вторая серия» этого аппарата, радикально переработанная как с конструктивной, так и с функциональной точек зрения. Формально TL-5.5 Series II Signature - третий в линейке аппарат сверху или второй снизу, кому как больше нравится считать, по сути же, в нём используются наработки двух старших моделей, а опциональный блок фонокорректора попросту позаимствован из модели TP-6.5 Signature. Нам на тест достался аппарат без секции фонокорректора, чем и объясняется относительный простор внутреннего пространства.
Тут нужно заметить, что, несмотря на этот простор, TL-5.5 Series II Signature выполнен полностью балансным.
Согласно документации, усиление предварительного сигнала обеспечивается парой ламп 12AU7 и четверкой 12АТ7, в нашем случае это были ECC802S (аналог ЕСС82, незначительно отличающийся граничными параметрами и доработанный с точки зрения уменьшения микрофонного эффекта) и четыре ЕСС81, использующиеся в качестве буферных каскадов, от компании JJ Electronic. Управление громкостью осуществляется при помощи пары резистивных матриц LM1972M от Texas Instruments. Также существует возможность изменить коэффициент усиления на 6 дБ путем переключения тумблера на основной плате, перевести предусилитель в монорежим, отключить дисплей и т.д. Имеется также двунаправленный интерфейс RS232 для интеграции TL-5.5 Series II в систему «умного дома». Впрочем, последнее явно лежит за рамками нашей статьи, хотя, безусловно, мысль о том, чтобы управлять символом ламповой классики при помощи новомодного гаджета, кому-то вполне может показаться не лишенной здравого смысла. Для всех остальных есть пульт, щедро для лампового аппарата усыпанный кнопками. Помимо кнопок выбора входов, он позволяет, не вставая с кресла, выставить баланс между каналами. Для слушателей молодых, энергичных и порывистых в движениях существует кнопка Mute, для людей умудренных опытом и степенных логичнее будет воспользоваться кнопкой Fade. Ну и одноименная кнопка реверса фазы, без неё настоящему аудиофилу сердце не успокоить.
VTL S-200 - старшая на сегодняшний день модель оконечного стереоусилителя в традиционном горизонтальном форм-факторе, впервые показанная на калифорнийской выставке аудиотехники в августе 2013 года. Логика её появления была проста и диктовалась желанием предоставить наибольший выбор любителям музыки с самой разной степенью тугости кошелька. Иными словами, это модель, соединившая в себе технологические и звуковые решения, с успехом применённые ранее в моноблоках с индексами 185 и 450. Слово Signature также присутствует в названии именно этих трех моделей. Идентичны (с учетом количества каналов) и используемые в этих конструкциях лампы: пара ЕСС81 от JJ Electronic во входных каскадах, пара драйверов-фазоинверторов 12ВН7 от Electro-Harmonix и по 4 лампы 6550ЕН в каждом канале, как несложно догадаться по маркировке, всё того же саратовского завода приёмно-усилительных ламп.
Центральное место в корпусе VTL S-200 занимает массивный блок, осуществляющий контроль режима работы выходных ламп и обеспечение контроля токов смещения в зависимости от режима работы ламп и «ухода» характеристик в процессе эксплуатации. Безусловно, усилитель имеет возможность переключения режимов «триод/тетрод», в последнем случае мощность удваивается и, что логично, становится равной индексу усилителя, 200 Вт А вот что не безусловно, а скорее экзотично - S-200, подобно более старшим аппаратам, имеет возможность выбора одного из трёх заданных значений демпинг-фактора, изменяя выходной импеданс путем уменьшения обратной связи. Соответственно, это позиции LOW, MED и HI, которые для простоты понимания мы можем принять за обозначение глубины ОС.
