0

Сравнение

VIP Club

В России могут подорожать телевизоры.

23.12.2003
 
Ожидаемого игроками падения цен на телевизионную технику в этом году не произошло благодаря усилиям таможни и расширению потребительского кредитования. В следующем году это может привести к росту цен на эту продукцию

Российский рынок электроники и бытовой техники стабилизировался после некоторого падения весной этого года, и ожидаемого рынком серьезного падения цен не произошло. Об этом RBC daily сообщил генеральный директор компании «Полар» Эдуард Поляков во время подведения итогов работы компании за 2003 год, которое состоялось в среду. Уже сейчас участники рынка заговорили о возможном росте цен в будущем году. Во многом (опять же по оценкам игроков) ситуацию с падением цен удалось стабилизировать благодаря действиям таможенного ведомства, которое активно включилось в борьбу с «серыми» схемами ввоза в Россию телевизионной и бытовой техники, лишив тем самым «импортеров» возможности продавать технику по демпинговым ценам и оказывать давление на весь рынок. По мнению участников рынка, в следующем году это может привести к росту цен на телевизоры.

Падение цен на российском рынке электроники, в частности на телевизоры, было вызвано кризисом перепроизводства – в 2002 году в стране было произведено 2 млн телевизоров, а продано всего 1,7 млн. Перепроизводство естественным образом вызвало падение цен, которое к апрелю этого года достигло 15–20 долларов. Летом производители заговорили о возможности еще большего снижения. В частности, высказывалось предположение, что к Новому году цена на массовый телевизор с диагональю 21 дюйм может упасть до 100 долларов против 140. Производители прогнозировали жесткую конкурентную борьбу за потребителя, результатом которой и должно было стать падение цен. Некоторые производители отечественных телевизоров даже готовились начать демпинговать, что могло привести к обвалу рынка. Однако, как показало развитие событий, ожидаемого падения рынка не произошло, и уже к концу года цены вернулись на прежний уровень.

По мнению участников рынка, ситуацию удалось выправить во многом благодаря усилиям таможенного ведомства. «В этом году таможня всерьез взялась за борьбу с «серыми» схемами ввоза телевизионной техники в Россию, – отметил Эдуард Поляков. – До сих пор многие «импортеры» практиковали схему ввоза телевизоров в Россию в виде комплектующих и таким образом минимизировали таможенные пошлины. Это давало им возможность продавать товар по низким ценам». Активное использование «серых» схем не только уменьшало стоимость ввозимой продукции, но и наносило определенный вред российским производителям, которые вынуждены были снижать цены. «Теперь, после усиления таможенного администрирования, такая практика почти прекратилась, что и позволило выправить ситуацию на рынке и дать возможность отечественным производителям развиваться, предлагая все новые и новые продукты», – утверждает Эдуард Поляков.

В качестве еще одного фактора, позволившего удержать рынок от падения, участники называют расширение банковского кредитования, которое серьезно увеличило объем рынка. В 2003 году общий объем рынка телевизоров (включая и российские, и иностранные марки) в России составил 6,5 млн. штук (против 5 млн. штук в 2002 году). «Расширение спроса и увеличение емкости рынка произошло благодаря активному развитию банковского потребительского кредитования, а также снижению процентных ставок по кредитам, – сказал RBC daily президент ассоциации торговых компаний и товаропроизводителей электробытовой и компьютерной техники (РАТЭК) Александр Пляцевой – В настоящее время доля техники, продаваемой в кредит, составляет 25% от всего объема рынка». Эдуард Поляков согласен с тем, что во многом расширение спроса произошло благодаря потребительским кредитам, что также оказало свое влияние на стабилизацию рынка и возобновление роста цен.

Впрочем, расширением потребительского спроса и увеличением емкости рынка сумели воспользоваться не все производители. Так, свою долю на рынке увеличили компании «Полар», «Ролсен» и «Сокол». А «Рубин» и Erisson несколько сдали свои позиции, хотя «Рубин» по-прежнему занимает лидирующее положение среди российских марок: его доля на всем рынке составляет 7,4%. Лидерство же удерживают иностранные марки, в частности Samsung(20%) и LG (15,4%). В будущем году прогнозируется рост рынка до 7 млн телевизоров, одновременно произойдет усложнение рынка, что может отразиться на распределении долей рынка между игроками. «Рынок очень сильно усложняется, требуя профессионального подхода, – говорит Эдуард Поляков. – Необходимо по-другому подходить к таким понятиям, как качество, ассортимент продукции, маркетинг».

Как отмечают эксперты, рост отечественного рынка телевизоров может привести к удорожанию этого вида продукции. По мнению Александра Пляцевого, в будущем году иностранные марки ожидает подорожание в связи с усилением таможенного администрирования, что позволит более активно развиваться отечественным производителям, которые смогут увеличивать объемы продаж в занимаемой нише. «Мы прогнозируем, что в будущем году цены на все виды продукции вырастут в среднем на 5–10%, – говорит он. – Но этот рост будет плавным и для потребителя почти незаметным. Кроме того, в большей степени рост цен коснется новых и дорогих моделей. Остальные модели будут постепенно «устаревать» и, соответственно, цены на них будут снижаться». Однако с таким мнением согласны не все. Так, первый заместитель генерального директора компании «Электронные технологии», производящей телевизоры совместно с Белоруссией, Александр Кустливый делает более пессимистичные прогнозы. «Мы считаем, что в следующем году произойдет рост количества телевизоров, произведенных методом отверточной сборки, – сказал RBC daily г-н Кустливый. – Это отрицательно скажется на российских производителях, поскольку затраты на отверточную сборку и полное производство несопоставимы. Компании, занятые отверточной сборкой, могут продавать телевизоры по более низким ценам».
Вступайте в закрытый клуб Pult.ru!
Подпишитесь на рассылку
и получите 500 бонусов 👋
Нажимая кнопку «Подписаться», я даю согласие на получение рассылок информационно-рекламного характера и обработку персональных данных.
Вы успешно подписаны!