Включив усилители в сеть, я дал им поработать и прогреться в течение получаса, хотя с самого начала было слышно,что они в этом не особо нуждаются. Связка с первых минут выдала выдержанный,правильный звук с верным распределением энергии по частотному спектру и мощным, проработанным и управляемым басом. Мы приступили к прослушиванию, предварительно переведя S-200 в тетродный режим, и с демпинг-фактором, соответствующим положению тумблеров LOW. TL-5.5 Series II и S-200 поражают удивительно детальным звучанием, которое было бы привычней ожидать от транзисторного тракта. В чем-то VTL и ведут себя как транзисторные аппараты. Это касается как разрешения в верхнем регистре, так и способности раскачивать серьёзные напольные акустические системы. Проверив работу усилителей с имеющимися в нашем распоряжении акустическими системами, я пришел к выводу, что все они наиболее полно раскрывались именно в режиме LOW. По всей видимости, даже со сложными акустическими системами, в том числе и с имеющими довольно неравномерную характеристику импеданса, S-200 справлялся уверенно. С другой стороны - сколько людей, столько предпочтений, да и сколько сегодня в мире выпускается акустических систем, наверное не скажет никто. Для кого-нибудь эта функция обязательно окажется полезной.
Выбор между триодным и тетродным режимом даёт гораздо более ощутимую разницу в звучании. И я бы не взялся судить о безусловном предпочтении одного перед другим. В данном случае выбор определяется музыкальным материалом, настроением и, возможно, вообще расположением звёзд. Мои звезды явно благоволили к триодному режиму на блюзовых записях и не противились тетрод-ному на большинстве роковых композиций. И дело не в большей мощности, а скорее в живости, страсти, напоре. Однако, справедливости ради, - всё это достаточно субъективно. Что же касается наиболее сложных музыкальных фрагментов, которые чаще всего оказываются записью классических произведений, то здесь я не стану ни советы давать, ни пускаться в пространные рассуждения о личных впечатлениях, поскольку гораздо важней, какие впечатления составит себе будущий обладатель усилителя.
При двукратной разнице в мощности между этими режимами субъективное восприятие уровня громкости меняется не столь кардинально, так что охотники до ватт могут не переживать. В большинстве случаев, S-200 уверенно заполняет среднестатистическую комнату громким и качественным звуком. Возможно, даже слишком громким, если это помещение небольшого объёма. И, возможно, в этом случае как раз и пригодится функция изменения коэффициента усиления в TL-5.5, если кого-то стеснит тот факт, что комфортный уровень громкости находится слишком близко к нулевой отметке.
Что касается выбора межблочных кабелей, то, несмотря на наличие буферных каскадов, замена межблочного кабеля одного производителя на кабель другого была слышна отчетливо, и местами предпочтения были столь явственны, что игнорировать их значило бы обманывать самого себя. И в большинстве случаев совершенно очевидным было предпочтительное использование балансных меж-блочников. Кому-то это может показаться банальным и теоретически ожидаемым, но ценность этого факта заключается именно в том, что теория подтверждается практикой, а как показывает опыт, так происходит далеко не всегда.
Мне очень понравились усилители VTL Можно долго расписывать их объективные достоинства, но есть в них что-то ещё. Что-то субъективное. Иррациональное. Они порождают ощущение, словно их сделали специально для меня. То есть если бы меня попросили набросать перечень моих пожеланий, то, по всей вероятности, результат был бы совершенно другим, по той простой причине, что всё это мне было попросту не представить в виде законченного решения. Для этого нужно быть ни больше ни меньше Люком Манли. Но теперь, когда я увидел эту пару от VTL, я её хочу. Наверное, даже больше, чем пожарную машину из витрины в моём детстве. Вот только ту машину мне уже никогда не купить. A VTL... Должны же мечты иногда сбываться!
ВЫВОД
VTL 71-5.5 Series II и S-200 - без преувеличения выдающиеся усилители, вдобавок образующие идеальное сочетание. Они унаследовали лучшие качества лучших ламповых решений: живость, натуральность и естественность подачи. Они сохранили лучшие качества профессиональной аппаратуры: реалистичность, универсальность и достоверность. Но для того, чтобы все это услышать и прочувствовать, останется самая малость - подобрать акустические системы столь же высокого уровня.